На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

58 подписчиков

Свежие комментарии

  • Гарий Щерба
    А  ЗАЧЕМ ТОГДА  ПОЗВОЛЯЮТ БАСУРМАНАМ   ПРОХОДИТЬ  РОССИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО , если билеты  НЕ ПРОДАЮТ....???? Может тог...Turkish Airlines ...
  • Надежда Белугина
    Думаю, многие гениальные люди бывают странными. Самое главное - Николаю надо создать условия для работы у нас в стран...Скрытный гений: ч...
  • Мусин Дамир
    Французам, заходящим в Армению, конкуренция ну ни на кой не сдалась. Шерифа не волнуют проблемы индейцев...Автор проекта «Ви...

Дрис ван Нотен: почему уходит из Dries Van Noten и что он сделал для индустрии моды

Почти 40 лет своей ярчайшей карьеры бельгийский дизайнер Дрис ван Нотен наглядно и без лишней экзальтации показывал, что такое настоящая мода. А уходя на пенсию, оставил нам оптимистическое завещание, в которое хочется верить.

Дрис Ван Нотен
Дрис Ван Нотен

19 марта Дрис ван Нотен объявил, что оставляет пост креативного директора собственного бренда Dries Van Noten, основанного в 1986 году. Эта новость спровоцировала целую волну скорбных и одновременно восхищенных постов в социальных сетях. Казалось, нет в индустрии моды человека, которого поступок бельгийца оставил равнодушным. В этом мире, полном жесточайшего прессинга, внезапных увольнений — за примерами далеко ходить не надо, буквально через пару дней работы в Valentino лишился всеобщий любимец Пьерпаоло Пиччоли — и дизайнеров, которые держатся за свое место до последнего вздоха, уход по собственному желанию в тихую деревенскую жизнь — явление крайне редкое.

Хотя совсем уж неожиданным такой демарш назвать нельзя: когда в 2018 году Дрис ван Нотен продал бренд испанскому концерну Puig, ходил слух, что в контракте прописано — пять лет они его не могут сместить с должности, а по истечении этого срока он уйдет сам. Но слухи — одно, а оставление собственного дома на пике формы, с прекрасными финансовыми показателями и не самой обширной, но безраздельно преданной армией фанатов — совсем другое.

Дрис Ван Нотен во время Недели моды в Париже, 1992 год
Дрис Ван Нотен во время Недели моды в Париже, 1992 год

Впрочем, дизайнер всегда умел идти особенной дорогой. Саму траекторию его карьеры — от самого улыбчивого участника «Антверпенской шестерки» до дизайнера, на плечи которого возложена неблагодарная обязанность из сезона в сезон доказывать превосходство старой школы над стилистами нового поколения, — банальной не назовешь. Как и удивительное отношение к его вещам: фашиониста самых разных мастей — от молодых инфлюенсеров до Анны Винтур — жонглируют его архивами, надевая платья и жакеты из коллекций 20-летней, 10-летней и 5-летней давности без всякого видимого стилистического усилия. Про многих модных классиков обожают говорить, что их вещи вне времени — и обычно это просто красивые слова. Тем более удивительно, что ван Нотену удалось с ним, безжалостным и вечно ускользающим, договориться по-хорошему.

Главный секрет дизайнера, по его собственным словам, «в терпении садовника»: у Дриса свой собственный дом с великолепным садом под Антверпеном. Тот, кто ухаживает за садом, всегда работает на будущее, причем такое, в котором ему самому, возможно, места уже не найдется. А еще он всегда готов к тому, что на каждом этапе что-то может пойти не так. Рецепт отменный и полный протестантской скромности, но рискну добавить к нему кое-какие приправы.

Показ Dries Van Noten Ready to Wear Spring/Summer, 1996 год
Показ Dries Van Noten Ready to Wear Spring/Summer, 1996 год

Начало цветения Dries van Noten пришлось на 90-е и ранние нулевые, золотой век современной моды, когда зрители рыдали на показах Александра Маккуина, задыхались от восторга на театральных шоу Джона Гальяно для Dior и потрясались разгулу фантазии Карла Лагерфельда для Chanel. И ван Нотен от этой феерии не отставал. Он соединял сложные технические и сценографические решения с драматическими саундтреками, от деконструированного Дэвида Боуи до раннего Канье Уэста и работ бельгийских минималистов, создавал для своих тонких и интеллектуальных образов идеально настроенное окружение из декораций и при этом всегда трогательно заботился о том, как будут чувствовать себя и участники шоу, и зрители.

Его показы были чуть ли не единственными в расписании недель моды, на которых всегда кормили, причем один раз, в промозглую погоду, совершенно непредсказуемым и негламурным гуляшом. Только тот, кто сам переживал многодневный фешен-марафон, может по-настоящему оценить невиданную широту этого жеста. Критик Тим Бланкс признавался в своих соцсетях, что не смог сдержать слез над этим гуляшом.

Финал показа Dries Van Noten Spring Summer, 2014 год
Финал показа Dries Van Noten Spring Summer, 2014 год

Модели тоже вспоминают о работе с командой ван Нотена с нежностью — он был готов ради них в последний момент изменить сценарий. Так случилось на показе весна-лето в 2014 году, когда в конце шоу девушки должны были выстроиться вдоль стены, а гости — подходить к ним максимально близко и фотографировать. Дрис понял, что это доставит дискомфорт моделям, и отказался от этой идеи.

«Я рассказываю историю людей через свою одежду, я должен уважительно относиться к тем, кто ее показывает, они очень важная часть этой истории» — так просто он объяснял свой подход еще в те времена, когда о ментальном и физическом комфорте в модной индустрии не принято было кричать с трибуны.

Громкие заявления — и вдохновляющие надписи на футболках — вообще не путь Дриса. Он умел говорить о феминизме при помощи сложного, но не «ломающего» фигуру кроя; о постколониализме — бережно собирая самые разные этнические мотивы, а не паразитируя на них; о прошлом — со светлой ностальгией; о будущем — с искренним восхищением и любопытством. И вело его вперед тончайшее колористическое чувство, позволяющее соединять неожиданные цвета в гармонические сочетания, и идеально настроенный внутренний камертон, который не давал прорваться ни одной фальшивой ноте в его стройную симфонию.

Дрис Ван Нотен, женская коллекция весна/лето 2004, Парижская неделя моды
Дрис Ван Нотен, женская коллекция весна/лето 2004, Парижская неделя моды
Дрис Ван Нотен, женская коллекция весна/лето 2011, Парижская неделя моды
Дрис Ван Нотен, женская коллекция весна/лето 2011, Парижская неделя моды
Дрис Ван Нотен, женская коллекция зима/осень 2013, Парижская неделя моды
Дрис Ван Нотен, женская коллекция зима/осень 2013, Парижская неделя моды
Дрис Ван Нотен, женская коллекция зима/осень 2016-2017, Парижская неделя моды
Дрис Ван Нотен, женская коллекция зима/осень 2016-2017, Парижская неделя моды
Дрис Ван Нотен, женская коллекция весна/лето 2014, Парижская неделя моды
Дрис Ван Нотен, женская коллекция весна/лето 2014, Парижская неделя моды
Дрис Ван Нотен, женская коллекция зима/осень 2024-2025, Парижская неделя моды
Дрис Ван Нотен, женская коллекция зима/осень 2024-2025, Парижская неделя моды

«Я чувствую, мне пора уступить дорогу талантам следующего поколения», — написал ван Нотен в прощальном письме. И за этим звучит не только желание наконец уже стать «благостным стариком, ухаживающим за прекрасным садом» — так он описал свою идеальную пенсию в интервью автору этого текста для российского Harper's Bazaar за апрель 2016 года, — но и твердая уверенность в том, что новые голоса в моде должны и будут звучать так же чисто, как его собственный когда-то. И это внушает надежду, казалось бы, давно увядшую на fashion-ландшафте, полном безликих коммерческих коллекций, бездумной погони за повесткой и желания усидеть на слишком большом количестве стульев. Если Дрис в современную моду верит, то кто мы такие, чтобы с ним спорить.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх