На 12-й Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow Ассоциация галерей представила стенд, посвященный коллекционированию тиражного искусства, где размещалась печатная графика от ПиранезиLAB, фотографические работы от галереи PENNLAB и Lumiere Gallery. Продолжая начатый на ярмарке разговор о рынке печатного искусства и фотографии в России, «Сноб» поговорил с Натальей Литвинской — основателем и куратором Lumiere Gallery — о том, как портфолио помогает фотографам заявить о себе в арт-среде, какие элементы биографии влияют на интерес коллекционеров и почему молодым авторам так важно сохранять свою аутентичность в условиях глобальной конкуренции.
Почему в эпоху социальных сетей и интернета портфолио фотографа продолжает оставаться важным инструментом для профессионального позиционирования? В чем его уникальная ценность по сравнению с доступными цифровыми платформами?
На арт-рынке мы используем термин фотографического отпечатка, который представляет собой отражение замысла автора, воплощенное в негативе или цифровом файле, проецируемое на тот или иной бумажный носитель. Будь то серебряно-желатиновая бумага, архивно-пигментная печать на бескислотных бумагах или пластификация. Все, что мы видим на экранах наших устройств, — лишь в лучшем случае иллюстрация фотографических работ того или иного автора, которая косвенно рассказывает об их существовании. Портфолио может иметь и цифровое воплощение, если его задача не участие в арт-рынке, а, например, способ получения контракта с фотоагентством или подача работ для конкурса. В случае участия в классическом портфолио-ревю вы показываете свои работы в конкретных видах печати, которые были выбраны вами для той или иной серии, и именно они комментируются ревьюерами.
Насколько в российской арт-среде востребован формат портфолио-ревю? На каких площадках чаще всего кураторы знакомятся с новыми авторами?
Портфолио-ревю — это запрос рынка. Активными ревьюерами в нем участвуют галеристы, кураторы фестивалей, гранты для фотографов и начинающие частные музеи. Я бы не сказала, что эти виды институций хорошо у нас развиты, помню только два-три профессиональных портфолио-ревю в России за последние 25 лет. Первое было инициировано и проведено у нас крупнейшим американским фестивалем Fotofest на территории музея «Гараж». Была также серия портфолио-ревю, которую мы организовывали в рамках фестиваля «Фотобукфест» на территории Центра фотографии на «Красном Октябре». Но все это было очень давно.
Какие аспекты биографии фотографа особенно привлекают внимание галеристов и влияют на их решение о сотрудничестве?
«Взрослые» галереи, как моя, редко работают с начинающими авторами, в основном это художники, уже имеющие серии работ на протяжении как минимум 10–20 лет, способные проследить свой творческий почерк, направления и актуальные высказывания. Любая творческая биография авторов с серьезным отношением к своему делу скрупулезно показывает и выставочную деятельность в галереях, участие в фестивалях, грантовых программах, творческих резиденциях. Важную роль играют и очерки арт-критиков на те или иные работы. Тем авторам, которые находятся в начале пути, советую прочитать рекомендации специалистов о том, как правильно собрать свой artist statement — письменное описание художником себя, своего творчества или своей работы, их достаточно в открытом доступе. Поверьте, начав эту работу, вам придется хорошо покопаться внутри и определить, в первую очередь для себя, о чем вы хотите сказать этому миру.
Какие элементы биографии художника могут повысить ценность его работы для коллекционера?
Все это очень относительно, и для каждого ценового сегмента рынка эти элементы разные. В случае начинающего автора уже прекрасно, если он нашел свою галерею или арт-дилера, который его курирует и помогает развиваться, представляет его арт-сообществу, донося его замыслы. В случае серьезных художников, безусловно, речь идет уже об участии в достойных групповых проектах, соло-выставках в топ-музеях той или иной страны, отделах фотографии, которые вызывают у рынка почтение и уважение. Коллекционеры, как правило, азартные люди, искренне любящие искусство, и наличие того или иного авторского отпечатка у другого собирателя неистово подстегивает их найти для себя такой же. Конкуренция в этой среде очень здорова.
Насколько важны для вас международные стажировки и выставки в биографии фотографа? Может ли успешное участие в зарубежных проектах стать ключевым фактором для галереи при выборе автора?
