На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

69 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Дмитриев
    ... А вдруг ЮП понравится моя компактная книжечка "Ну, что тебе сказать про СэШэА? "Литература — это ...
  • Владимир Акулов
    Споры на форуме - Пока мы были бедные и молодые ... Муж меня любил... Мне не изменял... Когда муж заработал ...Сама виновата! Не...
  • Владимир Акулов
    Споры на форуме - Мы прожили с мужем в счастливом браке 20 лет... У нас 2-е детей... Но недавно муж меня броси...Сама виновата! Не...

Вещь недели: картина «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

В какой технике Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», что за библейский сюжет она описывает и сколько раз шедевр мог погибнуть — в материале «Сноба».

Заказ

«Тайная вечеря» была заказана в 1495 году герцогом Лодовико Сфорца для трапезной монастыря. Леонардо работал над ней с перерывами с 1495 по 1498 годы.

Три года — это очень долго по меркам того времени. Обычно фрески создавались намного быстрее. Кто-то может вспомнить, что Микеланджело за четыре года расписал потолок Сикстинской капеллы. 

Но, во-первых, Леонардо вообще не любил спешить. А во-вторых, «Тайная вечеря» по большому счету не фреска. Традиционная техника «аль фреско» предполагает нанесение красок на влажную штукатурку. Леонардо выбрал метод «аль секко», то есть «по сухому» — это техника живописи, при которой краски наносятся на сухую штукатурку. В отличие от «аль фреско», «аль секко» позволяет художнику работать медленно и тщательно. Но у нее свои недостатки — и о них чуть позже.

Набросок Леонардо да Винчи к «Тайной вечере»
Набросок Леонардо да Винчи к «Тайной вечере»

Сюжет 

«Тайная вечеря» изображает один из самых значимых моментов в христианской традиции — последний ужин Иисуса Христа с двенадцатью апостолами перед распятием. Это важное событие описано в Новом Завете, в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Тайная вечеря произошла в канун еврейского праздника Пасхи. Иисус и его апостолы собрались, чтобы отпраздновать Пасхальный ужин. Именно в этот вечер Христос установил таинство Евхаристии, или Причастия, когда верующие принимают хлеб и вино как тело и кровь Христа.

Перед нами трагический и напряженный момент. Иисус только что произнес: «Один из вас предаст меня». У большинства художников до Леонардо апостолы сидят спокойно. Здесь мы видим их восприятие этих слов. Художник ярко и эмоционально передает всю бурю эмоций. Реакции учеников раскрывают их характеры и психотипы. 

Леонардо расположил их в четыре группы по три человека — для визуальной гармонии и облегчения восприятия сцены. Иисус изображен в центре, его фигура спокойна и уравновешена, в контрасте с суетой и смятением вокруг. Слева направо расположены: Варфоломей, Иаков Алфеев, Андрей; затем Иуда Искариот, Петр и Иоанн (младший и любимый ученик Христа); далее Фома (тот самый Неверующий), Иаков Зеведеев, Филипп; и наконец Матфей, Иуда Фаддей и Симон. 

«Тайная вечеря» на стене монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане

Как они реагируют? Петр вскочил с ножом в руке, на его лице гнев и решимость защищать Иисуса. Один за другим ученики начинают спрашивать о том, кто предаст: «Не я ли, Господи?»

Иуда Искариот расположен на той же стороне стола, что и Иисус, но немного отодвинут назад. Его лицо в тени — это символ предательства. В руке он держит мешок с деньгами, в нем те самые тридцать сребреников. Иуда тоже спросил: «Не я ли?» Христос ответит: «Ты сказал». В Евангелии от Иоанна говорится, что Иисус указал на предателя, дав ему кусок хлеба. Иисус обмакнул кусок и подал его Иуде, после чего Сатана вошел в ученика, и Иисус сказал: «Что делаешь, делай скорее». Иуда убежал звать стражу, которая вскоре схватит Христа. Но никто из учеников этого не понял. 

Создание

Леонардо очень долго и тщательно искал лица для моделей апостолов. Он изучал характеры, мимику, жесты, эмоции. Особенно долго продолжались поиски модели для Иуды. Была идея изобразить злого и коварного человека. В итоге он погрузил его лицо в тень. Лицо Иисуса, наоборот, освещено. Этот свет символизирует добро и зло, свет и тьму.

Перспектива «Тайной вечери» — один из ключевых элементов, который делает это произведение искусства таким выдающимся и впечатляющим. Вы еще помните, что роспись находится в трапезной? Леонардо использовал линии стен и потолка помещения, чтобы направить взгляд зрителя к Иисусу. Эти линии создают иллюзию пространства, углубляя сцену и делая ее более реальной. Все линии перспективы на фреске сходятся в одной точке, которая находится на голове Иисуса Христа. Окна и двери на заднем плане помогают усилить ощущение глубины. 

Реставрация

Но уже к 1517 году «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи начала портиться. Дело тут и в технике нанесения, и в самом месте. В трапезной было сыро. Кроме того, на работу воздействовал пар и дым из монастырской кухни. В 1652 году монахи прорезали в стене дверь, уничтожив область, на которой были изображены ноги Иисуса. В 1796-м войска Наполеона устроили в помещении трапезной конюшню. В 1800 год наводнение на 15 дней наполнило помещение. «Тайная вечеря» покрылась плесенью. Она чуть полностью не погибла во Вторую мировую. Бомба разрушила крышу трапезной и другие помещения. Работа Леонардо была защищена мешками с песком, матрасами и подушками. 

Реставрация фрески
Реставрация фрески

«Тайную вечерю» неоднократно реставрировали (в большинстве случаев только усугубляя ее состояние), но самая масштабная реставрация длилась с 1978 по 1999 годы. В процессе участвовали специалисты разных областей. Красочный слой очистили от загрязнений, удалили многочисленные слои лака, краски и масел. Трапезная превратилась в помещение с климат-контролем. Реставрация позволила спасти шедевр от полного разрушения. Сейчас зрителям выделяют 15 минут на просмотр. 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх