Театральный художник и сценограф Мария Трегубова рассказала «Снобу» о любимом городе, дебюте в детском спектакле и мечте о кругосветном путешествии.

Что такого сделал? Я — театральный художник, в основном занимаюсь визуальной драматургией, концепциями, декорациями и костюмами к спектаклям. Еще много преподавала и немножко работала в кино. Но все же основная сфера интересов лежит в театре, где мне посчастливилось встретиться с замечательными и очень разными режиссерами, хореографами и другими авторами. Оформила более 100 спектаклей, среди них: «Сказка про последнего ангела» и «Левша» в Театре Наций, «Дон Жуан» в Мастерской Петра Фоменко, «Алиса» в БДТ им. Товстоногова, «Сережа» в МХТ им. Чехова, «Все тут» и «Фаина. Эшелон» в Школе современной пьесы… хочется еще перечислять. Из тотальных инсталляций — «Я — Майя Плисецкая» в «Граунд Солянке», объекты к выставке «Русская сказка от Васнецова до сих пор» в Третьяковской галерее.
Этой осенью я буду занята… спектаклем для детей «Три поросенка» в Театре на Таганке. Каким-то образом я тут оказалась не только художником, но и автором пьесы. И вообще, делать детский спектакль оказалось намного сложнее и ответственнее, чем взрослый.
Горжусь, что за последний год у меня получилось… оформить несколько балетов. Среди них — «Место во вселенной» в МАМТе, «Две Анны», проект «Сияние» с Дианой Вишневой и Теодором Курентзисом. Вообще, балет для меня — непривычная и некомфортная зона. В нем намного больше ограничений, чем в драматическом театре и опере. Долго избегала работы в этом жанре…
А вообще в своей работе я больше всего люблю… сидеть в мастерской и что-то придумывать. В эти моменты как будто возможно все. Нет никаких ограничений: ни по деньгам, ни по объемам и монтажам, ни по времени. Уже потом приходится продираться через всю эту гору «невозможностей», но ты делаешь это уже ради рожденной идеи.
Не могу представить свой день без… На самом деле, могу представить любой день. Без чего угодно. Это же моя профессия и любимое занятие — что-то себе представлять.
Сейчас я чаще всего слушаю… аудиосказки, которые непрерывно ставят мои дети. Но еще у нас куча старых пластинок. Сейчас в нашем «топе» — Portishead, Amy Winehouse, Леонард Коэн, Lana del Rey, Beatles…
Сейчас я читаю… книги по профессии. Я живу на даче, и там большая библиотека. Выдергиваю всякие книжки, посвященные истории театра, режиссуре, работе актера, на случайных страницах открываю и что-то читаю. Не то что одну книгу от начала до конца, а немного — немного Станиславского, немного Кнебель или Эфроса, немного современных режиссеров. Еще читаю разные статьи и интервью про театр. В общем, все, что найду, все читаю, но спонтанно и обрывочно.
Хочу сходить, да все не хватает времени… в Дом Мельникова.
Не могу представить свою жизнь без… Могу как угодно представить свою жизнь, другое дело, что некоторые варианты меня не сильно прельщают. Например, жизнь без работы.
Стараюсь никогда… не отчаиваться.
И не люблю, когда другие… занудствуют.
Я считаю снобами тех, кто… самоуверен и высокомерен — в своей правоте, в своей позиции, в своем единственно верном понимании ситуации, мировоззрении и так далее. Думаю, это происходит из-за неуверенности и слабости. И тогда человека становится жалко. И я сама тоже иногда оказываюсь такой, упертой, и главное — вовремя себя спросить: «А может быть, все не совсем так или совсем-совсем не так?»
А сама я сноб, потому что… Я все же надеюсь, что я не окончательно сноб, но нередко замечаю в себе качества, которые мне самой бы в другом человеке не понравились. Чаще — в работе. Моя работа довольно напряженная и часто нервная. Я говорю про ту ее часть, когда идеи нужно воплотить в реальность. И вообще эта профессия не женская совсем. Для нее нужен мужской ум — более сдержанный, емкий, цельный. Я стараюсь охватить какие-то вещи, но, когда не получается, начинаю это возмещать эмоциональными всплесками, которые сама не люблю в других людях, и в себе не люблю, но далеко не всегда выходит иначе. Наверное, в этих состояниях бываю и снобом, и стервой, и занудой… Когда очень сильно увлечена каким-то делом и тем, чтобы оно свершилось в лучшем виде, как я себе представляла когда-то в мастерской, — отстаиванием профессионального результата, — то я и сама не замечаю, как становлюсь далеко не самым милым в общении человеком.
Когда хочу поднять себе настроение, я… просто сажусь в машину и быстро еду. Смотрю на небо и на какой-то пейзаж, который мимо проносится, — и сразу отпускает: от движения легче.
Я стараюсь следить за… всем, что происходит вокруг. У меня это, конечно же, не получается, но пытаюсь хоть как-то не терять чувство свежести. Интересно, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего. И это тоже часть профессии.
Мечтаю о поездке… вокруг света. Надеюсь, на старости лет это можно будет предпринять.
Город в России, куда я люблю возвращаться — это… Москва. Я без Москвы не представляю своей жизни. Она была бы очень грустной. Я очень люблю путешествовать, люблю куда-то ездить, но Москву считаю своим домом, и, несмотря на шероховатости этого города, все равно в свой дом всегда хочется вернуться.
Выставка «Я иду искать! Современное искусство в традиционном музее» — актуальное антропологическое исследование в формате тотальной художественной инсталляции. Экспозиция посвящена «обрядам перехода», которые переживает каждый человек. Среди представленных художников — сценограф Мария Трегубова, она оформила зал тотальной инсталляции «Спящая царевна, или Абонент недоступен». Работы Марии и других авторов можно будет увидеть до 8 марта 2026 года.
Свежие комментарии