На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

70 подписчиков

Свежие комментарии

  • Нина
    Лучше бы своих правителей отправили в приюты, тогда бы и сами зажили сытно.  Идиотизм шагает по европам.Жители Финляндии ...
  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    Это только начало, а потом начнут отдавать стариков в пансионы, детей и т.д... Вот нашли сами себе головную боль... Н...Жители Финляндии ...
  • Ирина52
    С чем нас всех и поздравляю. Антикоммунизм -всегда фашизм.Власти Кирова реш...

Беги, Роберт, беги! Лучшие фильмы Земекиса

26 ноября состоялся цифровой релиз нового фильма Роберта Земекиса «Тогда. Сейчас. Потом», в котором неутомимый голливудский экспериментатор с помощью своих старых знакомых со времен «Форреста Гампа» — Тома Хэнкса и Робин Райт — осваивает технологию real-time deepfake. По этому случаю «Сноб» решил вспомнить самые главные фильмы (и эксперименты) в карьере режиссера.

«Я хочу держать тебя за руку» (I Wanna Hold Your Hand) (1978)

Кадр из фильма «Я хочу держать тебя за руку»
Кадр из фильма «Я хочу держать тебя за руку»

Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes — 90/100

Рейтинг пользователей на IMDb — 6,8/10

Рейтинг пользователей на «Кинопоиске» — 7,6/10

Рейтинг пользователей на Letterboxd — 3,6/5

Старший товарищ молодого Бобби Земекиса — небезызвестный Стивен Спилберг —  настолько верил в успех своего подопечного, что взял на себя весь риск и поручился за него перед боссами студии Universal, чтобы они дали начинающему режиссеру снять его полнометражный дебют. Беспроигрышный вариант, подумали голливудские толстосумы, мы в любом случае в выигрыше: если все пойдет хорошо, мы откроем нового талантливого режиссера, а если ноунейм не справится, работу за него доделает Спилберг. Снятая по сценарию университетского друга Земекиса Боба Гейла музыкальная комедия «Я хочу держать тебя за руку», рассказывающая о первом приезде The Beatles в США в 1964 году, с треском провалилась в прокате, хоть и получила весьма благосклонные отзывы критиков. Зато Земекис на долгие годы приобрел верных друзей и напарников в лице продюсера Спилберга и сценариста Гейла, в компании с которыми впоследствии создал все свои главные фильмы, включая трилогию «Назад в будущее». К тому же в своем полнометражном дебюте режиссер впервые применил свой излюбленный прием: встроил игровых персонажей в документальные съемки с участием исторических фигур и знаменитостей — на полную катушку в этом плане он оторвется в оскароносном «Форресте Гампе».   

«После провала “Я хочу держать тебя за руку” я понял одну очень простую, но грустную вещь, — вспоминал режиссер позже. — Если ты сделал хороший фильм, это совершенно не значит, что его обязательно кто-нибудь захочет смотреть». 

«Роман с камнем» (Romancing the Stone) (1984)

Кадр из фильма «Роман с камнем»
Кадр из фильма «Роман с камнем»

Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes — 86/100

Рейтинг пользователей на IMDb — 6,9/10

Рейтинг пользователей на «Кинопоиске» — 7,7/10

Рейтинг пользователей на Letterboxd — 3,4/5

За кассовым провалом «Я хочу держать тебя за руку» последовала еще серия неудач. Следующий фильм Земекиса — «Подержанные автомобили» с Куртом Расселом (1980) — ждала примерно такая же судьба. А после того, как военная комедия Стивена Спилберга «1941», снятая по сценарию Роберта Земекиса и Боба Гейла, принесла своим создателям лишь убытки, за друзьями закрепилась репутация неудачников, пишущих сценарии, которые нравятся специалистам из киноиндустрии, но совершенно не находят отклика у зрителей. Режиссер долгое время оставался без работы, пока судьба не подкинула ему очередной шанс в лице еще одного именитого обитателя голливудских холмов — Макла Дугласа, который отважился доверить ему постановку приключенческой комедии «Роман с камнем». Заранее скептически настроенные студийные боссы после тестового просмотра единодушно пришли к выводу, что «Роман с камнем» ничего хорошего в прокате не ждет, и поспешили поставить крест на карьере молодого режиссера. Целый год работы, которую Земекис провел над проектом фантастической комедии «Кокон», полетел в мусорную корзину: продюсеры в срочном порядке отозвали его со съемок. Каково же было их удивление, когда «Роман с камнем» стал большим кассовым хитом.

Экзотические похождения контрабандиста (Майкл Дуглас) и успешной писательницы-романистки (Кэтлин Тернер) по колумбийским джунглям пришлись по вкусу массовому зрителю. Фильм был номинирован на «Золотой глобус» и получил продолжение — «Жемчужина Нила» 1985 года. Дуэт Дугласа и Тернер настолько приглянулся зрителям, что с их участием была снята еще одна картина «Война супругов Роуз» (1989).

На съемках «Романа с камнем» Земекис познакомился с еще одним постоянным участником его команды — композитором Аланом Сильвестри, который стал автором музыки всех его последующих картин.       

Трилогия «Назад в будущее» (Back to the Future) (1985–1990)

Кадр из фильма «Назад в будущее»
Кадр из фильма «Назад в будущее»

Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes — 93/100

Рейтинг пользователей на IMDb — 8,5/10

Рейтинг пользователей на «Кинопоиске» — 8,6/10

Рейтинг пользователей на Letterboxd — 4,2/5

В те смутные времена, когда Земекис сидел без работы, он вместе со своим другом-сценаристом Бобом Гейлом безуспешно обивал пороги голливудских студий с предложением купить сценарий о подростке, который перемещается из современности в 1955 год на машине времени. По словам режиссера, он до сих пор хранит в своем архиве письма с отказом всех крупных студий брать в работу проект фильма «Назад в будущее». «Большинство студий считали наш сценарий слишком вялым для подросткового фильма, но только не “Дисней” — те нашли его чересчур забористым». К счастью, после успеха «Романа с камнем» у Земекиса появилась гораздо больше поклонников среди студийных боссов, и «Назад в будущее» дали зеленый свет. 

Все дальнейшие события — уже давно история: творение Земекиса стало невероятно популярным во всем мире, со временем превратившись в фильм на все времена, количество поклонников которого до сих пор растет с каждым годом. «Назад в будущее» стал самой кассовой картиной года, принеся создателям вчетверо больше, чем вышеупомянутый «Кокон», со съемок которого недальновидные продюсеры поспешно уволили режиссера.

В основе сюжета фильма — подросток Марти Макфлай (Майкл Дж. Фокс), который из своего родного 1985 года перемещается в 1955-й на машине времени, созданной эксцентричным ученым Эмметтом Брауном (Кристофер Ллойд). Там незадачливый юноша случайно мешает знакомству своих родителей (Лиа Томпсон и Криспин Гловер), ставя под угрозу собственное существование. В последующую пятилетку «Назад в будущее» обзавелся двумя не менее успешными сиквелами, в которых Марти и Док Браун последовательно попадают сначала в 2015-й, а после — в 1885-й. 

В наши дни «Назад в будущее» — неотъемлемая часть современной мировой поп-культуры. Это одна из самых известных киновселенных, отсылки к которой множатся в геометрической прогрессии год от года, и просто неубиваемая франшиза, побочные продукты которой в диапазоне от комиксов до мюзиклов продолжают появляться до сих пор. Первая часть трилогии считается одним из величайших фильмов, снятых за всю историю кинематографа, и, по мнению Американского института киноискусства, входит в десятку лучших представителей жанра научной фантастики. Сценарий к «Назад в будущее» — да-да, тот самый, который отвергли больше сорока крупных студий Голливуда, — признан одним из самых смешных в истории кино. Три части похождений Марти и Дока зацементировали за Земекисом не только звание первопроходца спецэффектов, но и первоклассного мастера комедии. 

В «Назад в будущее» Земекис выработал прием, ставший еще одной его фирменной фишкой, которую он впоследствии использовал и в «Форресте Гампе», и в «Контакте», — открывающая сцена, снятая долгим сложноустроенным планом.         

«Кто подставил кролика Роджера» (Who Framed Roger Rabbit) (1988)

Кадр из фильма «Кто подставил кролика Роджера»
Кадр из фильма «Кто подставил кролика Роджера»

Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes — 96/100

Рейтинг пользователей на IMDb — 7,7/10

Рейтинг пользователей на «Кинопоиске» — 7,9/10

Рейтинг пользователей на Letterboxd — 4/5

Еще обучаясь в киношколе, Земекис, по его собственным словам, обратил внимание на отчетливый флер интеллектуализма, витающего среди большинства студентов. Но в отличие от университетских хипстеров, молодого Земекиса не интересовала французская Новая волна, он хотел снимать зрелищное зрительское кино. «Мы с Бобом (Гейлом. — Прим. ред.) хотели снимать голливудское кино. Нам нравились Клинт Иствуд, Джеймс Бонд и Уолт Дисней — все то, на чем мы выросли», — вспоминал режиссер позже. В перерыве между работой над сиквелами «Назад в будущее» Земекис довел эту идею зрелищности до максимума, а заодно ударился в столь любимые им эксперименты по совмещению анимации и игрового кино, которым впоследствии посвятит значительную часть карьеры в 2000-х. 

