«Между риском и совриском» — проект «Сноба» о художниках, которые изменили искусство и превратили его в объект многомиллионных сделок. Новый выпуск уже на VK. Историк искусств Алина Сопова и музыкант и телеведущий Лео Канделаки обсуждают работы Казимира Малевича.
Каким был путь Казимира Малевича к «Черному квадрату» — самой дерзкой картине XX века? В начале своей карьеры Малевич писал как все: пейзажи, сцены деревенской жизни, этюды в духе импрессионизма. Но его интересы быстро сместились. В начале XX века в художественный мир активно проникали новые идеи. Импрессионисты «освобождали» цвет, кубисты разрушали форму, футуристы воспевали скорость и хаос. Все старое трещало по швам — но этого было мало.
Малевич пробовал себя в разных стилях, изучал Матисса, Пикассо, Сезанна. Прошел через символизм и кубофутуризм, увлекался народным искусством. Но все больше чувствовал: даже самые смелые новаторы по-прежнему изображают узнаваемые объекты — фигуры, предметы, архитектуру. Он хотел большего. Не изображать мир, а построить свой. Он писал: «Предмет в живописи был лишь украшением, красивым галстуком на шее искусства». Искусство, по мнению Малевича, должно существовать само по себе — не как зеркало, а как самостоятельная реальность.

Решающий поворот произошел в 1913 году, когда Казимир Северинович работал над сценографией футуристической оперы «Победа над солнцем». В этой постановке солнце (символ разума и традиции) исчезает с неба. В эскизах к спектаклю впервые появляется черный квадрат — как знак исчезновения света, конца старой эпохи. Тогда это еще не была картина.

В 1915 году на выставке «0,10» в Петрограде Малевич представил «Черный квадрат» как завершенную живописную работу. Он повесил его в красный угол — в том самом месте, где в русском доме традиционно размещалась икона. Это был сильный и точный жест. Вместо святого лика — черный квадрат. Вместо образа — тишина. Так он утвердил новый язык. Так родился супрематизм — от латинского supremus, «наивысший». Можете ли вы нарисовать «Черный квадрат»? Да. Но здесь важна идея. Искусство больше не должно передавать сюжеты. Никакой предметности. Только форма, ритм и внутренняя энергия.
Важно понимать: «Черный квадрат» не был первой абстрактной работой. За несколько лет до Малевича Василий Кандинский создал свои первые беспредметные композиции, а в 1912 году выпустил манифест «О духовном в искусстве». Но Казимир Северинович пошел дальше. Он довел идею до предела. Если Кандинский искал в абстракции музыкальность и эмоцию, то Малевич вычистил все до абсолютного нуля. Он сделал картину не «окном в мир», как в Ренессансе, а миром самим по себе.
Но неужели никому до Малевича не приходило в голову закрасить холст черным? Формально — да, были похожие эксперименты. Например, в 1883 году французский писатель и шутник Альфонс Алле представил на выставке работу под названием «Битва негров в пещере глубокой ночью» — это был просто черный прямоугольник. Но то была ирония, шутка, пародия на салонное искусство. Малевич же сделал из черного квадрата не анекдот, а принцип. Он впервые отнесся к такой форме абсолютно серьезно — как к манифесту, как к живописному откровению. Именно в этом и заключается его новаторство.

«Черный квадрат» стал ядром целой серии супрематических композиций, которые Казимир Северинович показал на той же выставке «0,10» в Петрограде. Прямоугольники, круги, линии — все, что напоминало предмет, было устранено. Только форма. Только напряжение. Эти работы не о чем-то — они просто есть. Это не образы — это утверждение.

Сегодня работы Казимира Малевича находятся в крупнейших собраниях современного искусства — от MoMA в Нью-Йорке до Центра Помпиду в Париже. В России его полотна хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее. Один из вариантов «Супрематической композиции» в 2018 году ушел с аукциона за 85,8 миллиона долларов. Но ценность Малевича — не в рыночной стоимости. Он изменил само понимание живописи.Работы Малевича можно распознать даже без подписи — по стилю, форме и внутреннему напряжению.


Минимализм формы: прямоугольники, круги, линии, квадраты, часто — на белом фоне.
Резкий контраст цветов: особенно черный, красный, желтый, синий — чистые, без градаций.
Отсутствие предметов: в супрематическом периоде нет людей, деревьев, домов — только форма.
Сакральность композиции: все расположено как будто по внутреннему закону — не случайно, а почти ритуально.
«Черный квадрат» — не абстракция в смысле орнамента. Это пауза. Это ноль. Он требует тишины. Малевич утвердил новый порядок. Нарисовал идею. Поставил точку. Или, точнее — начал с нее.
Свежие комментарии