На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

93 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей Гуляев
    Хорошо бы ещё узнать, как гора называется.Нирвана
  • Модест
    А сколько в год съедают жители Мадагаскара жителей Мадагаскара? Мучительный вопрос, прямо кушать не могу.Жители Мадагаскар...
  • igor vinogradov
    хочу такую кошкуНовая Зеландия на...

Анонимус путешествует. Вещь недели: маска Гая Фокса

Телеканал HBO запустил в разработку сериал по графическому роману Алана Мура «V значит “вендетта”». В 2005 году уже выходила одноимённая экранизация — важное явление массовой культуры. Главным визуальным образом истории стала маска Гая Фокса. Рассказываем, как на Западе она превратилась в символ протестов, а в России — в постироничный мем.

Гай Фокс, застигнутый на месте подготовки Порохового заговора, 1605 год, из книги «Взгляд в прошлое», 1900 год / маска Гая Фокса
Гай Фокс, застигнутый на месте подготовки Порохового заговора, 1605 год, из книги «Взгляд в прошлое», 1900 год / маска Гая Фокса

Графический роман V for Vendetta (1982–1989) Алана Мура и Дэвида Ллойда описывал антиутопичную Британию под властью фашистской партии, против которой восстаёт таинственный анархист в маске по имени V. Экранизация романа вышла в 2005 году под названием «V значит вендетта».

Картина появилась в непростое время. После событий 11 сентября 2001 года и последующей войны с террором тема усиления государственного контроля и ограничения свобод приобрела особую актуальность. Действие фильма, как и комикса, разворачивается в мрачной альтернативной реальности, но аллюзии на реальные страхи современности были очевидны. Когда премьеру фильма отложили, перенос даже связывали с терактами в лондонском метро летом 2005 года. По сюжету V как раз взрывает лондонский парламент с помощью начинённого взрывчаткой поезда метро. Кино начали обвинять в романтизации терроризма. «Глядя на экранизацию графического романа Алана Мура “V значит Вендетта”, я задался вопросом, действует ли до сих пор древний закон о подстрекательстве к мятежу и использовался ли он когда-либо для судебного преследования фильма» — писал в 2006 году Марк Кэрмод в The Guardian.

Кадр из фильма «V» значит Вендетта»
Кадр из фильма «V» значит Вендетта»

Основа образа V — фигура Гая Фокса, участника знаменитого Порохового заговора 1605 года в Англии. Заговорщики-католики планировали теракт против протестантского короля Якова I — хотели взорвать парламент. Но 5 ноября Гая Фокса поймали, пока он сторожил взрывчатку, и горе-террорист сдал своих подельников.

Радуясь, что король выжил, люди зажигали костры по всему Лондону. Праздник закрепился в британской культуре, и с тех пор ежегодно 5 ноября там жгут чучело Гая Фокса. В XVIII веке в канун праздника на улицах начали появляться дети, одетые в картонные маски Гая Фокса и просившие деньги для старины Гая. А ещё от имени заговорщика произошло английское слово guy — сперва так называли конкретное чучело, потом любое чучело, затем уродливого мужчину, а в конце концов — любого парня вообще.

Фильм «V значит вендетта» переворачивает традиционную оценку с ног на голову: Гай Фокс преподносится не как подлый предатель, а как смельчак, бросивший вызов тирании и сражавшийся за правду. Главный герой V фактически поклоняется Фоксу, выбирает его маску как символ и доводит до конца задуманное кумиром — с триумфом взрывает британский парламент в финале.

Кадр из фильма «V» значит Вендетта»
Кадр из фильма «V» значит Вендетта»

Уже через пару лет после выхода фильма маска Гая Фокса начала жить своей жизнью, перенеся дело V с экрана в мир. В 2008 году группа интернет-активистов, называвших себя Anonymous («Анонимусы»), выбрала маску Фокса в качестве своего эмблематического образа. Изначально Anonymous существовали онлайн на анонимных имиджбордах, но зимой 2008 года они решили выступить офлайн — против Церкви саентологии, которая заставила YouTube удалить видео с Томом Крузом, предназначавшееся для внутреннего пользования Церкви — то есть против цензуры в интернете. Чтобы протестующих не смогли идентифицировать частные детективы саентологов, они надели одинаковые маски. 10 февраля 2008 года сотни людей в масках Гая Фокса вышли на демонстрации у саентологических центров в разных странах, фото и видео разлетелись по миру. Именно с тех пор лицо самых разных протестов — маска Гая Фокса.

Ещё шире этот образ растиражировался в 2011 году, когда начались массовые выступления движения «Захвати Уолл-стрит». Люди в масках Гая Фокса выступали против социального неравенства и стремились привлечь внимание к преступлениям финансовых элит. Среди прочих на протест в маске Гая Фокса вышел Джулиан Ассанж. Символ не остался в прошлом, и даже при штурме Капитолия в 2021 году некоторые протестующие использовали его. Был бы повод, а маски Гая Фокса найдутся.

Антиправительственный «Марш миллионов масок» в Вашингтоне, организованный членами Anonymous, WikiLeaks, Пиратской партии, Occupy Wall Street и других активистских движений, 5 ноября 2013 года
Антиправительственный «Марш миллионов масок» в Вашингтоне, организованный членами Anonymous, WikiLeaks, Пиратской партии, Occupy Wall Street и других активистских движений, 5 ноября 2013 года

Маски засветились в политических протестах и за пределами западного мира. Так, в Индии группа из примерно сотни студентов и хактивистов Anonymous прошла в них по Мумбаи, протестуя против цензуры в интернете. В Бахрейне символ стал популярен среди оппозиционеров, из-за чего власти вовсе запретили ввоз масок Гая Фокса в страну. А вот в Канаде протестующим просто больше нельзя выходить на незаконные собрания в масках — за это грозит наказание вплоть до десяти лет тюрьмы.

Но всех, как обычно, переиграли дяди в пиджаках. Дело в том, что права на сам образ принадлежали Time Warner, материнской компании Warner Bros., выпустившей фильм, — и с каждой продажи лицензированной маски корпорация получала отчисления. Получается, что протестующий финансировал то самое мировое зло, с которым собирался бороться. Впрочем, нашлись умельцы, которые заказывали оптовые партии масок напрямую с азиатских фабрик, минуя лицензионные выплаты.

В России маску Гая Фокса ожидал свой путь. Образ, уместный в западной культуре, нам кажется излишне пафосным, и поэтому преломляется под натиском постиронии. В каком-то смысле, так он возвращается к истокам, когда маска была карнавальным элементом и котировалась больше среди детей.

Уже в начале 2010-х в популярных пабликах «ВКонтакте» ходили картинки с человеком в маске Anonymous, увенчанные «глубокомысленными» цитатами про свободу и заговоры. Можно поддаться обманчиво простой трактовке и сказать, что так авторы мемов высмеивали попытки подростков сопротивляться системе, но правильнее будет пойти дальше и заявить, что эти мемы высмеивали любой протест, низводя его до бессмысленного подросткового бунта.

Чем глубже мем-культура погружалась в абсурд, тем больше и мемы с анонимусом разъедала коррозия — так дело дошло до уже хрестоматийного вирусного прикола «взлом жопы». Он, опять-таки, высмеивает «крутость» образа антисистемного анонимуса, увязывая его с хайпом вокруг всесильности хакеров.

В конце 2020 года в России вступил в силу закон о запрете мата в соцсетях. На этом фоне высмеивание интернет-революционеров, чьи позиции оказались попраны, стало ещё более актуальным, и сеть заполнили мемы с героем в маске Гая Фокса и саркастичными цензурными фразами вместо мата — например, «ёкарный бабай».

К началу двадцатых изначальный смысл атрибута в российской интернет-культуре почти полностью утратился — например, крайне популярным стало видео, где подросток в маске Гая Фокса играет в компьютерную игру и повторяет фразу «повезло, повезло» бесстрастным голосом. Ещё одним мемом стал «снюсоед» — мифическое существо в маске анонимуса и капюшоне, которое бегает на четвереньках и ворует снюс. В обоих случаях это просто нестандартно, странно и поэтому смешно. Так от маски Гая Фокса в российском интернете отделился объект высмеивания и осталось высмеивание само по себе, которое можно прилагать к любому контексту.

Зато забавный образ несуразного анонимуса отлично прижился в маргинальных культурах. Например, баттл-рэпер с псевдонимом Пенистер (уже что-то из мира «взлома жопы») выступает в маске Гая Фокса и использует устоявшийся интернет-образ, чтобы в нелепом регистре обращаться с табуированными темами, затрагивание которых на баттлах исконно считается позволительным — и снова таким образом разрушается культура протеста.

Главная интрига, связанная с новым сериалом — сможет ли западная аудитория воспринимать на полном серьёзе образ V, актуальность пафоса которого будто бы осталась далеко в прошлом — теперь-то даже супергерои стали человечными и неуклюжими. Может быть, шоураннеры примут решение поддаться трендам и превратят всесильного анонимуса в «такого же, как и мы все», тем более что это впишется в концепцию единоликого легиона протестующих под масками Гая Фокса. Но больше всего, конечно, хочется, чтобы V остался таким же «крутым», как и раньше, а почуявший неладное американский интернет превратил его в героя нового вирусного мема yokarny babai.

Автор: Илья Склярский

 

Ссылка на первоисточник
наверх