В сумасбродной пародии на нуарные детективы «Кто подставил кролика Роджера» режиссер виртуозно совмещает рисованную мультипликацию с игрой живых актеров. 

Действие фильма происходит в Голливуде в 1947 году в альтернативной вселенной, где персонажи знаменитых мультфильмов так же реальны, как и люди. Благодаря этой идее в фильме впервые встретились все самые знаменитые анимационные персонажи крупнейших голливудских студий: в одном кадре можно увидеть Багза Банни, Микки Мауса, Даффи Дака и Дональда Дака. Завязка типична для жанра: страдающего алкоголизмом детектива (Боб Хоскинс) нанимают, чтобы проследить за якобы неверной женой звездной мультяшки Кролика Роджера. 

После успеха «Назад в будущее» Земекис не мог не воспользоваться ситуацией и пустился во все тяжкие. «Кролик Роджер» стал одним из самых дорогих фильмов своего времени. Учитывая, что к концу 1980-х даже студия «Дисней» не рассматривала рисованную анимацию в качестве своего главного направления деятельности, проект был очень рискованным. Постпродакшн картины длился целых четырнадцать месяцев, в процессе были задействованы сотни аниматоров. Уровень компьютерных спецэффектов того времени оставлял желать лучшего, поэтому вся основная работа по совмещению анимационной и игровой частей фильма проводилась вручную. 

К счастью, заоблачный бюджет картины окупился в прокате в пять раз: «Кролик Роджер» занял вторую строчку итогового топа 1988 года, уступив только драме «Человек дождя». Фильм пробудил новую волну интереса к анимационным фильмам, послужив причиной так называемого Ренессанса студии «Дисней». Революционная в техническом плане картина стала новой вехой в истории мировой анимации и получила четыре премии «Оскар».    

«Смерть ей к лицу» (Death Becomes Her) (1992)

Кадр из фильма «Смерть ей к лицу»
Кадр из фильма «Смерть ей к лицу»

Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes — 57/100

Рейтинг пользователей на IMDb — 6,7/10

Рейтинг пользователей на «Кинопоиске» — 7,6/10

Рейтинг пользователей на Letterboxd — 3,7/5

Следующая работа Земекиса явно намного опередила свое время. Черная комедия «Смерть ей к лицу» — это яркая демонстрация того, как выглядел бы нашумевший в этом году боди-хоррор «Субстанция», не будь его создатели настолько непробиваемо серьезны. Как и персонаж Деми Мур в «Субстанции», главные героини картины в исполнении Мэрил Стрип и Голди Хоун сделают все, чтобы вернуть ускользающую привлекательность, но, заигравшись с эликсиром вечной молодости, в итоге превращаются в ходячие трупы, покрытые толстым слоем мейкапа.

Со «Смерть ей к лицу» Земекис вышел на новый уровень работы со спецэффектами. Это был первый фильм в истории, в котором используется сгенерированная компьютером кожа. Эти наработки вскоре были с успехом применены в «Парке Юрского периода» Стивена Спилберга. С телами героинь происходит много всего странного: шеи перекручиваются на 360 градусов, головы отваливаются, посреди туловища образуются огромные дыры, через которые можно полюбоваться пейзажем за спиной. Но все это выглядит скорее уморительно, чем жутко: не забываем про талант комедиографа у Земекиса. Добавьте к этому Брюса Уиллиса, который благодаря чувству юмора Земекиса перевоплотился из героя боевика в жалкого подкаблучника со смехотворными усиками, и станет вполне очевидно, что уровень странности фильма значительно превысил норму, принятую в мейнстримном американском кино. Массовый зритель начала 1990-х был не вполне готов к такой гротескной игре. «Смерть ей к лицу» не стал громким событием бокс-офиса в год выхода, но к нашему времени приобрел культовый статус — в ноябре 2024-го состоялась бродвейская премьера одноименного мюзикла.      

«Форрест Гамп» (Forrest Gump) (1994)

Кадр из фильма «Форрест Гамп»
Кадр из фильма «Форрест Гамп»

Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes — 75/100

Рейтинг пользователей на IMDb — 8,8/10

Рейтинг пользователей на «Кинопоиске» — 8,9/10

Рейтинг пользователей на Letterboxd — 4,1/5

На взлете карьеры у Земекиса поинтересовались, не хотел бы он создавать некомедийные фильмы, на что он ответил: «Я хотел бы уметь работать в любом жанре, но пока что слишком непоседлив для создания чего-либо по-настоящему серьезного». Видимо, к 1994 году уровень непоседливости режиссера значительно снизился и время пришло. Земекис решился на первую в своей карьере драматическую картину — «Форрест Гамп», рассказывающую о похождениях деревенского дурачка на фоне главных событий в истории США второй половины XX века.

