До 31 марта в галерее М2 проходит выставка «Прошлого голоски». Экспозиция объединяет работы многих художников и рассказывает о бессознательном восприятии. «Сноб» поговорил с галеристом и куратором выставки Анастасией Локтаевой об архаичном сознании, снах и образах Древней Руси.

Выставка в галерее М2 — о влиянии принципов мышления прошлого на современную действительность человека.
На выставке «Прошлого голоски» собраны работы различных авторов, у которых основными визуальными выражениями выступают символы прошлого. Художники по-разному оперируют ими: полностью вливаются в образ или, наоборот, дистанцируются от него. В таких контрастах живет каждый из нас. Иногда мы блокируем эмоции, а иногда позволяем им руководить нами. Именно о последнем идет речь на выставке. Природная, бессознательная часть человека, его «мистическая реальность» выражается в архетипических символах прошлого. Они могут быть представлены в форме образов и знаков в сказках, мифах, во снах.
Вы не раз говорили, что данная тема вас особенно интересует. Почему?
Я давно занимаюсь исследованием прошлого. Меня удивляют те открытия, которые делали наши предки. Их вера спасала даже в самые сложные времена. Почитание своего рода, создание городов, искусства, развитие сельского хозяйства — всем этим мы обязаны религиозным воззрениям прошлого.Существование в «мистической реальности» не дестабилизировало человечество, а, наоборот, помогало в развитии, позволяло чувствовать ближнего, окружающий мир, пробуждало уважение к природе и ее проявлениям. Человек был частью окружающего мира.


В чем их отличия и сходства принципов восприятия прошлого и настоящего?
Мы формируем свою реальность, исходя из внешних факторов, видений, разумной оценки и выводов. А для архаического сознания важными были ощущения, эмоции, настроения. Наши предки пользовались тем же чувственно-моторным комплексом, что и мы, но ощущали совершенно другое. Например, нам важен облик пространства: цвет, высота потолков, размер и так далее. Раньше, наоборот, люди обращали внимание на то, что чувствуют, находясь в том или ином пространстве.
А как принципы мышления прошлого влияют на настоящее и как отражаются в повседневности?
Мы связаны с природой, хотя отделили себя от нее стеной из городов, домов и машин. Повседневность, наполненная делами, работой, решением насущных задач, не оставляет возможности для реализации наших бессознательных потребностей. Единственное место, где человек в полной мере ощущает себя в родной природной стихии, где рациональная часть прекращает свою работу, — это сон.
Как произошел этот переход от мистической реальности, в которой жил человек, к научному подходу? Что мы утратили и что приобрели
Мы умеем организовывать, выстраивать логические цепочки, находить факты, превосходно научились использовать свой ум для решения созданных им же задач. Но порой, тренируя одно, мы теряем из вида другое: как мы себя чувствуем, как ощущаем, какие настроения у нас возникают при выполнении разумных действий, делают ли они нас счастливыми. Идея обретения баланса между своей природной частью и разумной кажется мне наиболее важной в настоящий момент.
А как, на ваш взгляд, данную тему исследуют современные художники?
Именно в искусстве человек проявляется в «первичном состоянии» и выражает себя без рациональной оценки. В творчестве стираются границы, дозволенные разумом. Оно позволяет прикоснуться к миру прошлого, ощутить прежние связи и развить в себе новые. В фантазиях «первичные образы» становятся особенно видимыми. Такие художники, как Евгений Антуфьев, Нестор Энгельке, Ульяна Подкорытова, Влад Михайлов, Маду Ахмедова и Анастасия Локтаева, в своих работах живо реагируют на разнообразные следы прошлого, проявляя особую чувствительность к голосам предков и той силе, которая сейчас скрыта нами же от самих себя.Одна из задач искусства — раскрывать то, что забыто или спрятано в глубине каждого человека, транслировать первичное, природное, бессознательное состояние, выставлять его на обозрение, помогая каждому почувствовать свое собственное.




Можно ли выделить главный экспонат выставки «Прошлого голоски»?
Сложно выделить один экспонат, так как все работы выставки разделяются на этапы развития человека и считаются важными в своем отрезке времени. Андрей Кузькин, Нестор Энгельке, Евгений Антуфьев отвечают за глубокую архаику, Слава Нестеров, Маду Ахмедова — за рождение тотемизма и политеизма, а Влад Михайлов, Ульяна Подкорытова и Анастасия Локтаева — за более близкие нам образы Древней Руси.
Беседовала Александра Адаскина
Свежие комментарии