До 20 января в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде проходит зимний фестиваль Pianissimo. Цикл концертов фортепианной музыки знакомит публику с молодыми пианистами в музеях и галереях. В интервью «Снобу» участник фестиваля, пианист Филипп Руденко рассказал о записи альбома с музыкой Сергея Рахманинова и Сезара Франка на лейбле Pianissimo и о том, что дает выступление в окружении визуального искусства.
Филипп, был ли у вас ранее опыт звукозаписи? И существенно ли отличается игра в студии от исполнения для публики в концертном зале?
Несколько лет назад мы записывали диск с моим замечательным другом, кларнетистом Эриком Мирзояном. Но сольную фортепианную музыку я записываю впервые. Хочу поблагодарить команду Pianissimo и отдельно звукорежиссера Михаила Спасского за фантастическую работу. Конечно, запись в студии и выход на сцену — это две большие разницы, ведь в зале ты мгновенно соединяешься с публикой, ее желанием и стремлением тебя услышать. Мне комфортнее именно так рассказывать о музыке, хотя опыт звукозаписи я когда-нибудь обязательно повторю.
Как сложилась концепция альбома?
Я записал редко исполняемые шедевры — «Прелюдия, ария и финал» Сезара Франка и «Восточный эскиз» Сергея Васильевича Рахманинова. Впервые я услышал музыку Франка в исполнении моего педагога Николая Львовича Луганского, который также записал эту музыку и другие шедевры Сезара Франка в своем сольном альбоме. Рахманинов — самый близкий мне композитор, а его «Восточный эскиз» покорил меня в свое время с первых же звуков. Я много лет мечтал выучить эти сочинения и вот, наконец, это получилось. У меня не было какой-то особой концепции, я просто подумал, что было бы удачно соединить произведения двух великих композиторов эпохи романтизма в один альбом.
Вы являетесь резидентом фестиваля Pianissimo. Что он дает вам как артисту?
Прежде всего, ощущение невероятного праздника музыки, искусства. Pianissimo — это всегда красивые площадки, потрясающая организация концертов, приятное общение с людьми, которые пришли послушать твое выступление. Я всегда чувствую любовь, которую транслирует публика, это каждый раз приятно. Огромное спасибо продюсеру фестиваля Алексею Городневу за то, что Pianissimo не затихает, а наоборот, продолжает идти на crescendo;
Одна из ключевых основ Pianissimo — стремление к органичной синергии разных видов искусств. Концерты фестиваля проходят в окружении картин, в необычных залах и галереях. Что вы чувствуете, когда играете в таких пространствах?
Огромное вдохновение и чувство сопричастности к прекрасному. Мой концерт в Нижнем Новгороде в рамках фестиваля пройдет в уникальном месте — Пакгаузах на Стрелке, уникальном архитектурном сооружении (металлические ажурные конструкции, сохранившиеся после XVI Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года, сегодня переоборудованы под концертный зал и галерею. — Прим. ред.). Мне кажется, важно, чтобы и слушателя окружала красота, чтобы на концертах возникал синтез искусств — музыки, живописи, поэзии, хореографии. В этом плане мне очень нравится фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.
Фестиваль создает большую медиа поддержку пианистам, активно продвигает их в публичном пространстве. Какой в этом главный плюс для вас как для молодого артиста?
Я думаю, в возможности быть узнаваемым, востребованным. Если раньше слушатели знакомились с именами пианистов только на афишах, в буклетах, по телевизору, то сейчас достаточно зайти в телеграм-канал или другие интернет ресурсы, и вся информация о них — биография, записи, фотографии — доступны каждому. Мы живем в такое время, когда соцсети играют огромную роль в продвижении карьеры музыканта. Но я считаю, что основой все же должен быть талант, мастерство артиста, а уже потом — интернет-ресурсы. Пусть за пианистов будет говорить только музыка.
Беседовала Надежда Травина
Свежие комментарии