На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

93 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей Гуляев
    Хорошо бы ещё узнать, как гора называется.Нирвана
  • Модест
    А сколько в год съедают жители Мадагаскара жителей Мадагаскара? Мучительный вопрос, прямо кушать не могу.Жители Мадагаскар...
  • igor vinogradov
    хочу такую кошкуНовая Зеландия на...

Карманные деньги для ребёнка: 5 рекомендаций родителям

Карманные деньги — это демоверсия взрослой жизни. И именно родители задают «правила игры» для своих детей

И именно родители задают «правила игры» для своих детей: как грамотно обращаться с деньгами, контролировать доходы и расходы, ставить долгосрочные цели и планировать покупки. От родителей зависит, будет ли ребёнок чувствовать себя уверенно в вопросах финансов или, напротив, тема денег будет вызывать тревогу.

А главное, именно взрослый формирует саму ценность денег.

Как с самого детства заложить основу здоровых отношений и самостоятельности в обращении с деньгами? Разбираемся вместе с детским нейропсихологом, автором вебинара «Финансовая грамотность» и проекта «Узнай, как лучше для ребёнка» Валентиной Паевской.

Когда появляются первые карманные деньги

Один из сложных вопросов, который встаёт перед родителями, — «С какого возраста можно начинать знакомство с деньгами?».

Финансовое воспитание мы начинаем не ранее 5 лет. Именно в этом возрасте с точки зрения развития головного мозга мы можем говорить, что ребёнок готов. У него начинает формироваться понимание абстрактных вещей, появляется чувство времени и навык планирования, а сами деньги перестают восприниматься как игрушка. 

Иногда родителям приходится отложить знакомство ребёнка с деньгами и на более поздний срок — не с 5, а с 6–7 лет. Хорошо, если вы успеете это сделать до начальной школы, когда ребёнку действительно будут нужны карманные деньги на различные расходы: еду, транспорт, канцелярские принадлежности.

Начать финансовое воспитание лучше до начальной школы. Так, вы заранее подготовите ребёнка к новой ступени самостоятельности и ответственности.

И это будет происходить под вашим контролем и с вашей помощью, а не хаотично, пока вас нет рядом.

Как финансовая грамотность связана со временем 

До 5 лет ребёнку сложно понять такие фразы, как «Надо отложить покупку на потом», «Тебе необходимо накопить эту сумму в течение 6 недель, чтобы хватило денег», «Если ты всё потратишь сегодня, то в течение недели больше ничего купить не сможешь».

Финансовая грамотность напрямую связана с умением планировать время. Поэтому до знакомства с деньгами необходимо познакомить ребёнка со временем и приобрести часы с простым циферблатом. Ребёнок должен знать времена года, месяца, дни недели, понимать движение часовой и минутной стрелок, уметь определять текущее время и знать, сколько времени ему требуется, например, для сборов в детский сад.

После понимания, как планировать время на повседневные дела, ребёнку будет проще понять планирование финансов и научиться грамотно распоряжаться ими.

Не торопитесь заводить банковскую карту

Мы живём в мире приложений, переводов и QR-кодов. Это действительно удобно, но в том случае, когда уже есть основы финансовой грамотности. Даже взрослые жалуются, что деньги исчезают с карты незаметно.

Если мы хотим научить ребёнка не просто тратить деньги, но и понимать их ценность, то начинать необходимо именно с бумажных купюр.

Во-первых, это материальные купюры и конкретные операции с ними: ребёнок протягивает деньги, получает сдачу, учится бережному отношению, аккуратно складывая в свой кошелёк. Банковские операции скрыты от глаз, мы просто прислоняем карту. И сегодня не только у детей возникает ощущение «волшебной палочки».

Во-вторых, с бумажными купюрами проще освоить навык планирования. Ребёнок видит, как сумма в его кошельке меняется — становится меньше после покупки или больше, когда вы выдаёте карманные деньги или он получает их в подарок на праздник. Он может понять, сколько денег требуется на покупку определённой вещи, хватает ли средств сейчас или требуется накопить.

Карта обязательно будет в жизни ребёнка, но чем позднее это случится, тем лучше. Вначале пусть ребёнок практикуется на купюрах и монетах.

Деньги «за что-то» или «просто так»?

Одна из самых распространённых ошибок родителей — платить детям за дела по дому или хорошие оценки. Всё кажется логичным: вынес мусор — получил награду, принёс пятёрку за контрольную — заработал деньги на карманные расходы. Мы думаем, так ребёнок поймёт саму ценность денег — то, как они зарабатываются и что не падают нам с неба. 

Однако вы заранее втягиваете себя в игру с плохим концом и манипуляции. Сегодня ребёнок выкинет мусор, а завтра 50 рублей будет мало. Сегодня ваш сын или дочь будут стараться хорошо учиться, а через месяц — просить дорогие подарки за каждую положительную оценку в дневнике.

Такая плата за непосредственные обязанности противоречит самому понятию «ценности денег», убивает внутреннюю мотивацию, желание помогать и лучше учиться. Но главное, происходит разрушение эмоциональной близости в семье.

Вспомните, как вы сами в детстве помогали с уборкой, потому что маме одной было тяжело. А вдвоём не только быстрее, но и можно после провести время вместе за играми, просмотром фильмов или пойти на прогулку. Вы вместе готовили завтрак, чтобы порадовать близких, помогали мыть окна. Порой некоторые бытовые дела, такие как лепка пельменей, приготовление пирогов и десертов, превращалось в ежегодную семейную традицию.

Помощь по дому — это не только обязанности, но и проявление заботы по отношению к близким. Сегодня — я, завтра — ты, послезавтра — вместе. 

Важно помнить, что карманные деньги должны существовать отдельно от домашних дел и оценок. Они нужны, чтобы ребёнок учился распоряжаться собственными средствами, делал ошибки, пробовал копить и планировать. Это его «тренажёр финансовой самостоятельности», а не зарплата за то, чтобы быть хорошим.

Сделайте карманные деньги предсказуемыми

Хотите, чтобы ребёнок научился планировать траты? Выдавайте одну и ту же сумму каждую неделю в один и тот же день. Это те карманные расходы, которые ребёнок может потратить так, как захочет.

Благодаря такой еженедельной постоянной сумме ребёнок понимает, что это его бюджет на неделю, и именно в этих границах он может выбрать, копить или тратить. Если все деньги ушли за два дня, придётся ждать до следующей недели. Захотелось игрушку дороже? Необходимо накопить. Не сто́ит добавлять недостающие 30 рублей, даже в долг или в счёт следующей недели, ведь именно на этом опыте формируется навык жить по средствам. Это лучшая «прививка» от будущих кредитов.

Избегайте и другой крайности — наказаний вроде «останешься без карманных денег». Если деньги можно забрать в любой момент, у ребёнка не будет чувства контроля над своими средствами. В итоге он не научится ими управлять, а усвоит только одно: от него ничего не зависит.

Финансовая грамотность — навык, которому не учат в школе. То, как ваш ребёнок в детстве научится управлять деньгами, их копить, разумно тратить, поймёт саму ценность денег, ляжет в основу его самостоятельной жизни в будущем без неразумных покупок и больших кредитов. Это тот фундамент и опора, которые дают уверенность в завтрашнем дне во взрослой жизни. И даже если ваш ребёнок уже подросток, никогда не поздно начать обучению финансовой грамотности.

Ссылка на первоисточник
наверх