На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

77 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nina Pudikova
    Бог в помощь!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Появилась информа...
  • Людмила Лепаева
    Беременная будет таджичка так ей сразу квартируВ Орловской облас...
  • Eduard
    Наполеона тихонечко отравили.Как мило!За что судили Мар...

Александр Шадрин: Никогда не думал, что у меня будет своя коллекция Сальвадора Дали

В галерее «Дали & Пикассо» открылась новая выставка работ Сальвадора Дали, большинство из которых впервые экспонируются в России. Владелец коллекции Александр Шадрин рассказал «Снобу» о том, как и через кого собирал произведения сюрреалиста, а также о том, как дружил с Михаилом Шемякиным и как придумал уникальный конкурс для народов Севера в России.

Александр Шадрин
Александр Шадрин

Как вы начали заниматься коллекционированием?

Для того чтобы заниматься коллекционированием, нужно иметь свободные финансы. Все финансирование культуры начинается тогда, когда появляются сверхденьги, которые направляются не на производство или обогащение, а на создание окружающего мира. Это интереснее, чем просто зарабатывать деньги. Вы можете заработать много-много денег, но вы не будете жить так интересно.

Первые деньги, заработанные еще в 1988 году, я направил сначала на покупку местных уральских художников, а уже потом начал собирать Дали и Пикассо. Может быть, повлияли мои детские воспоминания. В 14 лет в библиотеке, в закрытом хранилище, я смотрел каталоги. И это был другой мир! Босх был в открытом доступе, а Дали находился в спецхранилище. Запретный плод всегда сладок. В итоге, когда у меня появилась возможность выезжать за границу и посещать музеи там, выставки работ Дали были первыми, на которые я отправился. Но я никогда не думал, что у меня будет своя коллекция. 

Первую выставку Дали в России проводил Миша Черепашенец в 1994 году. Тогда я уже хотел купить работы, но я хотел купить именно так, чтобы не было никаких вопросов, то есть у того, кто либо работал с Дали, либо владел авторскими правами. Поэтому стал искать, изучать, налаживать контакты. И основной массив работ я приобрел именно у тех, кто работал с Дали: Бенджамин Леви, Жан-Кристоф Аржеле, Пикассо — у галереи Мадура (мастерская Мадура во французском городе Валлорисе, где Пабло Пикассо создал тысячи работ с 1947 по 1971 год. — Прим. ред.). То есть работы куплены у тех, кто непосредственно общался с художником. Потому что, если невозможно купить у художника, надо приобретать у тех, кто был знаком с ним, чтобы не наткнуться на подделку.

В перестройку все началось с вашего знакомства с Михаилом Шемякиным…

Да, я работал с ним. Я первый в Советской России провел ему около сотни выставок — ему, его жене и дочери. Так что я для Миши очень много сделал. Ну и он для меня много сделал. Он ввел меня в этот мир. Нас познакомил Александр Глезер (писатель, поэт, журналист, издатель, коллекционер, один из организаторов «Бульдозерной выставки» в Москве. — Прим. ред.), за что я ему очень благодарен. Миша Шемякин много рассказывал о художниках, очень аккуратно рассказал правду про все, что происходило. Очень аккуратно, понимаете. Потому что мир художника, особенно нонконформистов, очень сложный. Если была бы возможность работать в России, они бы не уезжали никуда.

С конца 1980-х годов вы начали проводить постоянную выставочную деятельность. Стали успешным дилером. Как возникла такая идея, как вы взялись за нее?

Кстати, ни разу никто не задавал так вопрос (смеется). Во-первых, я не видел ничего в этом страшного, потому что это же организация бизнеса. Как и сейчас, хотя уже, правда, меньше занимаюсь, я отдалился, но сын занимается. 

Я занимался этим как бизнесмен. Спросил Шемякина: а чего ты не выставляешься? И все — заключил контракты. С музеями вел переговоры, тогда еще все по телефону делалось. Это было довольно примитивно. Но на ура прошло. Я скажу, что выставки Шемякина пользовались еще более грандиозным успехом, чем выставки Дали. Народу было больше. В Москве, когда первый раз Шемякин выставлялся в 1990-х годах, был фурор. У него действительно тогда финансовое положение было довольно тяжелое. А я прилетал каждые две недели, привозил ему наличные. Но это большого труда не составляет. Самое сложное было организовать рекламу. На завоевание каждого нового города уходило две недели: изучить средства массовой информации, с кем рекламу вести, как вести. Каждый город имеет свою специфику. За две недели я все изучал и организовывал бизнес-проект по продвижению выставки. Это было интересно.

Экспозиция в галерее «Дали & Пикассо»
Экспозиция в галерее «Дали & Пикассо»
Экспозиция в галерее «Дали & Пикассо»
Экспозиция в галерее «Дали & Пикассо»
Открытие выставки «Женщины-цветы»
Открытие выставки «Женщины-цветы»
Открытие выставки «Женщины-цветы»
Открытие выставки «Женщины-цветы»
Александр Шадрин проводит экскурсию по выставке «Женщины-цветы» в рамках выставки в галерее «Дали & Пикассо»  
Александр Шадрин проводит экскурсию по выставке «Женщины-цветы» в рамках выставки в галерее «Дали & Пикассо»  
Александр Шадрин проводит экскурсию по выставке «Женщины-цветы» в рамках выставки в галерее «Дали & Пикассо»  
Александр Шадрин проводит экскурсию по выставке «Женщины-цветы» в рамках выставки в галерее «Дали & Пикассо»  

А какие у вас связи по коллекции Сальвадора Дали установились?

С Бенджамином Леви я долго вел переговоры. Леви — владелец авторских прав на большинство скульптур, которые находятся у меня. Так вот, мы с ним договорились, дочка вела переговоры, я прилетел и просто, как купец, выбирал. Это куплю, это беру, это беру, вот к одним часам «Постоянство памяти» подошел, говорю: беру — нравятся мне эти образы времени. Он говорит: нет, не продается. Почему? А часы одни на три музея. То есть 18 лет мы искали эти часы! И в итоге купили у какого-то коллекционера, на аукционе. 

Графика покупалась у Жан-Кристофа Аржеле. Дали закрывали в доме, чтобы он никуда не вышел, потому что знали, что он прохиндей — деньги получит и уйдет. Пьер Аржеле, отец нынешнего владельца галереи, он жил в закрытом пространстве, пока Дали не закончит и не подпишет работы.

Фрэнк Хантер, главный специалист по подлинности графических и скульптурных работ Дали, президент Фонда архива Дали, знает нашу коллекцию, мой сын Ярослав Шадрин с ним приезжал на встречи, он нам подсказывает, что покупать, а еще он написал предисловие к нашему каталогу.

Еще одна большая коллекция собрания вашего фонда — артефакты индейцев доколумбовой Америки, золото ацтеков и инков, которые были показаны в России в рамках проекта «Эльдорадо. Сокровища индейцев».

Не золото, а артефакт, потому что там золото, тумбага, либо камень, жадеит. Но там не только золото, есть тотем шамана. Шаманский портал Хосе Бенитеса Санчеса — мы в Мексику ездили, проводили годы переговоры с его сыном, чтобы нам продали портал в виде круга.

Золото покупали на аукционах в Америке. Из других стран вывезти золото нельзя, и должна быть информация об этом золоте, провенанс. Если этот предмет не был известен до 1980 года, он изымается из оборота и поступает в страну предполагаемого происхождения. Поэтому покупать надо на аукционах, где информация открыта. А консультантом у нас выступал, например, Спенсер Трогмортон, попечитель музея Метрополитен, директор департамента доколумбовых приобретений. Мой сын с ним сдружился, был у него дома. Он говорит: давай я тебя буду консультировать, бесплатно. Так он удивился, что русские интересуются. И сейчас знают в мире, что мы купили эти предметы, и из Америки поступают нам предложения выкупить обратно эти предметы. 

Лучшее у нас — это, конечно, корона Уари. Причем мы сами готовили всю информацию о том, что это за предмет, описание для таможни, когда ввозили в Россию. Нет специалистов по доколумбовскому золоту. В Европе в частных коллекциях этого золота нет, в России нет в музеях. Есть подарок колумбийского одного премьера в Испании, но, возможно, это золото будет изыматься и отправляться обратно в Колумбию — вопрос об этом уже подняли. О том, что все предметы, которые были незаконно вывезены, должны быть отправлены обратно.

Из проекта «Графика Народов Севера»: В. Моисеев, «Путина» (слева) / М. Старостин, «Рыбак»
Из проекта «Графика Народов Севера»: В. Моисеев, «Путина» (слева) / М. Старостин, «Рыбак»
Александр и Ярослав Шадрин с богатым убранством королевы Уари из семейного собрания
Александр и Ярослав Шадрин с богатым убранством королевы Уари из семейного собрания

Есть проект фонда, которым вы гордитесь? 

В современной России мы единственные, к примеру, провели конкурс среди наших малых народов «Графика народов Севера». От Архангельска до Владивостока были художники на конкурсе. Мы привезли 30 художников в Москву и научили их печатать линогравюру. Среди этих 30 художников было три председателя Союза художников. То есть люди уже в возрасте соревновались со своими студентами за право приехать в Москву, пожить здесь. Мы их обучили. И они напечатали линогравюру. Потому что не все умеют ее делать, это целая технология. А обучали их лучшие преподаватели столичных вузов. Единственное условие: художники должны были работать в местной технике, представлять местную культуру. Итоговую работу они сделали, часть тиража оставили нам, часть забрали с собой, и мы продаем их работы в своей галерее и направляем деньги им.

То есть такая просветительская миссия у фонда есть?

У нас во всем просветительское, потому что я все-таки изначально учитель. И главное: нам хотелось бы донести подлинное в нашем видении, а наше видение находит отклик не только в России, но и на Западе.

Беседовала Елизавета Авдошина

 

Ссылка на первоисточник
наверх