Есть резиденции, где художники плотно общаются, в том числе и международные. В мире много арт-вузов, дающих сильное образование непосредственно для самих авторов, оно очень сильно меняет мировоззрение многих из них, помогает найти себя. Международные проекты не панацея, и в каждой стране есть свои игроки со своей репутацией. Я доверяю именам, которые внесли свою лепту в курирование тех или иных проектов, выставок, коллекций. Их мнение для меня важно, но их территориальная принадлежность абсолютно вторична. В мире искусства давно стерты границы, опытные галеристы из Нью-Йорка возглавляют музеи в Китае, курируют выставки в Европе и так далее. Если эти люди дают высокие оценки тому или иному автору, я обязательно обращу на это внимание. Все это объясняет, что количество выставок ничего не меняет. Меняют отношение имена тех, кто был рядом. Здесь правило: меньше, да лучше.
А как профессиональное портфолио влияет на шансы российских фотографов на успешное продвижение за рубежом?
Портфолио — лишь отражение художественной идентичности автора. У него может быть безупречная печать работ, но сами работы не вызовут отклик ревьюера. Профессионализм необходим галеристу, а художнику нужна уникальность, актуальная и необходимая этому миру в конкретном сегодняшнем контексте. Причем контекст в зависимости от территории может сильно меняться. Западный мир предпочитает прежде всего свое образование. Художники, его получившие, имеют больше шансов попасть в групповые проекты, фестивальные выставки и познакомиться с участниками сообщества уже на этапе обучения. Это не значит, что вход в западный мир закрыт. Он открыт, но с условием открытого свободного мышления. Часто российские авторы стремятся сделать не хуже зарубежных коллег, в итоге 99% работ сливаются с работами молодых западных фотографов, аутентичность улетучивается. И в заключение, чаще всего профессиональные игроки делают выбор в пользу местного художника.
Влияет ли на восприятие коллекционеров то, что автор сотрудничает с коммерческими брендами? Насколько важно для фотографа, работающего в арт-среде, демонстрировать разнообразие проектов в своем портфолио?
Коммерческие бренды в свое время создали целую плеяду великих фотографов в мире моды, но я бы не делала акцент на слово «коммерция». На успех и развитие влияет творческий потенциал и наставничество. Гениальные Александр Либерман и Алексей Бродович «вырастили» целую фотографическую школу фешн-фотографии, на которой мы до сих пор учимся. Такие коллаборации — «звездный билет» для везунчиков, а все остальное — наращивание мастерства за деньги. Разнообразие — прекрасное определение, необходимое во всех аспектах жизни. Но рано или поздно художник выработает почерк, который знает и ценит аудитория. Одно другому не противоречит, но я за многообразие и развитие — оно важнее.
Каким образом биография фотографа помогает создать историю вокруг его работ? Важно ли для коллекционеров понимать, кто стоит за созданием работы?
Творческий путь художника редко бывает простым. Разные периоды сильно влияют на поиски себя и формирование идентичности, работы, которые создаются в такие моменты, всегда имеют отличительные черты и свои замыслы. Исторические и политические события тоже часто задают вектор. Коллекционеры небезразличны к этой информации, часто она играет важную роль при покупке. А зачастую рассказ галериста может спровоцировать новый взгляд на тот или иной объект рассмотрения.
Насколько важен для молодого автора опыт участия в арт-резиденциях и образовательных программах?
Сегодня этих опций большое количество, они не все равнозначны, но выбор достаточен. Их «воздух» необходим каждому художнику — это колоссальная энергия, способная генерировать новые идеи, новые планы.
В каких случаях недостаток профессионального образования может компенсироваться сильным портфолио?
Портфолио — отражение автора. Им нельзя ничего компенсировать. При общении с художником на портфолио-ревю вы не только просматриваете работы, но и внимательно слушаете его. Я работала ревьюером в США, Китае, России. И успех всегда был только при совокупности этих двух составляющих. Человек может закончить лучшие фотошколы, купить самые дорогие камеры и иметь финансовые возможности печатать свои работы бесконечно, но это не продвинет его в историю фотографического искусства ни на миллиметр, если он не ответит себе на вопрос, хочет ли он изменить мир своим творчеством, не научится видеть и чувствовать мир, привносить в него то, что никто не смог привнести до этого.
Беседовала Анастасия Хохрякова
Свежие комментарии