На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Да все мужики одинаковы:"Мудаки требуют преданости,а сами всегда под юбку пялятся!".Те ещё лицемеры!Муж пытал жену, п...
  • Eduard
    Я таким вот"мужьям" яйца бы вырывал и в зад вставлял! Достали мудаки!Муж пытал жену, п...
  • Eduard
    Золото ему подай микроавтобусами!Муж пытал жену, п...

После трех не поздно

Большинство современных родителей в мире знают или хотя бы слышали о книге японского автора Ибуки Масару «После трех…

Большинство современных родителей в мире знают или хотя бы слышали о книге японского автора Ибуки Масару «После трех уже поздно». Книга представляет собой весьма скромное по объему, но беззастенчивое по содержанию произведение современной «нелитературы».

И носит она поистине гениальное название по силе воздействия на новоиспеченный пульсирующий всеми страхами мира родительский мозг. В России книга активно продвигалась создателями клубов раннего развития, а в 2010 году занимала первые места по продажам в рубрике «Детская психология» в крупнейших магазинах страны. Что же касается содержания, то она больше всего напоминает некий сборник тезисов сомнительной научной ценности, направленных лишь на то, чтобы запустить поскорее в молодом родителе гоночный механизм конкуренции.

Родители, как, впрочем, и их бездетные сверстники, и сами с каждым годом все мощнее ощущают на себе мощные тиски конкуренции в мире ограниченных ресурсов. Поддержание достойного уровня жизни семьи в череде последовательных кризисов последних десятилетий - это изнуряющий беспрестанный бег в надежде не откатиться и не упасть ничком на вечно ускоряющейся беговой дорожке. Это тяжело и эмоционально, и физически и все чаще приводит людей с их депрессиями, выгоранием и повышенной тревожностью в кабинеты психотерапевтов или в объятия коучей-сказочников. Этим сегодня никого уже не удивишь. Это наша новая реальность.

Но подобного в общем-то традиционного закабаления взрослых человеческих особей на новом этапе развития оказалось недостаточно. И маркетологи взялись с энтузиазмом за родителей и самых маленьких детей. И вот сегодня, спустя каких-то полвека после выхода книги в Японии, уже во всем развитом мире считается дурным тоном или даже родительским произволом не обучать своего ребенка музыке или рисованию с одного года. В лучших домах столиц земного шара не стихают разговоры о том, какой новый интересный курс посетило полуторагодовалое чадо вместе со своей продвинутой мамой, или даже папой.

Не загружая детей с самого раннего возраста посещением разного рода «развивашек», родители, с легкой руки все тех же маркетологов, панически боятся лишить их шанса на разностороннее развитие и успешную самореализацию во взрослой жизни. И как итог - большинство современных детей еще в дошкольном возрасте практически лишаются свободного времени для игр, общения и просто дуракаваляния. При этом их рабочее, в полном смысле этого слова, расписание загружает сверх меры не только самих детей, но и их родителей, и бабушек и дедушек, и, если таковые вписаны в семейный уклад, то и наемных работников. Родители бывают вынуждены работать буквально только на оплату многочисленных кружков и автоняни, но продолжают стоически терпеть ради великого будущего своих детей.

И, вроде бы, огромное количество именитых детских и взрослых психологов давно громко кричат родителям со всех возможных платформ: «Отстаньте от своих детей!» Дайте им свободу, разгрузите расписание, освободите время для подсчета ворон в окне. Откройте небо для полета их фантазии и развяжите руки для ненаправляемого творчества. Разрешите им заскучать.  Заскучать капитально и основательно. Позвольте ребятам и девчатам, помучавшись некоторое время, самим найти занятие, которое эту скуку разгонит. Таким простым и незатратным способом и детям, и их родителям откроется о самих себе и своих талантах гораздо больше, чем в нескончаемом беге с кружка на кружок. Нужно лишь научиться внимательно смотреть и различать знаки.

Но то ли перебросить ответственность на руководителей кружков проще, чем самим анализировать картинки и каракули, изучая попутно психологию цвета. То ли на самом деле дети стали для многих родителей проектами, которые они лишь выставляют на современных «табуретках» во время редких встреч. Только вот проводить с собственными детьми качественное время и просто давать им безусловную и безграничную любовь сегодня родители учатся у специально обученных людей с дипломами психологов или и вовсе без оных.

Безусловно, желание дать детям как можно больше возможностей на старте жизни само по себе прекрасно и может вызывать только уважение. И при этом не стоит забывать, что ребенок - это отдельная личность с самого мига его рождения, и красивый проект нужно очень чутко корректировать в процессе проявления этой самой личности. Родительский план по превращению дочери в звезду фигурного катания, или сына в успешного бизнесмена, может не иметь никакого отношения к собственным устремлениям и талантам конкретных, растущих в тени родителей детей. На эту тему написаны тысячи книг, сняты сотни фильмов, а главное, почти каждый родитель переживал этот диссонанс не так уж давно и в собственной жизни.

Тем не менее, к моменту рождения собственных детей, нам, родителям, будто сносит крышу от желания занимать первые строчки вместе со своими детьми. Мы забываем каково это было, мечтать строить дома из стекла, шить модельные платья или пилотировать в капитанской фуражке самолет в синеве небес, но, подчиняясь родительскому указу, идти на медицинский или экономический. Так может пришла пора набраться смелости и остановить эту гонку? Куда мы вместе с нашими маленькими подопечными так боимся не успеть? Кто столь грозный стоит на повороте с секундомером и отслеживает пристально результаты забега? Кто авторитетно и непререкаемо решил в каком возрасте уже пора сравнивать успехи детей? В 3 года или в 13 лет? А кто решил этот же вопрос для нас, взрослых? Где проходит линия невозврата и когда наступает тот день, в который пишется кем-то не по нашей просьбе синопсис нашей жизни?

Ведь нет в нас законченности, нет сформированности, завершенности ни в 36, ни в 64, и ни в 89 лет. Нельзя поставить точку, нельзя подвести черту, нельзя засеттлиться. И не стоит передавать через поколения этот запыхавшийся несфокусированный взгляд своим еще психологически неокрепшим детям.

Давайте вместе вернем им детство, а себе свободу и легкость. Свободу вместе валяться на диване в обнимку и болтать о ерунде. Свободу разглядывать облака, выдувая огромные пузыри из жвачки. Свободу глазеть на прохожих и угадывать их имена и судьбы по стрелкам на костюме и наручным часам. Свободу не бежать, а идти своим уникальным темпом и неповторимой походкой. Свободу стать собой вопреки любым тезисам, правилам, закономерностям и страхам.

Недавно ученые доказали, что люди после 50 лет оказываются способны на научные прорывы и бизнес-свершения, недоступные молодым. И, знаете, мне представляется это крайне логичным. Примерно в это время человек наконец позволяет себе больше ничего никому не доказывать, а просто жить. Это приносит с собой невероятное облегчение, а за ним и раскованность в действиях, и гибкость в мышлении. Когда нас «отпускает», мы раскрываемся без оглядки на критику общества и его возможное непринятие. Мы творим свою жизнь, согласуясь лишь с собственным внутренним барометром и попутно изменяя мир к лучшему. Но неужели нужно обязательно утягивать себя и бинтовать свою спонтанность всю активную молодую жизнь, чтобы прийти к такому результату уже с сединами в висках и изношенными суставами.

Возвращаясь вновь к детям и их уникальным тропинкам развития, мне хочется вспомнить еще об одном феномене - так называемом «периоде высиживания». «Если проследить историю великих изобретений, великих открытий, то почти всегда можно установить, что они явились в результате огромного, накопленного прежде опыта» - пишет в своих работах признанный авторитет в области возрастной психологии Лев Выготский. Известные ученые, писатели и композиторы проходили через период высиживания, или иначе назревания. У Исаака Ньютона, к примеру, он длился 17 лет, а Карлос Кастанеда опубликовал первую книгу в возрасте сорока трех лет. И даже через народные сказки добрым молодцам с детства мягко и с любовью намекают, что в общем-то лежащие на печи увальни нередко добиваются в жизни гораздо более впечатляющих успехов, чем те, кто колют дрова день за днем без продыху.

Чтобы родилась идея нужен вакуум. Достойные мысли не толкают локтями в недрах мозга своих маргинальных попутчиц, чтобы выжить и расцвести. Много чаще они одиноко ждут в темном закутке сознания, когда пространство для них расчистят от сорняков, чтобы внезапно явиться во всей своей ослепительности и гениальности. А когда человек с детства привыкает бежать изо дня в день, ни о какой пустоте и пространстве не может зайти и речи.

Пустота и скука - это верные друзья человека на всю его жизнь. Лишь столкнувшись с пустотой и осознав ее разрушительную мощь, мы начинаем стремиться заполнить ее яркими саженцами творческих порывов. В любом, даже самом юном возрасте. Дети - творцы по своей природе. Они интуитивны, открыты и смелы. И именно эти нативные детские качества так часто стремимся ухватить за хвост мы сами в попытке выровнять дыхание после многих лет чужеземных ралли и регат. И как для детей не поздно после трех, не поздно и для нас... никогда, пока мысли рождаются и озаряют нашу жизнь.  

 

«Взрослый творческий человек — это ребенок, который выжил». Урсула Ле Гуин (американская писательница-фантаст и литературный критик).

 

Мои иллюстрации в этот раз - это кадры из мультфильма "Маленький Принц" 2015 года.

Больше текстов обо всем на свете и пространства для выражения свободных, вновь родившихся мыслей в моем

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх