На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

72 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Акулов
    И в условиях холода погибнут первыми тонкие... А толстые выживут... То есть толстые люди - это один из *защитных б...В защиту полных
  • Владимир Акулов
    Еда - это большое удовольствие ... Пищевой полезный * наркотик *...Можно сказать , *оральный секс*... ** У некото...В защиту полных
  • Владимир Акулов
    Велосипеды уступают дорогу машинам...А машины уступают дорогу поездам... ТОНКИЕ УСТУПАЮТ ТОЛСТЫМ!В защиту полных

Первая леди русской сцены — к юбилею Алисы Фрейндлих

В Петербурге отметили 90-летний юбилей Алисы Бруновны Фрейндлих, Народной артистки СССР и почетного гражданина города. Торжественный вечер прошел в БДТ имени Товстоногова. В 2018 году «Сноб» выпустил специальный номер, посвященный столетию БДТ, в котором главред Сергей Николаевич написал про Алису Бруновну текст — личный, проникновенный, излучающий ту самую искренность, которой она всегда делилась со зрителем.

Сегодня, когда город снова аплодирует великой актрисе, мы публикуем это эссе.

Алиса Фрейндлих, 1994 год
Алиса Фрейндлих, 1994 год

Ее первый спектакль в БДТ назывался «Киноповесть с одним антрактом». Сколько лет прошло, а было будто вчера. Сине-голубой зал, забитый под завязку, очки Товстоногова в импортной модной оправе, поблескивавшие где-то в глубине директорской ложи, Дина Морисовна Шварц, главный стратег его триумфов, тревожно и печально вглядывавшаяся в сгущающуюся полутьму: все ли критики правильно рассажены, все ли на своих местах? 

Я только что получил из ее рук контрамарку, и она сокрушалась, что лучше места устроить не смогла. 

— Вы же понимаете, это все из-за Алисы! 

Одним безмолвным жестом, как в балетной пантомиме, она обводила вестибюль, где волны зрителей прибывали, как во время шторма, грозя снести на своем пути невозмутимых билетерш. И всю эту бурю, носившую, как и полагается, нежное женское имя. 

«Бедствие всеобщего обожания» — любимое выражение Беллы Ахмадулиной — как раз про Алису Фрейндлих. Тогда, теперь, всегда. На кого-то это бедствие обрушивается в юности, калеча на всю последующую жизнь, а кто-то познает его в зрелые годы, с меньшими рисками для психики и душевного здоровья. Тем не менее актеру всегда надо быть готовым к тому, что за неистовым поклонением может последовать обидное охлаждение, а за массовым ажиотажем — полное равнодушие. 

Фрейндлих это не грозило. Ее любили всегда. Страстно, трепетно и пылко. Причем с годами все больше. Как английскую королеву, которая под старость вдруг обрела невиданную популярность и у себя на родине, и за пределами Туманного Альбиона. Я думаю, сходство с Алисой Фрейндлих тут в одном: люди крепко держатся за мифы и легенды, дающие им ощущение неизменности бытия. Есть имена, без которых нельзя себе представить нашу жизнь. Есть лица, на которых отпечаталось со всеми своими морщинками наше время. И наконец, есть голос… Неповторимый голос прекрасной сказочницы. Чистейшее сопрано, заставившее нас когда-то поверить, что «у природы нет плохой погоды». За одну эту песню ей можно быть благодарным всю жизнь. А ведь Фрейндлих не только пела в «Служебном романе», она там явила одно из самых впечатляющих преображений за всю историю советского кинематографа. Причем без всякого фотошопа и компьютерных изысков. На дворе был 1977 год, мы еще не знали таких слов, как «ботокс», «филлеры», «блефаропластика». В ее распоряжении была только влюбленная камера Владимира Нахабцева и французская компакт-пудра Lancôme, которая ей тогда по случаю досталась. Но и этого хватило, чтобы кадры с участием Алисы светились абсолютным счастьем и немеркнущей красотой. 

Алиса Фрейндлих в фильме «Служебный роман»
Алиса Фрейндлих в фильме «Служебный роман»

Это потом она в своих интервью объясняла, что вообще-то очень нефотогенична, что все операторы с ней ужасно маются и что, оказывается, в кино существует «магическая точка» Фрейндлих, которую еще надо суметь вычислить путем долгих проб и ошибок. «И вот тогда, из слез, из темноты, из бедного невежества былого…» В жизни прежде всего бросается в глаза, что она очень маленького роста. На сцене это, надо сказать, совсем не заметно. В кино тоже. Но в жизни она типичная травести, приговоренная своей внешностью к ролям разных девочек и мальчиков из тюзовского репертуара. Это в наши дни стало дурным тоном назначать на детские роли взрослых актрис. А когда Фрейндлих начинала, только они и играли мальчишей-кибальчишей и томов сойеров. Смотреть на это сейчас без содрогания невозможно. Тут случайно из бездн YouTube я выудил маленькую сцену и песенку Малыша из «Карлсона» в ее исполнении. И это было так прелестно сыграно, с таким вкусом и правильной дистанцией, с такой трогательной точностью схвачена интонация застенчивого и странноватого инопланетянина с вихрами, в коротких штанишках. Причем без всякого умилительного сюсюканья, а как-то очень по-взрослому. С чувством бесконечного достоинства, которого совсем не ждешь от маленького мальчика. Алиса Фрейндлих — это прежде всего и во всех обстоятельствах внутреннее достоинство. Прямая спина, доброжелательный, но как бы отстраняющий от себя все случайное и ненужное взгляд. Особый, мгновенно узнаваемый ленинградский выговор — каждое слово как фарфоровая чашка на блюдце. Никакого, даже легкого намека на нервный дребезг или московскую ленивую, вальяжную протяжность. 

Алиса Фрейндлих в роли Малыша в спектакле «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» на сцене театра Ленсовета
Алиса Фрейндлих в роли Малыша в спектакле «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» на сцене театра Ленсовета

Фрейндлих по национальности немка. И не только по крови, но и по западной манере существования на сцене. Очень деятельная, всегда подвижная, привыкшая легко заполнять собой пространство сцены и быстро-быстро, с максимальным напором так произносить свой текст, чтобы никто не успел заскучать. Впрочем, даже когда она молчит, оторвать от нее глаз невозможно. Кто-то называет это «магией», кто-то — «эффектом присутствия». Не знаю. Думаю, и то и другое, но есть что-то еще: врожденная привычка быть в центре, фокусировать на себе внимание зала, идущая еще с тех времен, когда вокруг нее выстраивался целый Театр. И делал это ее муж, замечательный режиссер Игорь Владимиров. 

От их союза, продлившегося почти четверть века, мало что осталось для театральной истории: какие-то телевизионные фрагменты, обрывки, эпизоды, заснятые второпях и при плохо выставленном свете. Только один их спектакль — «Люди и страсти» — удостоился полноценной записи. И в этом тоже проявлялось отношение к их театру. Казалось, он обречен всегда быть вторым после товстоноговского БДТ, проходить по разряду многообещающих и талантливых, но так и не достигших первого места в высшей театральной лиге. Впрочем, место там было только одно. И оно было прочно занято. И ни всесоюзная популярность, ни толпы жаждущих «лишнего билета», ни бешеный успех и аншлаги, ни «Красные стрелы», привозившие и увозившие толпы московских поклонников, — ничто не могло изменить судьбу Театра им. Ленсовета и его руководителя. Он был приговорен оставаться вторым. Представляю, как это ранило красивого, представительного и обаятельного Игоря Петровича Владимирова. 

Тогда мы ничего этого не знали. Тем более что ленинградские дела были всегда скрыты от столичных московских глаз туманом многозначительных умолчаний и тайн. Помню только свое ощущение абсолютного восторга от гастролей Театра Ленсовета в 1976 году, проходивших в Театре им. Маяковского. Столько страсти, столько неподдельной энергии, такая жажда реванша жила в этих зонгах, в актерской игре на разрыв, наотмашь! Режиссура Владимирова была в чем-то прямодушной и даже грубоватой. Изыск и благородство привносила в нее именно Алиса Фрейндлих. Она неутомимо плела свои словесные и вокальные кружева, демонстрируя поразительный актерский диапазон: могла играть старух и детей, красавиц и уродин, королев и простолюдинок. Наверное, со времен ее тезки Алисы Коонен ни одна актриса в нашем театре не могла похвастаться таким обширным репертуаром, как у нее. Ни у кого не было такой свободы выбора и одновременно такой мощной режиссерской поддержки. Особенно это было заметно, когда она играла в «Преступлении и наказании» Катерину Ивановну. Великая и недооцененная ее роль, вся выстроенная как пластический монолог, где горячечная речь Достоевского задавала ритм предсмертной пляске. Так вдруг пыталась танцевать на своих последних концертах Эдит Пиаф, зная, что может упасть и умереть в любую минуту. И так играла Фрейндлих, бренча в бубен городской нищенки и сумасшедшей. Все спорят, кто лучше всего выразил душу Петербурга в театре — Смоктуновский, Юрский или Олег Борисов. По мне, так Катерина Ивановна в исполнении Алисы Бруновны и есть эта самая замученная душа, чистое страдание, одетое в нищее вдовье платье. Эти ее молящие руки, царапающие воздух, и какие-то непонятные французские слова, которые срывались с губ в предсмертной горячке перед тем, как она падала замертво. Дорого бы я сейчас отдал, чтобы снова это все увидеть и пережить. Но нет, это невозможно. Этого театра больше нет. И он закончился много раньше, чем Алиса Фрейндлих перешла Фонтанку через Лештуков мост и отдала свою трудовую книжку в отдел кадров БДТ. Ведь она была советская артистка, и ей надо было, чтобы шел стаж.

Но дело, конечно, не в стаже. Надо смириться, что существуют тайны, которые так и останутся нераскрытыми. Почему расстались Фрейндлих и Владимиров? Почему она ушла из Театра Ленсовета? Что послужило причиной их разрыва? Есть разные версии заинтересованных и в меру компетентных лиц, но главная героиня упорно молчит уже больше тридцати пяти лет. Признаем за ней это право. Когда я недавно брал у Алисы Бруновны интервью и вновь задал этот вопрос, она уклончиво сказала, тщательно выбирая слова:

— Наше расставание было горьким для Владимирова, горьким для театра. Я понимала это и поклялась, что буду доигрывать свои спектакли. Но Игорь Петрович этого не захотел, он считал, что ностальгия по прошлому успеху будет только портить всем настроение в театре, что надо двигаться дальше, а мое присутствие — в каком-то смысле помеха. И спектакли с моим участием либо вообще снимались из репертуара, либо туда вводились новые актрисы. В театре было много молодых, на кого можно было оставить мои роли. Вот я и оставила. 

Собственно, тогда, в 1983 году, я стал свидетелем ее исторического прихода в БДТ и первого появления на прославленной сцене. Как потом уже стало известно, «Киноповесть» репетировала другая актриса, но Товстоногова так замучили вопросом, что и когда будет играть Фрейндлих, что ему, вопреки собственным правилам, пришлось отдать ей главную роль в почти готовом спектакле. На самом деле этого не надо было делать. Ни по возрасту, ни по опыту героиня Володина Алисе не подходила. Пришлось переписывать пьесу, менять партнеров. Все эти нестыковки и швы, может быть, не очень бросались в глаза. Тем не менее для БДТ, привыкшего к идеальной выделке всех спектаклей, ситуация с пришлой звездой была дискомфортной. 

Алиса Фрейндлих работает над ролью Ирины в спектакле «Киноповесть с одним антрактом»
Алиса Фрейндлих работает над ролью Ирины в спектакле «Киноповесть с одним антрактом»
Алиса Фрейндлих и Георгий Товстоногов во время репетиции спектакля «Киноповесть с одним антрактом»
Алиса Фрейндлих и Георгий Товстоногов во время репетиции спектакля «Киноповесть с одним антрактом»

Для самой Фрейндлих это был своего рода tour de force, когда она должна была доказать городу и миру, что может выжить сама по себе. В какой-то момент посреди спектакля на всю мощь динамиков врубался рок-н-ролл, и она начинала танцевать одна сама с собой в луче прожектора. И наверное, это была лучшая и главная минута в спектакле, на которую зрители неизменно отзывались благодарными аплодисментами. Наглядное доказательство, что Алиса не собиралась сдаваться и могла легко задвинуть соперниц по ту и другую сторону Фонтанки. 

Конечно, Товстоногов оценил ее кураж, но за те пять лет, что ему оставалось жить, ничего, кроме задорной, но невеликой комедии Нила Саймона «Последний пылкий влюбленный», он так с ней и не поставил. Надвигались новые времена, и мастерски сделанный бродвейский хит на двух звезд был самым надежным вложением в нестабильной ситуации, когда зрители переставали ходить в театр, переключившись на телевизионные трансляции заседаний и дебатов в Верховном совете. По иронии судьбы последнее, что успел сделать Товстоногов как режиссер, — это телевизионная запись «Последнего пылкого влюбленного» с Алисой Фрейндлих в главной роли. 10 мая 1989 года он закончил монтаж, а 23-го умер. Наверное, эта смерть и все, что за ней последовало, стало затянувшимся эпилогом Большого драматического. 

В 1990-е и нулевые театр все больше превращался в музей. Великий, благородный, хранящий в безупречном порядке свои сокровища и раритеты, но… музей. И даже отдельные удачи Алисы Фрейндлих, такие как леди Мильфорд в «Коварстве и любви» или Москалева в «Дядюшкином сне», ничего существенного в ее актерской судьбе изменить не могли. Нельзя сказать, что эти годы она сидела без дела. Были у нее и новые фильмы, и концертные поэтические программы, с которыми она гастролировала по миру, и даже спектакль на стороне «Осенние скрипки» у Романа Виктюка: драма последней любви в элегантной оправе из песен А. Вертинского и стихов Серебряного века. Это было всегда достойно и безупречно по вкусу, что уже само по себе редкость в наши времена беспрерывных ток-шоу и телевизионных публичных исповедей. Фрейндлих, как всегда, держала спину и насмешливую дистанцию. И даже когда к ней домой приехал сам президент поздравлять с очередным юбилеем, выдала le mot, ошеломившее телевизионщиков и очень рассмешившее Владимира Владимировича: «Сколько шпаны в этом доме перебывало, а вот президента еще ни разу не было!» Потом слова народной артистки все-таки осторожно вырезали из программы «Время», оставив только кадры, где Путин по-мужски забирает из ее рук бутылку шампанского и мастерски открывает ее сам. Было ясно, что других мужчин в этом доме уже давно не наблюдалось. 

Алиса Фрейндлих в роли леди Мильфорд в спектакле БДТ «Коварство и любовь»
Алиса Фрейндлих в роли леди Мильфорд в спектакле БДТ «Коварство и любовь»

…А потом появился Андрей Могучий. На самом деле рано или поздно он должен был объявиться. Он никогда в этом не признавался напрямую, но я это знаю. Если бы не Алиса Фрейндлих, его бы в БДТ не было. Это очень сложная и по-своему увлекательная история, как человек идет за своей мечтой. Проходят годы, даже десятилетия, рушатся режимы и царства, меняются названия городов, рождаются и закрываются театры, а человек, пройдя все, что можно и нельзя пройти, наконец стучится в заветную дверь и с порога произносит фразу, которую повторял как мантру все это время: «Алиса Бруновна, я хочу поставить с вами спектакль». 

Так это было в действительности или как-то иначе, мне неизвестно. Но что-то подобное было точно. С тех самых времен, как Могучий метался по вагонам на станции метро «Владимирская» в поисках лишнего билета на спектакли с Фрейндлих, он мечтал об этой встрече. Он шел к своей цели, надвинув бейсболку до самых бровей, не отвлекаясь на посторонние сюжеты и соблазны. В поисках своего театра он исходил все железнодорожные пути и заброшенные цеха, дворцовые покои и академические подмостки. Иногда ему на пути попадались классные профессионалы, готовые рискнуть ради него своей карьерой и репутацией, но он мечтал о спектакле с великой актрисой своей юности. Могучий не знал толком, про что будет их спектакль и что она там будет делать. Но точно знал, как будет называться спектакль. «АЛИСА». А как еще? Без вариантов. 

Ну а дальше Льюис Кэрролл как самый очевидный соратник в безумной и странной затее. И еще писатель Алексей Носов как более доступный соавтор. И долгие репетиции, в которые надо было уйти как в темный лес и там потеряться, забыв о своих профессиональных навыках, умениях и непревзойденном опыте. Все впервые, все заново. Точнее, нет, она уже когда-то это играла. Девочки-мальчики из ее актерского прошлого, которых все забыли, кроме совсем уж ветхих театралов, помнящих ее дебюты. Почему Могучий захотел вдруг вернуть на сцену ту Алису, маленькую, хрупкую, с хрустальным чистым голосом, в которой никто не хотел разглядеть будущую героиню? Какая леди Макбет, какая леди Мильфорд? Забудьте! И вот пройдя круг всех своих великих и главных ролей, она снова оказалась в гуще какого-то другого, неведомого ей Театра XXI века, где требуется от нее, Первой леди русской сцены, вывернуть наизнанку свое прошлое, свои тайны, которые она так тщательно скрывала и берегла, впрочем, непонятно для кого и зачем. И всю прошлую боль, и страшные воспоминания детства, и забытые девочкины обиды, оставшиеся на самом дне души, и взрослое женское раскаяние, которое по-прежнему не дает дышать. И слезы, не приносящие никакого облегчения. Все это надо было прожить в опасной близости со зрителями, обступавшими ее на расстоянии буквально вытянутой руки. Но для Могучего было принципиально упразднить линию рампы и разместить зрителей прямо на сцене: пусть видят, что все по-честному. Без обмана! И грим, и слезы, и подлинные истории из жизни. Такого Кэрроллу не придумать. И Носову тоже. 

Сцена из спектакля «Алиса»
Сцена из спектакля «Алиса»

— Я не могу сказать, что стала поклонницей такого способа сочинения пьесы, — вежливо отчеканит Алиса Бруновна. Хотя потом признает, что опыт был интересный. — Пока что мне не с чем сравнивать, это единственное, что мы сделали с Андреем Могучим вместе.

В интонации слышится обида: у нее давно не было новой роли. Впрочем, на сборе труппы в начале сезона стало известно, что в ближайших планах театра значится премьера пьесы Ивана Вырыпаева «Волнение» с нею в главной роли. Ставить будет сам автор. Все пожелания Алисы Бруновны по тексту учтены и внесены. Никаких случайностей на этот раз не будет.

Она по-прежнему много курит. И, похоже, не думает бросать. В ее возрасте это может быть даже опасно. Раньше любила гулять одна по городу. Теперь это стало невозможно. Почему? 

— Наверное, я слишком зажилась на этом свете. Всю дорогу, пока иду, ловлю себя на том, что с кем-то здороваюсь. С кем — не знаю. Но со мной здороваются, я тоже киваю. И потом эти бесконечные селфи. Как же меня ими замучили! Буквально на каждом шагу. Во мне такой протест против этих новых технологий, вы представить себе не можете. И не потому, что я такая тупая и не могу их освоить. А вот просто не хочу. Из одного только чувства протеста. Все бросают курить, а я курю. Все читают электронные ридеры, а я люблю книги настоящие, которые пахнут, которые можно перелистывать.

— А что вы делаете перед выходом на сцену? 

— Молюсь. Прошу прощения у моих родных, у дорогих мне людей: папы, мамы, Игоря Петровича, если я что-то делаю не так. Потому что у меня уже совсем мало горючего остается. Где-то на самом дЗАГонышке. И я прошу их мне помочь. Ну хотя бы немножко, чуть-чуть. Об этом, наверное, вообще не следует говорить. Это все-таки очень личное. 

 

Ссылка на первоисточник
наверх