«Сноб» рассказывает о самых известных сиквелах, которые получились лучше, чем оригинал.
В октябре в мировом прокате с успехом вышел сиквел хоррора «Улыбка», получивший значительно более высокие оценки критиков по сравнению с оригиналом. В конце ноября на экраны вышло продолжение «Паддингтона», которое благодаря беспрецедентному единодушию кинокритиков уже называют одним из лучших фильмов в истории кино.
«Сноб» решил вспомнить самые удачные сиквелы за последние тридцать лет и не обошел вниманием два рождественских хита, что особенно актуально в преддверии зимних праздников.«Улыбка-2» (Smile 2) (2024)
Успех оригинальной «Улыбки» во многом был обусловлен грамотным вирусным маркетингом. Среди прочего, студия Paramount выкупила места на матчи Главной лиги бейсбола, которые постоянно попадают в поле внимания операторов, и усадила туда одетых в одежду с логотипом фильма зрителей-актеров, маниакально улыбающихся в камеру. В результате фильм стал самым кассовым хоррором в мире с рейтингом R в эпоху пандемии. Те же зрители, которых широкая рекламная кампания фильма обошла стороной, после просмотра запросто могут недоумевать, почему именно этот хоррор добился столь заметных успехов в прокате. Тем не менее кассовые достижения «Улыбки» так мощно отразились на творческом потенциале создателей фильма, что некоторые критики до сих пор отказываются верить, что оба фильма снял один и тот же человек. Придя в себя после головокружительного успеха и заметно осмелев, режиссер и сценарист хоррор-франшизы Паркер Финн начал мыслить масштабнее. Вместо банальной истории о психологе, выгоревшем на работе, он сосредоточил внимание на поп-звезде, пережившей нервный срыв, и поместил ее в центр сюжета о демоне-паразите, доводящем своих жертв до самоубийства.
В результате замены одного слагаемого франшиза вышла на совершенно новый, заоблачный уровень, и теперь неясно, как Финн собирается переплюнуть самого себя в следующей части, съемки которой уже запланированына 2025 год. Отправит демона в кабинет президента страны?
«Кот в сапогах — 2: последнее желание» (Puss in Boots: The Last Wish) (2022)
Впервые персонаж Кота в сапогах в озвучке Антонио Бандереса появился во вселенной Шрека во второй части франшизы в 2004 году. Спустя семь лет полюбившийся зрителям герой удостоился спин-оффа. Оригинальный фильм о сольных похождениях Кота в сапогах был выстроен по той же много раз проверенной формуле, что и все части «Шрека»: сюжеты и герои классических сказок пропускались через мясорубку постмодернизма, благодаря чему мультфильм можно было смотреть на двух уровнях — взрослом и доступном для детского понимания. Но, несмотря на впечатляющие кассовые достижения, нельзя было не заметить усталость бренда. И зрители, и продюсеры понимали, что спустя десять лет существования франшиза нуждается во вливании свежей крови. Поэтому с продолжением «Кота в сапогах» не торопились — сиквела пришлось ждать целых одиннадцать лет. Но ожидание того стоило. Если первая часть была просто продолжением истории, основанной на персонажах Шрека, использующим старые, избитые идеи, то «Последнее желание» стало полноценным самостоятельным произведением.
Оно вышло гораздо более мрачным и смелым, наполненным юмором «на грани». Вдохновившись фильмом Серджио Леоне «Хороший, плохой, злой» и прочей классикой жанра спагетти-вестерна, создатели сиквела решили поговорить со своими зрителями о… страхе смерти и кризисе среднего возраста. Главный герой страдает от панических атак, потому что растратил почти все свои девять жизней — осталась одна. В такой ситуации уже не до шуток и безрассудных подвигов — надо беречься, иначе все, конец! По этому поводу в саундтреке недвусмысленно звучит кавер-версия знаменитой песни The Doors — This is the End. Неудивительно, что при таких составляющих «Последнее желание» сразу же получило рекордные 96% одобрения критиков на Rotten Tomatoes, на много пунктов опередив оригинал.
«Приключения Паддингтона — 2» (Paddington 2) (2017)
Так уж сложилось, что на определенном витке развития человеческой цивилизации второй «Паддингтон» стал официально сертифицированным лучшим фильмом всех времен, уделав на этом непростом поприще «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса и «Крестного отца» Фрэнсиса Форда Копполы в списке самых высокооцененных мировыми критиками фильмов на сайте Rotten Tomatoes.
