«Между риском и совриском» — проект «Сноба» о художниках, которые изменили искусство и превратили его в объект многомиллионных сделок. Новый выпуск уже на VK. Историк искусств Алина Сопова и актриса Мария Шумакова обсуждают работы Эдварда Мунка.
Вы точно знаете эту картину. Возможно, она даже изображена на вашем чехле для телефона, или где-то в шкафу есть футболка с таким принтом. Может быть, вы слышали, что Мунк написал ее, прогуливаясь по парку, и у него случился приступ паники. Эта легендарная работа вписала его в историю, но абсолютно затмила другие его произведения. Его порой воспринимают как «художника одной картины». Но это не так, у него много других работ. Объединяет их одно — передача внутреннего мира, эмоций, психологического состояния (часто опустошенного). Почему?
Все началось с трагедии

Мать умерла от туберкулеза, когда Эдварду было всего пять. Отец, военный врач, впал в глубокую депрессию и ударился в религию. Он отстранился от детей, но все время пророчил, что все они попадут в ад. Эдварду снились кошмары. Заботу о доме и четырех братьях и сестрах взяла на себя старшая (и любимая Эдвардом) сестра Софи. Через девять лет чахотка забрала и ее. Он вспоминал: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели».
Картина «Больная девочка» (1886) — не просто сцена. Это переработка его тяжелых воспоминаний. Бледная фигура девочки и поникшая женщина рядом — алтарь его боли. Мунк показывал не то, что видел, а то, что чувствовал. Это и есть его метод.
С тех пор почти каждая работа как будто страница дневника. Только вместо чернил — масло, уголь, литография. Мунк вел дневники, где записывал свои переживания, сны, панические атаки, мысли о женщинах и смерти. Из этих записей потом вырастали картины.

Представьте себе: интроверт, загадочный, немногословный, а еще высокий, стройный, обаятельный — женщины сходили с ума.
Милли Таулов вошла в жизнь Мунка стремительно и, как позже стало ясно, разрушила его изнутри. Она была замужней женщиной из состоятельной норвежской семьи, старше Мунка на несколько лет. Для него Милли была запретной и роковой. Ее образ проник в его записные книжки, письма, а вскоре — и в его живопись. Главное, что принесла Милли в жизнь Мунка — это открытие эмоциональной бездны между мужчиной и женщиной. Это он пронес до конца жизни.
Но были у него отношения и с другой дамой, после которых он окончательно сосредоточился на искусстве и избегал серьезных романов. Тулла Ларсен. Все начиналось хорошо, но ее навязчивость его быстро утомила. Он все время хотел от нее уйти, а она все время пыталась его удержать. Спустя четыре года отношений произошел инцидент, ставший кульминацией их бурных отношений. Во время ссоры прозвучал выстрел из револьвера, Мунк потерял верхнюю фалангу среднего пальца левой руки. Что конкретно произошло — до сих пор непонятно: неизвестно, кто держал оружие и был ли это случайный выстрел или попытка суицида со стороны Туллы.
Инцидент, конечно, глубоко повлиял на Мунка. Он запечатлел свои страдания (эмоциональные и физические) в картинах «На операционном столе» (1902–1903), «Убийство» (1906) и «Смерть Марата I» (1907).


В общем, женщины принесли ему много потрясений. И тема отношений красной нитью идет в его творчестве. В письмах он писал: «Я не умею любить. Я могу только страдать от любви».
«Фриз жизни» — серия главных картин


Любовь. Ревность. Страх. Одиночество. Смерть. Цикл начинается как надежда, начало любви, а заканчивается темами болезней, одиночества и утрат. Это не просто живопись — это философия через образы. Персонажи в его картинах — не индивидуальные портреты, а архетипы.
Например, «Вампир» (1893). Женщина целует мужчину в шею, будто пьет кровь, он как бы стекает по ней, как воск. В этом нет эротики — перед нами эмоциональное изнеможение, любовная зависимость, страх быть поглощенным.
В «Пепле» (1894) — мужчина сидит в оцепенении, закрыв лицо, рядом женщина с распущенными рыжими волосами, которые тянутся к нему. Огонь страсти остался только в пепле у их ног.
А потом случился «Крик».


В 1892 году он гулял по мосту в Осло, вдруг он остановился. Позже он написал в дневнике: «Я почувствовал великий крик, проходящий сквозь природу». Этот крик стал картиной. С момента создания у «Крика» было четыре версии: живопись, пастель, литография и темперная работа. Одну из этих версий продали в 2012 году за 119,9 млн долларов на Sotheby’s.
Позже Мунк обращается к религиозной теме. «Голгофа» — распятие Иисуса Христа. Он отходит от традиции. Здесь он также использует экспрессионистские приемы: удлиняет лица и фигуры персонажей, чтобы подчеркнуть их эмоциональное состояние. Христа окружает толпа с искаженными, гротескными лицами. Это усиливает ощущение трагедии и отчуждения.
На стиль «Голгофы» повлияли работы Винсента ван Гога и Поля Гогена. Мунк перенял использование ими ярких, контрастных цветов и деформацию форм, чтобы передать глубокие эмоциональные переживания.

В 1908 году он пережил тяжелый психоз. Алкоголизм, паранойя, галлюцинации, страхи. Мунк лечился в психиатрической клинике под Копенгагеном. После выхода оттуда его стиль стал другим — более светлым, но не менее напряженным. Он переехал в пригород и жил в уединении. Не любил людей: домохозяйки и родственники только докучали. Жил замкнуто. Все стены были увешаны его картинами.
Он начал писать сцены труда, природы, портреты. Но везде — та же тревога, та же уязвимость. Как в «Автопортрете с рукой скелета» (1895), где он смотрит на зрителя, словно спрашивая: «Ты тоже боишься быть живым?»
Мунк не просто писал картины — он экспериментировал. Пробовал разные материалы, смешивал техники, искал новые фактуры. Иногда он даже выносил свои картины на улицу и оставлял под дождем, снегом, солнцем. Он хотел, чтобы природа «доработала» поверхность. Но у такого подхода были последствия: из-за нестабильных условий на некоторых появилась коррозия — один из самых сложных вызовов для реставраторов. Это менее заметно глазу, но опасно для сохранности произведений.

Как узнать его работы?
- Картины Мунка очень эмоциональны, но они не кричат. Они передают состояние души.
- Искаженные формы. Лица и тела на его полотнах часто деформированы, и это усиливает ощущение внутреннего напряжения и нестабильности.
- Темные, приглушенные тона с резкими акцентами. Мрачные оттенки синего, зеленого, серого и черного. Часто встречаются яркие акценты, например, красный цвет, символизирующий страсть и боль.
- Динамика линий и мазков. В картинах Мунка линии не статичны, они текут, изгибаются, создается ощущение движения.
Мунк умер в 1944 году от паралича. В одиночестве. Ему было 80 лет. Он завещал государству более тысячи картин. Сегодня они хранятся в Музее Мунка в Осло. Его называют предтечей экспрессионизма, духовным братом Кафки и Бергмана. Но главное — его картины есть в сознании миллионов. Потому что Мунк открыл скрытый от всех внутренний мир.
Свежие комментарии