До 28 июня в галерее ART&BRUT можно увидеть персональную выставку Якова Хомича «В поисках короля Джулиана». Она представляет новую серию работ художника, созданную по следам его экспедиции с командой проекта «Сила Территории» на Мадагаскар. Куратор выставки и соосновательница галереи Екатерина Нечаева поделилась со «Снобом» главными работами экспозиции.
«Карта Мадагаскара»

Изучив маршруты «Силы Территории» по Мадагаскару и выслушав все истории Якова, я поняла, что экспозиция выстраивается сама собой — ничего не надо изобретать. Эта выставка — результат путешествия, и ее экспозиционное решение должно напоминать маршрут по этому африканскому острову. Таким образом, при входе в галерею зрителя встречает первый пункт — Антананариву, столица Мадагаскара, куда прилетают все международные рейсы и откуда начинаются все маршруты по острову. На акцентной стене размещена одна из ключевых картин — «Карта Мадагаскара». Художник попытался изобразить на карте все увиденное в путешествии, в миниатюре пересказал истории, изобразил персонажей и устройство острова. Получился такой своеобразный небуквальный путеводитель, напоминающий поле для «настолки».
«Колонизаторы»

Далее мы попадаем в Фианаранцуа. Этот город лежит на туристическом маршруте «Силы Территории», где группа делает остановку на ночевку. Он символизирует след, оставленный французскими колонизаторами. С приходом европейских миссионеров Фианаранцуа стал важным центром для распространения католичества в регионе. В городе есть банки, университет, вокзал и даже аэропорт, готический собор и европейская архитектура.
В этой части экспозиции мы показываем размытые портреты колонизаторов. Любимая и узнаваемая техника Якова — рисовать людей и животных баллончиками, детально и кропотливо прорисовывать фон и окружение персонажей. Здесь эта техника продолжает свое развитие, но Яков не стал изображать элементы архитектуры, привнесенные цивилизацией. Наоборот, он помещает людей, одетых с иголочки, по моде 60-х, в непроходимые джунгли, где они позируют будто бы для портрета. Возникает диссонанс: цивилизация в джунглях, в условиях очень сложного климата. В 1958 году Мадагаскар стал независимой республикой, однако французские традиции оставили след в культуре острова и быте его жителей.
«Пик Бобби»

Восхождение на пик Бобби. В этой части экспозиции всего две картины, изображающие гору, названную в честь собачки Бобби, которая якобы первая забралась на вершину горы. Это вторая по величине гора, на которую можно подняться человеку, не подготовленному для подобных физических нагрузок. Что здесь хочется отметить? То, как Яков изображает флору острова — ей он уделил особое внимание. Здесь мы видим национальный символ Мадагаскара — эндемик, древовидный кустарник равенала, похожий на огромный веер. Если вы смотрели мультфильм «Мадагаскар», то растение вам знакомо по короне короля Джулиана.
«Демон» и другие лемуры

Наконец, главный герой всей экспозиции, важнейший персонаж острова — лемур. Эти харизматичные приматы населяют весь остров, но в рамках предлагаемого маршрута путешествия особенно выделены два национальных парка, где лемуры не просто обитают — они доминируют, задают тон.
В этом разделе Яков открывает целую галерею лемуров, внимательно собирая визуальные образы с разных концов острова. Вспомним еще раз «Мадагаскар»: король Джулиан — это лемур катта, самый строптивый, вредный, обычно он ни с кем не уживается. Друг и соратник Джулиана — лемур ай–ай, чье имя совершенно нельзя произносить на острове — местные искренне верят, что он приносит беду. Словосочетание «ай-ай» на малагасийском означает: «Мы не скажем вам имя». Лично мой самый любимый вид лемуров — сифака.
Среди выразительных эпизодов — работа «Демон»: ночь, лес, на ветке — ай-ай, ночной лемур, с которым на Мадагаскаре связано множество суеверий. Согласно местным поверьям, его появление сулит беду. Хомич фиксирует этот образ с мрачной поэтичностью, превращая суеверие в атмосферный визуальный код. В целом, лемуры в его работах — не просто герои портретов, но и элементы композиционной игры. Иногда художник превращает образы в ритмичные паттерны — как, например, в полотнах с сифака и катта, где тонко считывается характер каждого.
Oh, where are you, brother?

Еще одно знаковое место — озеро Тритрива, изображенное на картине Oh, where are you, brother?. Яков передает эту историю почти буквально. Озеро вулканического происхождения считается священным: тем, кто употребляет свинину, запрещено в нем купаться. Его часто называют озером неразделенной любви — сюда приходят умирать те, чья история осталась без взаимности.
Когда группа прибыла к озеру, внимание привлекли два подростка, сидевшие у воды и пристально вглядывавшиеся в гладь. Путешественники поинтересовались, что происходит. Оказалось, это были братья, ждущие возвращения третьего — их младший утонул здесь на прошлой неделе, и они остались, чтобы дождаться, когда тело поднимется на поверхность.
Стоит помнить, что в этом регионе живет народ, чьи предки были переселены с территории современной Индонезии. Их восприятие смерти отличается от привычного в христианской традиции.
«Обряд»

Эта картина как раз затрагивает особенности национальной культуры, иллюстрирует обряд фамадихана — ритуальную церемонию почитания мертвых. Малагасийская Республика — это страна из 18 этносов, которые верят в язычество, приметы, переселение душ. Например, если человек прожил жизнь правильно, то его душа переселится в лемура. Это считается большой удачей.
Свежие комментарии