И в самом деле, только черствый сердцем не заметит, насколько гармонично замиксованы все составляющие в «Паддингтоне-2»: каждая экшн-сцена сбалансирована мелодраматической, каждая шутка и каждый гэг — на своем месте и вовремя, а более идеального главного злодея, чем Хью Грант на новом витке карьеры, невозможно и желать. Все происходящее на экране настолько же естественно и непосредственно, как и сам Паддингтон: ни грамма фальши или натужной дежурной улыбки. Даже если очень постараться и все просчитать, специально такое не создашь — здесь явно не обошлось без божественного вмешательства: в самый подходящий момент режиссера и сценариста Пола Янга, похоже, посетил целый отряд самых первосортных муз. Неудивительно, что снова взять эту планку создателям франшизы о дружелюбном медведе из дремучего Перу оказалось не под силу: долгожданные «Приключения Паддингтона — 3», вышедшие в конце осени, не оправдали ожиданий. И дело тут не в смене режиссера и даже не в замене актрисы, исполняющей роль мамы семейства Браунов. Дело в том, что любая попытка повторить что-то настолько идеальное изначально обречена на неудачу.
«Темный рыцарь» (The Dark Knight) (2008)
Первая часть трилогии Кристофера Нолана о похождениях Бэтмена, мягко говоря, звезд с неба не хватает. В целом, «Бэтмен: начало» — это стандартный пример блокбастера, целью которого было перезапустить и адаптировать для нового времени популярную в предыдущем десятилетии франшизу, убитую стараниями Джоэла Шумахера (см. «Бэтмен и Робин» 1997 года). Первый опыт работы Нолана с мегакрупным бюджетом выглядел настолько дежурным, что было стойкое ощущение, что режисер либо разминается (и все самое интересное впереди), либо ничего хорошего нас не ждет (и голливудская машина подмяла под себя очередного молодого и многообещающего). К счастью для всех нас (и Нолана), мы имели дело с первым вариантом. Вышедшее через три года продолжение основательно проредило ряды скептиков, усомнившихся в способностях режиссера. «Темного рыцаря» ждал безоговорочный успех и почетное звание мгновенной классики. Критики и зрители в один голос хвалили картину за реалистичность, многослойность и детально проработанный визуальный стиль. Но самой важной составляющей сиквела, как это часто бывает в фильмах о Бэтмене, стала фигура антагониста. На смену невнятному злодею из первой части в исполнении Лиама Нисона пришел пугающий до чертиков Джокер Хита Леджера. И это, без сомения, главный козырь фильма. Понимая, что ему досталась роль-мечта, за которую многие ведущие актеры современности не постеснялись бы полезть в драку, Леджер настолько вжился в роль психопата, желающего ввергнуть мир в первородный хаос, так мощно выложился на съемках «Темного рыцаря», что так и не смог прийти в себя. Свой первый и последний «Оскар» актер получил уже посмертно: пока команда «Темного рыцаря» работала над монтажом картины, 28-летний Леджер умер от острой интоксикации лекарственными препаратами.
«В конце каждого съемочного дня я не мог двигаться. Я не мог говорить. Я был абсолютно вымотан», — признавался Хит Леджер в интервью MTV после съемок в «Темном рыцаре». В разговоре с The New York Times актер рассказывал, что страдал бессонницей: «В период съемочного процесса я часто спал всего два часа за ночь, потому что, несмотря на то что мое тело было истощено, я не мог расслабить свой разум». Такой изнуряющий подход к роли не мог не вызвать восхищения старших коллег по съемкам: Майкл Кейн как-то заявил, что, наблюдая за игрой Леджера, попросту забывал собственные реплики. Оторвать глаз от Леджера в роли Джокера действительно невозможно, но когда вспоминаешь, что это все не по-настоящему и за гримом скрывается актер, очень трудно избавиться от мыслей об обстоятельствах его смерти.
«Гарри Поттер и узник Азкабана» (Harry Potter and the Prisoner of Azkaban) (2004)
Первые две части «Гарри Поттера» снимал старый добрый Крис Коламбус, создатель двух классических частей рождественского хита «Один дома», еще одной франшизы для просмотра всей семьей (см. следующий пункт обзора). Неудивительно, что первые две экранизации похождений юного волшебника были, по меткому замечанию Гильермо Дель Торо, «излишне светлые и радостные». Понимали это и продюсеры франшизы, которые после успеха первых двух частей озаботились поиском нового режиссера для создания более «взрослой» и мрачной атмосферы для третьей части. Помимо упомянутого выше Дель Торо, рассматривались кандидатуры М. Найт Шьямалана и Марка Форстера, но в итоге выбор пал на Альфонсо Куарона. Такому повороту событий особенно обрадовалась создательница Гарри Поттера Джоан Роулинг, которая была впечатлена последней на тот момент работой режиссера «И твою маму тоже». Авторский, по сути, режиссер, до этого работавший только с небольшими бюджетами, привнес в киновселенную Гарри Поттера так необходимые ей мрачную атмосферу, черный юмор и по-настоящему пугающие моменты, задав тон всем последующим частям киносериала. «Узник Азкабана» заметно выбивается на фоне всех остальных частей поттерианы и по праву считается лучшей частью франшизы.
«Один дома — 2: Затерянный в Нью-Йорке» (Home Alone 2: Lost in New York) (1992)
Первая часть «Один дома» была герметичным триллером в духе «Крепкого орешка», своего старшего брата по семейству рождественских фильмов. Все действие праздничной комедии Криса Коламбуса разворачивается в доме семейства Маккалистеров или в его окрестностях. Вынужденный в одиночку противостоять двум матерым бандитам восьмилетний Кевин в гениальном исполнении юного Маколея Калкина выходит из своего шикарного дома разве что в ближайший мини-маркет купить зубную щетку, одобренную Американской ассоциацией стоматологов, да в местную церковь — пообщаться с дворником, которым пугают детвору на районе. Другое дело — сиквел! В продолжении, вышедшем спустя два года, подросший герой оказывается на бескрайних просторах главной столицы мира — Нью-Йорка. Поэтому в «Один дома — 2» все поставлено на широкую ногу и больше всего шуток, гэгов, экшена, мелодрамы, мультяшного садизма и незабываемых актерских работ. Но создатели сиквела не просто бездумно ударяются в гигантоманию, оголтело растрачивая заметно увеличившийся бюджет, а выводят приемы и фирменные фишки, придуманные в оригинальном фильме, на качественно другой уровень. Каждый год в зимние праздники мы становимся свидетелями настоящего чуда: мы наблюдаем, как творческая команда «Один дома — 2» проделала невозможное — прыгнула выше головы и создала сиквел, который по всем параметрам превосходит и так шедевральную первую часть.
В одной из сцен «Догмы» Кевина Смита Муза в исполнении Сальмы Хайек заявляет, что приложила руку к девяти из десяти самых успешных фильмов в истории кино, но не имеет никакого отношения к «Один дома». «Это кто-то продал душу дьяволу», — поясняет она. Страшно себе представить на что пошел Крис Коламбус, чтобы создать вторую часть.
«Бэтмен возвращается» (Batman Returns) (1992)
Оригинальный «Бэтмен» 1989 года был только наполовину фирменным фильмом Тима Бертона. Молодой и многообещающий режиссер тогда учился управляться с гигантскими бюджетами и не умел как следует противостоять продюсерам, любящим вмешиваться в творческий процесс. Несмотря на то что тридцатилетний Бертон убрался подальше от надоедливых боссов студии Warner в Лондон, где на территории в 95 акров выстроил свой собственный захватывающий дух Готэм-сити, режиссеру все же пришлось идти на компромиссы. Он остался недоволен, но колоссальный успех этого, по сути, глубоко авторского фильма все же позволил Бертону диктовать свои условия. Режиссер согласился взяться за продолжение похождений Темного рыцаря, только если у него будет карт-бланш. Бертон решил не возвращаться в Лондон, а выстроил новый, еще более впечатляющий предрождественский Готэм прямо в Лос-Анджелесе. На этот раз никто не бил творца по рукам, и на декорации тратились какие-то заоблачные суммы. Бертон всегда придавал большое значение работе художника-постановщика, и его Готэм в «Бэтмен возвращается» легок поставить в один ряд с городами из таких признанных киношедевров, как «Метрополис» и «Бегущий по лезвию». Не менее детально были проработаны и образы новых персонажей бертоновского Готэма — Человека-пингвина в исполнении Дэнни де Вито и Женщины-кошки, которую сыграла Мишель Пфайффер. И конечно, Кристофер Уокен как всегда прекрасен и незабываем в образе элегантного злодея. Заигравшись, Бертон, к радости своих фанатов, совершенно забыл о возрастном рейтинге: «Бэтмен возвращается» обвинили в излишней депрессивности и обилии сексуального подтекста. Особенно возмущались представители «Макдоналдса», у которых уже наготове были наборы «Хеппи-мил» с героями фильма. Но Бертону до этого уже не было никакого дела — режиссер снял именно такой фильм, который хотел. Без сомнения, «Бэтмен возвращается» — это стопроцентный, неразбавленный Бертон, одна из его визитных карточек и, пожалуй, главное альтернативное киноразвлечение на зимние праздники последних 30 лет.
Автор: Роман Дранников
Свежие комментарии