Но Земекис не был бы Земекисом, если бы и в драматическом жанре не начал экспериментировать со спецэффектами — на этот раз они настолько мастерски вшиты в повествование, что почти незаметны. С помощью них главный герой общается с историческими личностями в диапазоне от Джона Кеннеди до Джона Леннона.

Отважившись на работу в серьезном жанре, Земекис не прогадал. «Форрест Гамп» стал вторым фильмом 1994 года по кассовым сборам в мире и получил шесть премий «Оскар», включая главные номинации: «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучшая мужская роль», «Лучший сценарий». Картина стала мгновенной классикой, которую оперативно разобрали на цитаты, и перезапустила карьеру Тома Хэнкса, доказавшего всем, что он серьезный актер, а не какой-нибудь там списанный в утиль комик из 1980-х.

«Форрест Гамп» по праву считается вершиной карьеры Земекиса. Многие годы фильм традиционно входит в топ-10 фильмов всех времен по версии пользователей как главного мирового киноархива IMDb, так и отечественного «Кинопоиска».   

«Контакт» (Contact) (1997)

Кадр из фильма «Контакт»
Кадр из фильма «Контакт»

Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes — 68/100

Рейтинг пользователей на IMDb — 7,5/10

Рейтинг пользователей на «Кинопоиске» — 7,9/10

Рейтинг пользователей на Letterboxd — 3,8/5

Но если в «Форресте Гампе» хватает комедийных элементов — пусть это может быть и смех сквозь слезы, — то следующий фильм Земекиса — сай-фай-драма «Контакт», снятая по мотивам одноименного романа, — максимально серьезен. Главной героине в исполнении великой Джоди Фостер — смелой и упрямой ученой Элли Эрроуэй — приходится противостоять одновременно государственной бюрократической машине и религиозным фанатикам, чтобы открыть тайны Вселенной.

В «Контакте» Земекис заходит на территорию своего закадычного друга Спилберга, создателя «Тесных контактов третьей степени» и «Инопланетянина»: Элли уверена, что установила контакт с инопланетными существами. При этом в фильме нет навязчивых спецэффектов или мощных экшн-сцен. «Контакт» из той редкой породы научно-фантастических фильмов, создатели которых исследуют противоречия между научным и религиозным подходом к миру, затрагивая темы любви, смерти, существования Бога. Неудивительно, что сотрудники NASA поместили картину на второе место в своем топе наиболее достоверных научно-фантастических фильмов, в то время как спилберговскому «Парку Юрского периода» досталась только десятая строчка.

«Изгой» (Cast Away) (2000)

Кадр из фильма «Изгой»
Кадр из фильма «Изгой»

Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes — 89/100

Рейтинг пользователей на IMDb — 7,8/10

Рейтинг пользователей на «Кинопоиске» — 8,3/10

Рейтинг пользователей на Letterboxd — 3,9/5

В «Изгое» Земекис не только вновь работает с любимым Томом Хэнксом, но и вновь экспериментирует — на этот раз с жанром монофильма (то есть фильма одного актера), представителей которого за всю историю кино можно пересчитать по пальцам. 

По сюжету главный (и, по сути, единственный) герой фильма в результате крушения самолета оказывается на необитаемом острове, где ему приходится терпеть всевозможные лишения и общаться с волейбольным мячом, нареченным Уилсоном. И вновь Земекису и Хэнксу, которому для этой роли пришлось сбросить около двадцати килограмм веса, удается успешно совмещать драму с комедией. Земекис на все сто процентов справляется с задачей экранизировать до боли всем знакомый сюжет про Робинзона Крузо так, чтобы от экрана невозможно было оторваться. При этом на протяжении 103 минут экранного времени в фильме не звучит ни одного лишнего звука — лишь тишина и редкие реплики Хэнкса. 

Во время годичного перерыва в съемках «Изгоя», в течение которого Хэнкс худел и отращивал волосы с длиннющей бородой, Земекис снял совершенно необязательный триллер «Что скрывает ложь» с Харрисоном Фордом и Мишель Пфайффер. Выпустив «Изгоя», Земекис на долгое десятилетие завязал с обычным игровым кино, начав активно экспериментировать с технологией захвата движения (motion capture) — методом анимации персонажей при помощи оцифровки движений реального человека. Рождественская сказка Земекиса «Полярный экспресс» 2004 года стала первым полнометражным фильмом в истории кино, целиком снятым посредством этой технологии. Впоследствии режиссер сделал еще два фильма с использованием захвата движения: «Беовульф» (2007) по мотивам одноименного англосаксонского эпоса и «Рождественская история» (2009) с оцифрованным Джимом Керри в роли Эбенезера Скруджа. Но это уже совсем другая история…

Подготовил: Роман Дранников

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх