Некоторые спортсмены жертвуют карьерными амбициями, чтобы привлечь внимание к проблемам или из-за собственных убеждений. Они отказываются участвовать в матчах, устраивают забастовки и объявляют протесты. «Сноб» рассказывает о таких случаях.

Против журналистов
В начале 2020-х главной теннисисткой поколения была, пожалуй, Наоми Осака. Японка за несколько лет выиграла четыре «Больших шлема» — по два раза в Австралии и США. Уимблдон и «Ролан Гаррос» ей так и не покорился. И не только потому, что её соперницы оказались сильнее. В 2021-м Осака добровольно снялась с турнира в знак протеста.
У Наоми тяжело складываются отношения с журналистами, ей некомфортно даются интервью и пресс-конференции, а особенно — чтение статей о себе в медиа. «Много думала, почему мне не хотелось общаться с журналистами, — рассказывала позже спортсменка. — Казалось, что я испытывала страх. Иногда я вижу заголовки после поражений, в которых пишут про мой крах, что игрок уже не тот». Состояние обострилось после проигранного финала US Open–2018. Наоми призналась, что тогда находилась в депрессии, и её постоянно преследовало чувство тревоги.
Об этой проблеме Осака заговорила за несколько дней до старта «Ролан Гаррос»–2021. В преддверии парижского турнира Осака раздражалась, что ей задают одни и те же вопросы и часто затрагивают темы, которых она касаться не хотела бы. В итоге теннисистка опубликовала открытое письмо. В нём она рассказала о проблеме психического здоровья спортсменов, к которым приковано повышенное внимание прессы. После победы в первом матче «Ролан Гаррос» японка не пришла на пресс-конференцию, чем нарушила регламент. Ей выписали штраф в 15 000 долларов и предупредили, что в будущем могут дисквалифицировать, в том числе в следующих «Больших шлемах». Наоми возмутила реакция организаторов. Она отказалась выходить на матч второго круга. В теннисе подобное случается часто, когда спортсмен снимается из-за травмы. Но Осака подчеркнула, что её решение — протест против журналистов и строгих правил, которые предписывают ей общаться с прессой.

Наоми поддержали многие теннисисты и даже медиа. Некоторые журналисты, освещающие турниры «Большого шлема», отметили, что психологическое равновесие гораздо ценнее публичных комментариев. Наоми снова стала общаться с прессой в августе того же года, но сразу после возвращения сорвалась — спешно ушла в слезах после ответа на вопрос: «Почему вы не любите общаться с медиа, несмотря на то что получаете от них так много внимания?». Со временем Осака пришла в себя — сейчас она регулярно появляется на пресс-конференциях. Впрочем, и внимания к ней приковано не так много: некогда первая ракетка мира сегодня в рейтинге лишь 55-я.
Против неравенства

Не протест, а целую забастовку устроили футболистки сборной Австралии десять лет назад. К тому моменту национальная команда добилась определённых успехов, три раза подряд выйдя в четвертьфинал чемпионата мира. Успех на турнире 2015-го обеспечили в том числе продолжительные сборы. Пока игроки готовились, им платили согласно коллективному трудовому договору, то есть из расчёта 21 000 австралийских долларов на человека в год. Такая зарплата — крохотная по меркам страны, она ниже минимальной. Да, предусмотрены бонусы за участие в матчах, но тоже скромные — от 500 долларов за игру. Так что многие игроки национальной команды сидели также на пособиях или попутно где-то подрабатывали. А пока они находились на сборах, получать доход на других рабочих местах было невозможно. И всё это на фоне высоких зарплат футболистов — мужчины получали в десятки раз больше.
До чемпионата мира проблему неравенства доходов не поднимали, но позже футболистки устроили бойкот. Осенью команда должна была отправиться в североамериканское турне, а перед этим снова провести сборы. Игроки так никуда и не поехали. Их профсоюз объявил забастовку и предъявил требования к национальной федерации: справедливые зарплаты и увеличение расходов на логистику, чтобы перелёты были более комфортными. В ответ футболисткам сообщили, что денег нет.
Забастовка длилась два месяца. Федерация неохотно шла на уступки и подчёркивала, что игроки трудятся неполный рабочий день, поэтому много платить им не надо. Лишь в ноябре стороны пришли к компромиссу: потолок зарплат увеличили до 41 000 долларов, что, впрочем, по-прежнему меньше, чем у мужчин.
Против прививок

Еще одна история из тенниса связана с Новаком Джоковичем. В январе 2022-го сербский теннисист по-сути добровольно лишил себя возможности выступить на Открытом чемпионате Австралии из-за бюрократической неразберихи и собственных убеждений. К тому моменту пандемия коронавируса шла почти два года. Болельщики успели привыкнуть, что на трибунах приходится сидеть в масках, а в очередях на фуд-кортах соблюдать дистанцию. Спортсмены же регулярно сдавали тесты, а с появлением прививок массово получали сертификаты о вакцинации. Но не Джокович.
Новак — один из тех, кто выступал против прививок, но не потому, что считал, что они вредны или не работают. Теннисист подчеркивал, что у каждого человека должно быть право выбора, и отстаивал эту позицию очень ревностно. «Я понимаю критику, — объяснял позицию Джокович в феврале 2022-го. — Но я никогда не был против вакцинации. Я всегда поддерживал свободу в том, что вы внедряете в свое тело. Этот принцип для меня важнее любого титула. Я стараюсь быть в гармонии со своим телом, насколько это возможно».
За свою принципиальность серб в итоге поплатился. В январе 2022-го он должен был выступить в Австралии. Перед этим спортсмен получил визу, для оформления которой он связался с организатором турнира. К тому моменту Джокович переболел коронавирусом и был уверен, что справка о вакцинации ему не потребуется. Организаторы включили его в специальный список, визу ему выдали, но на въезде от игрока все равно потребовали прививочный сертификат. Пограничники формально были правы: по правилам въехать в страну без этого документа иностранец никак не мог. Сертификата у Джоковича не было, и его отправили на карантин, где он дожидался вердикта суда. Времени до старта турнира было мало, и решение вынесли довольно быстро. Для спортсмена оно было неутешительным: серба депортировали.
В течение 2022 года Джокович мог, но так и не сделал прививку. Из-за нее он не выступил на турнирах в США, в том числе на US Open. В Штаты он даже не пытался въехать — просто не заявился на соревнования. Лишь с упрощением правил въезда проблема решилась сама собой. Джокович может не беспокоиться о вакцинации.
Против коррупции

Чтобы выразить протест, не обязательно сниматься с матчей. Можно выйти на площадку и все равно привлечь внимание. В феврале 2017-го так поступили архангельский «Водник» и иркутская «Байкал-Энергия» — команды по хоккею с мячом. Встреча чемпионата России закончилась со счетом 11:9 в пользу сибиряков. Все голы были забиты в свои ворота. Об уникальной игре написали даже непрофильные медиа, в том числе за рубежом. Что действительно происходило на льду, понимали не все. Звучали предположения, что так клубы пытались избежать попадания в первом раунде плей-офф на «Енисей» — никто не хотел встречаться с грозным соперником, поэтому хоккеисты делали все, чтобы проиграть.
На деле же причины были гораздо более глубокими. «Это был наш протест, — объяснял начальник команды “Водника” Дмитрий Минин. — Протест против всех тех беззаконных действий Федерации хоккея с мячом России, которые творятся в последние годы. Сложилась страшная ситуация, когда любой, кто посмеет выступить с критикой федерации, нещадно карается». Минин привел в пример дисквалификацию тренера «Енисея» Сергея Ломанова — его отстранили на два с половиной года из-за жестких высказываний в адрес руководства федерации. Кроме того, клубы протестовали против сомнительных управленческих решений: регламент турнира опубликовали лишь за две недели до старта без согласования с участниками, взносы клубов стали слишком большие, но главное, что, по словам Минина, федерация решала судьбу матчей, заранее определяя будущих победителей.
В итоге результат скандальной встречи отменили, матч переиграли («Байкал» снова победил), а дисквалификацию с Ломанова сняли. Правда, Минина, а также главных тренеров команд отстранили на те же 2,5 года. Кроме того, в федерации прошел аудит. Впрочем, существенных перемен российский хоккей с мячом не дождался.
Против загрязнения

Британскую легкоатлетку Иннес Фицджеральд сегодня называют Гретой Тунберг из мира спорта. Она тоже ратует за сохранение планеты и весьма радикальна в словах и поступках. 18-летняя бегунья прославилась не так давно. В марте 2025 года Иннес выступила на чемпионате Европы в голландском Апелдорне. Сборная Великобритании полетела в Нидерланды на самолете, а Фицджеральд добиралась самостоятельно на поезде, потому что так экологичнее. «Меня удручает, что команда не поехала со мной, — признавалась спортсменка. — Это же совсем близко. Но я продолжу говорить об экологических проблемах, потому что это действительно важно. Атлеты несут за это ответственность».
И все же съездить в соседнюю страну, не пользуясь самолетом, не так сложно. Два года назад Иннес столкнулась с гораздо более серьезным вызовом. Тогда она квалифицировалась на чемпионат мира по кроссу, который проходил в Австралии. Но отказалась лететь через полмира, чтобы поберечь природу. Фицджеральд рассказывала, что решение далось ей непросто, но если бы она все же отправилась в Австралию, ей было бы гораздо тяжелее от одного только осознания того, что она участвует в загрязнении планеты углеродными выбросами.
Автор: Юрий Истомин
Свежие комментарии