На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

93 подписчика

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    хочу такую кошкуНовая Зеландия на...
  • Елена
    Повезло американцу, но и мы не лыком шиты, у нас тоже люди миллионы выигруют в лотерею. Вот поэтому я тоже потихоньку...Американец пошёл ...
  • Валентин Воробьев
    Бредни самих же ученых, делать им, понятно, больше нечего! Женская красота это дело вкуса индивидуального Самой краси...Эмму Стоун призна...

Один день Михаила Юрьевича

Каким получился «Лермонтов» Бакурадзе

«Лермонтов» Бакура Бакурадзе — долгожданный в России медитативный байопик, в котором режиссёр отказался от привычного сюжета «жизни и славы» поэта и показал лишь один день — последний в жизни Лермонтова, перед той самой дуэлью. Зачин истории повторяет реальные события и, кажется, на этом фактологическая подлинность картины заканчивается: Пятигорск, июль 1841 года, после оскорбительной шутки на вечере Лермонтов получает вызов на дуэль от Мартынова (удивительно, что его фамилия в массовом сознании, кажется, закрепилась совсем не так прочно, как «‎Дантес»‎).

Пока друзья пытаются помирить их, оба проводят день в обыденных делах — катаются верхом, проводят время со своими возлюбленными, встречаются с друзьями и очень много молчат. Через эту нарочитую неторопливость Бакурадзе превращает хронику того-самого-дня в размышление о чести, одиночестве и человеческой непостижимости.

Мое фото с премьеры «Лермонтова» на Мосфильме. Справа режиссер Бакур Бакурадзе, второй справа исполнитель главной роли Илья Озолин, слева исполнительница роли Кати Вера Енгалыхина
Мое фото с премьеры «Лермонтова» на Мосфильме. Справа режиссер Бакур Бакурадзе, второй справа исполнитель главной роли Илья Озолин, слева исполнительница роли Кати Вера Енгалыхина

Я смотрел «‎Лермонтова» на Мосфильме, куда пригласили самого режиссера и исполнителя главной роли стендапера (!) Илью Озолина на Q&A  после показа. Бакурадзе начал обсуждение с тезиса о том, что «‎у каждого свой Лермонтов». Для меня М. Ю. — в первую очередь автор «Героя нашего времени», потому что нет ничего лучше в русском языке, чем проза, написанная поэтами. «Герой» Лермонтова, «Мой Пушкин» Цветаевой, «Набережная неисцелимых» Бродского — ни один из троицы не смог изменить своему поэтическому началу, все перенесли насыщенность стихотворного текста в нерифмованные строки. «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка» — эти слова должны быть в восьмистрочном стихотворении, но ты читаешь их в романе на 200 страниц, каждая из которых написана вот именно так концентрированно.

Бакурадзе в ответ на один из вопросов признался, что ему неловко называть свой фильм «кинопоэзией». Осмелюсь сказать, что это действительно не кинопоэзия, но кинопроза, снятая поэтом. ‎ ‎ 

Кадр из фильма. Источник: Кинопоиск
Кадр из фильма. Источник: Кинопоиск

Особенно отчетливо это видно в сцене, где главный герой разговаривает в лесу со своей возлюбленной Катей (Вера Енгалычева). Они медленно подходят друг к другу, обнимаются, он кладет голову ей на плечо, она — ему. Камера снимает сцену со спины Лермонтова, и оттого кажется, что у него теперь две головы — своя (зрители видят только затылок), и Катина (зрители видят лицо). В этот момент героиня произносит слова, которые будто принадлежат не ей, а внутреннему голосу Лермонтова: «Неужели действительность для вас не имеет смысла?». Кадр построен с поразительной точностью — девушка словно превращается в визуальное воплощение внутреннего диалога. Она даже неожиданно переходит на ты, но вдруг одергивает себя и просит Лермонтова почитать ей стихи. Он хриплым голосом зачитывает строки «Ночевала тучка золотая…» За весь фильм это единственные стихи. Здесь видна одновременно перекличка кинопрозы с чистой поэзией и их разница. 

Кадр из фильма. Источник: Кинопоиск
Кадр из фильма. Источник: Кинопоиск

Поэтичность ленты заметна не только в отдельных, филигранно построенных кадрах, но в композиции, которую изобрел Бакурадзе (здесь уместно напомнить, что он не только режиссер, но и сценарист фильма). Классический байопик обычно следует биографической линии — от детства героя (или другой точки, но в прошлом) к славе и гибели, с набором узнаваемых вех. В «Лермонтове» для пересказа биографии выбран всего один день — последний перед дуэлью, — и этого оказывается достаточно, чтобы понять, каким человеком был поэт, не превращая его в памятник. Сравнение может показаться нелепым, но чисто формально похожий приём такой как бы минималистичной антикомпозиции использовал Дэнни Бойл в фильме «‎Стив Джобс»‎: там жизнь героя показана не хронологически, а через всего три эпизода между его публичными выступлениями. Бакурадзе идет в этом плане тем же путем, только еще радикальнее — рассказывает о жизни поэта через его смерть. Как у Толстого в «Смерти Ивана Ильича» (еще одно формально сравнение), где весь смысл человеческого существования обнажается в последние дни, только здесь это не драма умирания, а тихое растворение в мире, где человек и природа равны.    

Последняя, кстати, играет в фильме такую же важную роль, как и в стихах Лермонтова. Она помогает автору фильма создать размеренный темпоритм практически в каждой сцене. Например, когда мы видим Лермонтова, скачущего на лошади, на фоне долины — он мчится галопом, но благодаря максимально общему плану выглядит как медленно движущаяся черная точка на зеленом поле координат. Контраст жизни и смерти здесь передается буквально цветовым решением. И сразу после нам показывают Катю, которая едет к своему Мишелю. Она тоже перемещается быстро относительно деревьев вокруг, но потом поднимает голову вверх, и камера показывает нам, как неподвижно небо в этот момент, и как медлительны облака. «‎Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал,— подумал князь Андрей»‎.

Забавно, что мои любимые книжные блогеры — Женя Калинкин и Даша Касьян — когда-то назвали выпуск своего YouTube-шоу про Лермонтова «‎Пророк или про рок?». ‎Кто бы мог подумать, что спустя пару лет один за другим в России выйдут два фильма про двух главных романтических поэтов страны. Пророком назовут тот, что получился скорее про рок и рэп. Второй фильм назовут просто «‎Лермонтов» и он будет просто про человека, который задается тем же вопросом, что и все мыслящие люди: неужели действительность не имеет смысла? Если бы этот фильм был поэзией,‎ нам бы доказали, что имеет. Но это кинопроза, поэтому ‎искать ответ и доказывать его правдивость придётся самим. Главное, что есть, где искать — фильм-то снял поэт.    

Ссылка на первоисточник
наверх