На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

67 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталья Середа
    Если власть будет для народа, а не для себя и своего клана, тогда и повода не будет ее критиковать и оскорблятьРоссиян начнут ли...
  • Александр Ляшенко
    Ублюдок,где и кем названа причина отравления в твоём посте?С какой целью,ты,падаль, это пишешь?Монетезируешь слухи. з...Названа причина с...
  • Людмила Абрамова
    7 терапевтичных хилинг-романов- и не одного российского автора..продвигаем запад!!! (((7 терапевтичных х...

Кураторы выставки «Седьмое небо» — о преодолении пространства через фото

Организаторы посмертной выставки фотографий Дмитрия Маркова рассказали «Снобу» о том, почему слово «фотохудожник» звучит плохо, как документалистика противостоит нейросетям, что переводит фотографию в статус современного искусства и чем Марков важен для современной культуры.

Сноб: Это первый персональный проект Маркова с тех пор, как его не стало.

Как родилась задумка этой выставки? Возникали ли сложности при ее подготовке?

Лилиана Маррэ: Лилиана Маррэ: Мы с Димой были знакомы с 2019 года. До этого с фотографией мы системно не работали. Единственный фотограф, который у нас был представлен, — это Валерий Кацуба. Его фотография — совершенно другого типа, это «новая академия». Но мы сразу поняли, что работы Димы — действительно что-то очень крутое.

Тогда он работал с дилером, который находился во Франции, и утвержденная технология, по которой печатались работы, была недоступна в России. Когда Дима перестал работать со своим французским агентом, мы встретились с ним и подписали дилерское соглашение. Мы выкупили работы, которые были у него во Франции, чтобы вернуть их в Россию, и начали планировать наше сотрудничество. Но проект в итоге пришлось отложить из-за событий 2022 года.

Мы продолжали показывать коллекционерам те работы, которые у нас были, и согласовывать проведение серии выставок с региональными музеями. Это процесс не быстрый, музейное планирование в отличие от галерейного гораздо сильнее растянуто во времени. Лишь в ноябре 2023-го мы встретились с Димой, посмотрели наш выставочный план и поняли, что ждать какого-то оптимального времени для проведения выставки уже просто нет смысла. Он начал придумывать концепцию, готовить материал. Выставка была запланирована на конец мая, а «защита» концепции  — на конец февраля. Но меньше чем за неделю до назначенной даты Димы не стало.

Сноб: И поэтому галерея по этическим соображениям перенесла выставку?

Лилиана Маррэ: Это было не совсем так. Мы все были в состоянии шока и не знали, что делать дальше. Возникли новые организационные вопросы, которые нужно было решить. Мы еще не были знакомы с наследницей Димы, его родной сестрой Татьяной. Познакомились мы через три недели после его смерти. Ей сразу же стало поступать много информации с разных сторон, и она относилась очень осторожно ко всем запросам. Созвонившись несколько раз, мы приняли решение все-таки делать эту выставку и не отступать от намеченного плана. Это было не совсем так. Мы все были в состоянии шока и не знали, что делать дальше. Возникли новые организационные вопросы, которые нужно было решить. Мы еще не были знакомы с наследницей Димы, его родной сестрой Татьяной. Познакомились мы через три недели после его смерти. Ей сразу же стало поступать много информации с разных сторон, и она относилась очень осторожно ко всем запросам. Созвонившись несколько раз, мы приняли решение все-таки делать эту выставку и не отступать от намеченного плана. 

Дмитрий Марков 
Дмитрий Марков 

Сноб: Что в концепции выставки осталось от первоначальной идеи Дмитрия?

Владислав Ефимов: Владислав Ефимов: Его идея, конечно, была немного переосмыслена. Он работал в двух современных и выигрышных форматах. 

Во-первых, это книги. Книжный формат позволяет создать тематическое высказывание в фотографии. Появляется последовательность и тактильность, необходимая тому типу фотографии, которым занимался Дмитрий.

Второе — интернет-формат. В нем он был первопроходцем. Дмитрий стирал границы и создавал длинные высказывания. Поэтому надо рассматривать нашу выставку, исходя из того, что он занимался особыми вещами — путешествиями, освоениями пространства (как географического, так и художественного). Я надеюсь, что с региональными музеями мы тоже будем делать его выставки, потому что есть на это спрос, к этому есть интерес. Этот автор заслуживает колоссального внимания.

Лилиана Маррэ: Выставка живущего автора, который сам создает свой проект, и кураторский проект, — это абсолютно разные вещи. У Димы, по его словам, был материал, который он планировал показать, с новой концепцией, которую он должен был нам презентовать. И обычно наши выставки на 90% — это авторское высказывание ныне живущих художников. С наследием мы практически не работаем.Но выставка, которая получилась, — совершенно другая. Их нельзя связывать между собой, это разные вещи. Ефимов: Да, автор сделал бы все по-другому. Наша выставка — это  скорее музеефикация. Это так же интересно, как и авторское высказывание. Потому что это добавляет к двум-трем авторским форматам взаимодействия с публикой еще один — архивный. Он более спокойный и предлагает более вдумчивый взгляд на работы Дмитрия.

Сноб: Как Дмитрий повлиял на сегодняшнее российское фотоискусство?

Владислав Ефимов: Ответить на этот вопрос сложно. Потому что нет сегодня какого-то единого «фотоискусства» в России, оторванного от современного искусства.Я бы не называл Дмитрия срединным словом «фотохудожник», он именно путешественник, документалист, человек, который постоянно нам что-то доказывал. В его фотографиях — преодоление пространства, какая-то концептуальная позиция. Почему концептуальная? Потому что Дмитрий работал с современными медиа, а в документальной фотографии важно даже не то, что ты делаешь, а то, для какого пространства, для какого освещения своей позиции ты это делаешь. Иными словами, что ты хочешь доказать. Из этого вытекает и качество работ.

Позиция Дмитрия — гуманистическая. Он показывает нам: вот люди, вот преодоление, вот пространство, некое общее поле, в котором мы все находимся. И каждый человек, который смотрит на его работу, сам себе доказывает очень многое. В этом важная функция искусства: оно не дает нам ответа на какие-то вопросы, оно нас подталкивает ко внутреннему разговору с самим собой, с пространством, с фигурой автора.

Кузаранда, Карелия, 2018 год
Кузаранда, Карелия, 2018 год
Юрьевец, 2017 год
Юрьевец, 2017 год
Остров Ольхон, 2016 год
Остров Ольхон, 2016 год
Кострома, 2019 год
Кострома, 2019 год
Новоржев, 2016 год
Новоржев, 2016 год

Сноб: А в чем грань между современным искусством и фотографией? Почему галереи почти не занимаются фотографами?

Лилиана Маррэ: Я не разделяю медиумы современного искусства в целом. Просто такова специфика: галерея системно не работала с фотографами до Дмитрия. Не потому, что мы не хотели заниматься фотографией или считаем, что фотография — это не современное искусство. Просто по стечению обстоятельств она не попадала в наше поле, и мы не встречали на нашем пути какие-то яркие имена, с которыми мы хотели бы начать работать.Фотография — это один из медиумов искусства. У многих наших художников есть диджитал и видео-арт. Мы, например, работаем с художником, который занимается роботизированными инсталляциями, а не живописью. Поэтому могу сказать, что и Дмитрий Марков для нас — такой же художник, как и все остальные. Его отличает только то, что инструментом для создания искусства в его случае была фотография.

Сноб: А почему тогда слово «фотохудожник» воспринимается, так сказать, ругательным в вашей среде, в этой арт-отрасли?

Владислав Ефимов: Слушайте, ну это слово просто какое-то устаревшее. Оно как бы наполовину «запрещенное» даже. Мы его не употребляем. Слово «фотохудожник» указывает на то, что человек делает фото с каким-то дополнительным художественным смыслом. А кто тогда не «фотохудожник»? Любой современный фотограф вполне может быть деятелем искусства. Может быть, он даже сам об этом не знает. Но Дмитрий, конечно, знал. В принципе, это такой разговор теоретический. Мы работаем вот на этом художественном пространстве с любыми медиумами, не разделяем их на фотографические, художественные и какие-нибудь еще. Потому что для нас важно все-таки направление мысли, концептуальность. И очень важна работа с определенным типом высказывания и пространством, что делал Дмитрий. У него был тип высказывания рассчитанный, правильный, острый, резкий. Он всегда обращал внимание на пространство, когда снимал и когда показывал людям свои работы.

Печоры, 2019 год
Печоры, 2019 год
Прохладный, 2019 год
Прохладный, 2019 год
Саратов, 2021 год
Саратов, 2021 год
Улан-Удэ, 2019 год
Улан-Удэ, 2019 год

Сноб: Можете назвать авторов, равноценных для современного искусства?

Владислав Ефимов: Вспоминается покойный Владимир Куприянов, например, мой большой друг, фотограф-концептуалист. Он работал с подобного рода пространством. Я имею в виду территорию страны и ее душу, как бы «гений местности», гений людей, которые населяют эту местность. Он начал это в конце 1980-х. Тогда не было ни интернета, ни вот этого нового типа высказывания, которым занимался Дмитрий, но были какие-то другие способы доносить свою позицию. У него есть направленность на «душевность», на гуманизм и на отношения с людьми.Но сегодня важнее все-таки другое. Сегодня из-за нейросетей мало доверия к документальным фото — слишком много вокруг «дополнения» реальности и мало самой реальности. Ее теперь надо как-то доказывать. Фотографы должны доказывать ее своим путем, своим путешествием, своим усилием.

Сноб: По какому принципу выбирались работы Дмитрия для выставки?

Лилиана Маррэ: Работы на выставке — выбор куратора, который расставил свои акценты.  Дима не успел нам передать новые материалы, которые он планировал показать на проекте, и мы даже смутно не представляем, что это могло бы быть. На выставке представлены самые разные фотографии из разных городов России, 2014–2023 год. 

Владислав Ефимов: Я уже говорил о формате. Было бы лучше, если бы Дмитрий сделал проект с новыми работами, со своим высказыванием. Это всегда очень ценно, когда художник живет, развивается, когда мы видим его работы как бы в действии. И автора видим в развитии. Можем с ним поговорить, попросить у него комментарий… Но у нас несколько «вынужденный» формат, хоть и имеющий право на существование. Однако это все-таки формат музейный, архивный. Работы отбирали по композиции и по некоему общему впечатлению. Это формализм в хорошем смысле этого слова. Мы хотели показать его манеру строить композицию.

Сноб: Почему выставка называется «Седьмое небо»?

Лилиана Маррэ: Оно достаточно многозначное, к «драматургии» развития экспозиции оно хорошо подходит. 

Владислав Ефимов: Когда я услышал это название, оно мне страшно понравилось, потому что работы и структура нашей выставки очень подходят к этому названию. У нас два зала с его работами. Первый — как лента, там работы очень близко друг к другу расположены, тут прослеживается мотив путешествия, перетекания одного в другое. Во втором зале, этажом повыше, напротив, все более торжественно, а работы расположены на расстоянии друг от друга. Возникает ощущение «небесности»…

Подготовили Екатерина Алабина и Алексей Черников

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх