На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

77 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nina Pudikova
    Бог в помощь!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Появилась информа...
  • Людмила Лепаева
    Беременная будет таджичка так ей сразу квартируВ Орловской облас...
  • Eduard
    Наполеона тихонечко отравили.Как мило!За что судили Мар...

Модные диктаторы: как гении с ножницами предсказывают будущее

У историков до сих пор нет консенсуса о роли личности в истории. Одни утверждают, что великие люди творят историю, другие настаивают на решающей роли массовых движений и экономических факторов. Но в мире моды все куда проще — здесь личность всегда была в центре внимания, на ярко освещенном подиуме, затмевая все и вся.

Мода — это история о том, как люди с острым взглядом и непомерным эго умудряются не только угадывать наши желания до того, как мы сами о них узнаем, но и убеждать нас, что эти желания были нашими собственными 

Фото:  официальный сайт бренда WORTH
Фото:  официальный сайт бренда WORTH

Забытые пророки воротников и пуговиц

Самое забавное, что мы помним далеко не всех модных революционеров. Для широкой публики история моды начинается с Коко Шанель и заканчивается Карлом Лагерфельдом. Но за кадром остаются не менее яркие фигуры, чьи идеи мы носим на себе, даже не подозревая об этом.

Возьмём Чарльза Фредерика Уорта — человека, которого в модных кругах считают первым настоящим дизайнером. Именно он придумал выпускать сезонные коллекции и устраивать показы. До него портные просто выполняли заказы клиентов. Представляете? Никаких тебе показов в Париже, никаких фотосессий в глянце, никакого «в этом сезоне мы все носим фиолетовый». Уорт первым осмелился сказать клиентам: «Я лучше знаю, что вам идёт». И они, вопреки всякой логике, согласились!

А как насчёт Поля Пуаре, который освободил женщин от корсетов задолго до Шанель? Он же первым предложил дамам брюки и создал первый оверсайз, когда само это слово ещё не придумали. Но кто его сейчас помнит? Разве что историки моды да студенты профильных вузов.

Фото: Vogue.com
Фото: Vogue.com

Или взять Жака Дусе — одного из главных кутюрье Прекрасной эпохи. Этот изящный господин популяризовал женский костюм из юбки и жакета, когда большинство дам еще не помышляли о таких вольностях. А его меховые пальто? Он первым стал обращаться с мехом как с тканью, создавая приталенные силуэты, которые сегодня мы воспринимаем как должное. Его клиентками были Сара Бернар, Айседора Дункан и самые известные куртизанки эпохи — что уже говорит о его умении быть на гребне модной волны.

Фото: La Gazette Drouot 
Фото: La Gazette Drouot 

Гениальные безумцы и их странные идеи

Мода всегда была полна чудаков. Эльза Скиапарелли, например, сотрудничала с Сальвадором Дали и создавала сюрреалистические наряды, включая знаменитое платье с нарисованным омаром. Современники называли её «неистовой Эльзой» и главной конкуренткой Шанель. А сейчас? Спросите случайного прохожего, кто такая Скиапарелли, и получите в ответ недоумённый взгляд.

Фото: The fashiongton post
Фото: The fashiongton post

А Пако Рабан? Этот испанский революционер заставил моделей ходить по подиуму в платьях из металлических пластин и зеркал. От его нарядов буквально рябило в глазах! Вы бы рискнули выйти на улицу в платье из металла? Сомневаюсь. Но именно Рабан впервые решил, что показы мод должны быть не просто демонстрацией одежды, а настоящим шоу — и первым в истории добавил к дефиле музыкальное сопровождение. Теперь попробуйте представить показ без музыки. Не получается, правда?

Фото: Minniemuse
Фото: Minniemuse

Или Мариано Фортуни — человек, который был не только дизайнером, но и художником, и изобретателем. Он запатентовал технику плиссировки шёлка и создал знаменитое платье «Дельфос», секрет изготовления которого до сих пор не раскрыт. Платье было настолько революционным, что его носили сами Айседора Дункан и Пегги Гуггенхайм. И всё-таки, когда мы говорим о революционерах моды, его имя редко всплывает в разговоре.

Фото: Albert Harlingue / Roger-Viollet
Фото: Albert Harlingue / Roger-Viollet

А что сказать о Джоне Гальяно, мастере эпатажа и сочетания несочетаемого? Человек, умудрившийся объединить мешковатые наряды скромных цветов с футуристичными масками, винтажные костюмы с джинсовыми жакетами. На его показах царила полная тишина — вот парадокс: дизайнер, создающий самые громкие наряды, покорял публику тишиной. Это как симфония без звука — абсурд, который почему-то работает.

Архитекторы нашего образа

Мадлен Вионне называли «архитектором моды» неспроста. Эта женщина полностью изменила способ конструирования одежды, избавившись от корсетов и скрепляющих деталей. Именно она подарила миру крой по косой, сделав платья изящнее и подвижнее. Влюблённая в искусство эллинистического периода, она создавала одежду, напоминающую греческие хитоны. А ее метод драпировки ткани на деревянной кукле позволял создавать сложные и уникальные формы. Современные дизайнеры до сих пор используют ее приемы, даже не подозревая, что изобрела их именно Вионне.

Фото: The Metropolitan Museum of Art
Фото: The Metropolitan Museum of Art

Умение читать время по силуэтам

Что объединяет всех этих забытых гениев? Сверхъестественная способность предчувствовать будущее. Андре Курреж и Мэри Куант спорят о том, кто первым придумал мини-юбку, но оба почувствовали дух времени — желание молодёжи 60-х освободиться от условностей. Жанна Пакен первой использовала музыку на показах и открыла бутики за границей, предвосхитив глобализацию моды.

Фото: Vogue.com
Фото: Vogue.com

Эти люди будто обладали тайным зрением, позволяющим им заглянуть за горизонт и увидеть, чего мы хотим, ещё до того, как мы сами это осознали. Они не просто создавали красивую одежду, они конструировали идентичности: сначала для аристократов, потом для нуворишей, затем для интеллигенции, хиппи, яппи, хипстеров и всех, кто готов был платить за ощущение принадлежности к чему-то большему, чем просто «люди в одежде».

Мода как предсказание

Сейчас мы узнаём о приближении экономического кризиса по длине юбок, а о смене политического курса — по цветовой гамме сезона. Модные дизайнеры превратились в современных оракулов, чьи предсказания мы носим на себе.

И ведь что удивительно: мы все посмеиваемся над модой, считаем её чем-то легкомысленным, но послушно следуем её указаниям. «Широкие брюки? Да ни за что!» — говорим мы сегодня, а через полгода уже не можем представить себя в узких джинсах.

Так что, когда в следующий раз будете перебирать свой гардероб и удивляться, как это вы купили такую странную вещь, вспомните: где-то есть человек с ножницами и непомерным эго, который несколько лет назад уже знал, что вы это наденете. И, скорее всего, знает, что вы наденете завтра. Вот это и есть настоящая роль личности — в истории вашего шкафа.

 

Ссылка на первоисточник
наверх