
Кандидат психологических наук, преподаватель МГУ Вера Якупова написала книгу «Быть собой, чтобы быть с другими». «Сноб» публикует отрывок.

Дошкольный и младший школьный возраст
Холодное осеннее утро, мы с младшими детьми собираемся в садик. Сын уже оделся и выбежал во двор, а дочка сидит на лестнице и пыхтит, пытаясь надеть ботинки. Через минуту она начинает хныкать — не получается! «Давай я помогу?» — аккуратно спрашиваю я. «Нет, я сама, не мешай!» — раздражённо ворчит дочь. У неё всё еще не получается, уже хочется швырнуть ботинок, слезы подступают. Но помогать ей не разрешает, поэтому мне приходится молча стоять рядом и ждать, пока наконец упрямый ботинок займет своё законное место на ноге дочки. Такое ожидание требует поистине олимпийской выдержки. Наконец ботинок поддается. Мы быстро идем к машине, стрелки часов неумолимо показывают, что мы еле успеваем к завтраку в садике. Думаю, родители трёхлетних малышей могут рассказать множество подобных историй.
Этот период в жизни ребёнка (он начинается примерно в 2,5–3,5 года) психологи так и назвали: «Я сам». Он знаменует собой начало нового этапа развития автономии малыша. Ребёнок уже освоил многие навыки: ходить, бегать, держать ложку, бросать мячик, забираться на стул, говорить, — и теперь настала пора новых умений. К сожалению, разрыв между желаемым результатом и реальными возможностями малыша довольно велик. Родителям может быть непросто иметь дело с нарастающей автономией ребёнка: гораздо проще сделать всё за него и не тратить бесконечное количество времени и нервных клеток на сопровождение его самостоятельных попыток. К желанию делать всё без помощи взрослых обычно добавляется бурное возмущение, если вдруг что-то идет не по плану. В социальных сетях родители в шутку делятся друг с другом поводами для эмоционального взрыва ребенка, и один из лидеров рейтинга — сломанный банан. За первенство с ним борется кнопка лифта, которую родитель нажал первым. Также дети могут злиться и грустить из-за того, что невозможно включить лето или зиму, не получится купить в магазине пони и т. д.
Автономия необходима для развития компетентности — ребёнку (как и взрослому) нужно пробовать свои силы в разных сферах, чтобы накапливать умения и уверенность в своей способности справиться с жизненными вызовами. Задача родителей и других заботящихся взрослых — давать ребёнку обратную связь, направлять его действия и поддерживать при неудачах. Ключевой момент для развития ощущения компетентности — задачи по возрасту, ведь если они будут слишком сложными, то ребёнок будет постоянно сталкиваться с неудачами и чувством неуспешности.
Как же подобрать задачи, адекватные возрасту? Надёжной опорой в этом вопросе служит концепция зоны ближайшего развития, которую развивал Лев Семенович Выготский. У каждого ребёнка есть зона актуального развития, в которую входит то, что он хорошо умеет делать. Например, в пять лет он может самостоятельно раздеться, повесить куртку на крючок, вымыть руки, раскрасить картинку, посчитать до 15, насыпать корм в миску кошке и т. д. В зону ближайшего развития входят задачи, которые он способен выполнить только вместе со взрослым: замесить тесто для пирога, когда мама или папа подсказывают, что и в какой последовательности класть в миску; подумать, сколько угощений нужно купить в детский сад, если ребят всего двадцать; склеить деревянный самолетик, собраться на секцию и т. д. Без ассистирования и контроля взрослого ребёнку пока трудно справиться с делами из зоны ближайшего развития, но со временем и при совместных тренировках малыш постепенно овладевает нужными навыками. Если же его оставить наедине с задачей из зоны ближайшего развития, не помогать ему, а напротив, критиковать за неумелость, то вряд ли он быстро станет самостоятельным и будет ощущать себя уверенным и способным. Помимо того, что можно сделать с помощью и без помощи взрослых, есть умения, которые находятся далеко за пределами зоны ближайшего развития. Например, в три года ребёнок не сможет распределить бюджет и неделю жить без родителей, а в семь лет не поймет труды по философии, как его этому ни обучай.
Если вы думаете о том, какая доля автономии подойдет вашему ребёнку, посмотрите на то, что он уже умеет делать. Скажем, самостоятельно надевать футболку и штаны — отлично! Может быть, попробовать теперь колготки, носки и верхнюю одежду? Разобрался с молнией — может быть, пора осваивать пуговицы? Научился вешать куртку на крючок — тогда уже можно попросить развесить одежду после стирки и т. д. Если со следующим шагом справиться трудно, всегда можно вернуться назад или активнее помогать.
Если у ребёнка не сразу получается что-то сделать самостоятельно, как вести себя родителям, чтобы поддерживать уверенность в нём, желание автономии и ощущение компетентности? В 2022 году учёные из Амстердама опубликовали результаты любопытного эксперимента, который позволяет исследовать влияние похвалы на познавательную активность. Детям 8–12 лет предлагали рисовать линии в очках виртуальной реальности. Перед выполнением задания у участников замеряли уровень самооценки. Свои результаты дети не могли увидеть, а только получали световой сигнал «успех» / «неудача». В середине выполнения задания подключались родители и давали умеренную похвалу («У тебя хорошо получается»), восхищение («Ты великолепно справляешься») или вообще ничего не говорили. Варианты похвалы были распределены случайным образом. Что же выяснилось? Дети с низкой самооценкой позитивно реагировали на умеренную похвалу и продолжали с энтузиазмом стараться. Восхищение, напротив, приостанавливало их активность. А для детей с высокой самооценкой умеренной похвалы было недостаточно, чтобы поддержать активность.
Какие выводы можно сделать из результатов эксперимента? Самых простых слов похвалы «У тебя здорово получается» вполне достаточно, необязательно долго обдумывать форму одобрения. Позитивная обратная связь важна для любой деятельности, она помогает оставаться устойчивыми при неудачах. Даже если результат не стопроцентно успешный, в нём могут быть удачные детали или как минимум можно отметить упорство, смелость попробовать и т. д. Грандиозные ожидания могут сильно повышать тревогу и ограничивать исследование и обучение, особенно у людей со сниженной самооценкой, поэтому лучше формировать у ребёнка реалистичное представление о процессе освоения нового навыка и готовность к пробам и ошибкам.
Важный этап сепарации от родителей — поступление в ясли или детский сад. Социальный круг ребёнка расширяется, он начинает тесно взаимодействовать со взрослыми, не входящими в ближний семейный круг. К тому же детский сад как часть общества начинает предъявлять к ребёнку требования — к его поведению, навыкам и т. д. Это непростой переход. Можно ли считать его необходимым звеном в развитии ребёнка? Должен ли детский садик появиться в жизни ребёнка именно в три года или в полтора? В каком возрасте малыш будет готов к автономии от родителей? Ответы на эти вопросы зависят от культуры: в каждом обществе есть собственные правила для детских учреждений.
Экономический фактор играет немаловажную роль в вопросе сепарации малыша, поскольку матери и отцу во многих культурах необходимо выходить на работу, чтобы кормить семью. Иногда получается оставить ребёнка с кем-то из родственников, у кого-то есть возможность оплатить няню, кто-то предпочитает детский сад и ясли. Срок декретного отпуска длится от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от страны. Есть и страны, в которых нет гарантированных отпусков по уходу за ребёнком. Поэтому возможны различные вариации включения взрослых, помимо мамы и папы, в жизнь ребенка.
Взгляды на детский сад часто бывают полярными: от «вредно» до «необходимо». Сторонники радикального понимания теории привязанности, о которых я говорила выше, считают опыт пребывания в детском саду, особенно для детей младшего дошкольного возраста, потенциально разрушающим привязанность к матери. Но мы уже обсудили, что для ребёнка довольно естественно находиться среди людей, а привязанность не так легко разрушить. Противоположная крайность — считать детский сад необходимым этапом социализации. Как будто без его посещения ребёнок имеет риск не приобрести социальных навыков. Вряд ли такое возможно, ведь малыш всё равно живёт среди людей и постоянно с ними контактирует. Экстремальные мнения обычно далеки от реальности, и родителям приходится самостоятельно находить золотую середину и вырабатывать собственный баланс автономии и совместности с ребёнком. Как это сделать? В первую очередь важно ориентироваться на вашу семью, её комфорт, потребности и особенности ребёнка и взрослых. Люди и их самочувствие всегда важнее идей о том, как «правильно». Посещение или отсутствие детского сада не станет фатальным моментом в жизни ребёнка, который будет иметь долгосрочные последствия. Часто автономия малыша необходима родителям, чтобы восстановить свои силы, и это абсолютно нормально.
Свежие комментарии