На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • Гарий Щерба
    А  ЗАЧЕМ ТОГДА  ПОЗВОЛЯЮТ БАСУРМАНАМ   ПРОХОДИТЬ  РОССИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО , если билеты  НЕ ПРОДАЮТ....???? Может тог...Turkish Airlines ...
  • Надежда Белугина
    Думаю, многие гениальные люди бывают странными. Самое главное - Николаю надо создать условия для работы у нас в стран...Скрытный гений: ч...
  • Мусин Дамир
    Французам, заходящим в Армению, конкуренция ну ни на кой не сдалась. Шерифа не волнуют проблемы индейцев...Автор проекта «Ви...

Мастер и Маргарита. Это о чем?

Когда мне довелось прочитать М&М (а в 1986 году, это могло только «довестись», роман в СССР издавался тогда…

Когда мне довелось прочитать М&М (а в 1986 году, это могло только «довестись», роман в СССР издавался тогда только в журнальном варианте и достать его было почти невозможно), впечатление оказалось сильным.Сегодня, когда этот роман читан-перечитан десятки раз, изучены горы литературоведческих произведений, просмотрены фильмы… ощущения, конечно, иные.Но я вспоминаю то, первое.

Что задевает в этом произведении Булгакова? Действие? Надо сказать, что М.Булгаков действительно «изобрел» совершенно новый вид экшена: до него темные силы выглядели совершенно иначе. Они были ужасны, или, по крайней мере, их пытались таковыми изобразить. Они могли быть такими, как в «Фаусте», но нигде до Булгакова, они не были наделены столь колоритным чувством юмора, или сатиры, если угодно. Да, это действительно новаторски и хорошо. Но роман, все-таки, привлекает не только и не столько сценами (по сегодняшним дням совсем невинных) хулиганств Бегемота и Коровьева. Есть иное – главное, что отличает М&М, от всех остальных произведений о дьяволе, делающих роман уникальным.

Мировая литература до Булгакова была полна описаниями взаимодействия человека с дьяволом, а сегодня не только полна, но и переполнена. Схема однообразна: дьявол дает нечто, взамен требует самое дорогое, чаще всего – душу. Человек всегда борется с дьяволом и его слугами. А кто в романе Михаила Афанасьевича воюет с силами всемирного зла? Поэт Иван Бездомный и милиционеры? Кто еще? Главным героям это не приходит в голову. Почему? Вот здесь и суть: дьявол у Булгакова исполняет роль, которую не исполнял ни в каком ином случае - утешителя и успокоителя. Он прилетел в душную Москву для того что бы покарать гонителей Мастера. Мастер его об этом не просил. Воланд сам пришел и наказал. А Мастеру дал то, в чем он более всего нуждался – покой. Вселенское Зло в романе - положительный герой. И заметьте, дьявол-Воланд в романе абсолютно бескорыстен, ничего (включая душу) он не требует в обмен на свои благодеяния (как не дико звучит это слово, применительно к их источнику). Высшее, огромное зло, дьявол, черт, Люцифер, сатана, лукавый, демон… оказывается той , позитивной по смыслу романа, силой, которая так нужна и Мастеру, и Маргарите для отмщения.

Роман М.Булгакова М&М своей достаточно завуалированной сутью противостоит идеям христианского смирения и всепрощенчества. Конечно, Булгаков написал сказку, в которой он реализовал самое жгучее, накопившееся к концу его жизни, желание отомстить своему окружению и за содеянное, и за равнодушие. Булгаков-Мастер слаб и немощен, но месть в сказке состоялась, поскольку в созданном автором M&M волшебном мире есть "высший судия" для наказания "наперсников разврата". Но это совсем не Божий суд. Это идет из другого, противоположного лагеря. Да, Мастер в романе недееспособен. Он не может отвергнуть «дары» Воланда. Но общий настрой романа в связке Мастер-Воланд создается Маргаритой, душой привязанной к Мастеру. Именно Маргарита создает импульс их, в завершении романа совместной, тяги к мщению.

Сила романа еще и в том, что его основная линия – месть за страдания Мастера, сопровождается описанием параллели – страданий Иешуа. Аналогия доведена до такой степени, что для полноты и завершенности романа в этом его смысле, не хватает только сцены спасения Воландом Мастера от сожжения на костре советской инквизиции.

Иешуа добр, смиренен, страстотерпим …, но идущие за ним не получали и никогда не вкусят сладость самого яркого душевного лакомства – мести. А именно это ощущение реализует автор в своем романе, а вслед за ним и любящие это произведение читатели.

Именно современному читателю идея наказания за попрание справедливости в том виде, в котором это описал Булгаков - без собственного участия, наиболее близка, а ее реализация безмерно желательна. И совсем не важно, кто и что несет вам это наслаждение созерцания наказания тех, кого вы считаете виновными в ваших бедах, ощущение реализованной чужими руками вендетты.

Если это черт, значит это черт.

 Если интересно, то: 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх