С 24 по 26 мая в Казани пройдет четвертый Международный фестиваль медиаискусства НУР, который объединит более 30 медиахудожников и международных студий из России, Франции, Японии, Нидерландов и США. «Сноб» поговорил с командой фестиваля о Студенческом конструкторском бюро «Прометей», российском медиаискусстве и художниках — участниках этого года.
НУР расшифровывается как новая уникальная реальность. Как и почему для вас медиаискусство стало связано со своего рода реальностью будущего?
Медиаискусство с самого начала идет рука об руку с прогрессом: как только появляется новая технология, художники тут же берут ее в оборот и представляют совершенно новые произведения в разных жанрах. Фестиваль НУР и подобные события — замечательный способ познакомиться с тем, что будет популярно и актуально в ближайшем будущем, увидеть возможности и инструменты для их достижения.
Не просто так в рамках НУР каждый год проходит трехдневная образовательная программа — всегда бесплатная. Именно здесь, еще до того, как отправиться в путешествие по инсталляциям, наши гости смогут узнать последние новшества индустрии, принять участие в дискуссиях об актуальных проблемах, познакомиться с процессами создания инсталляций (и не только) изнутри. По сути, на ней в некотором (утрированном) смысле озвучиваются новости искусства будущего. Мы знаем, что несколько наших гостей начали свой путь в медиаискусстве, заразившись идеями на прошедших в рамках фестиваля лекциях и дискуссиях, и это очень приятно.
Можно ли назвать Казань столицей этой новой реальности? Или подобный фестиваль можно провести в любом городе страны?
Мы всегда подчеркиваем, что наш город — одна из столиц медиаискусства в целом, поскольку еще в 1962 году у нас открылось Студенческое конструкторское бюро «Прометей». Его основатель Булат Галеев вместе со своим коллективом были пионерами медиа-арта и создавали произведения, которые на десятилетия опережали время.
Мы считаем себя в некоем смысле преемниками опыта бюро, но, безусловно, не являемся единственной командой в мире, которая развивает медиаискусство и организует фестиваль в этом направлении. Тем не менее НУР один в один едва ли можно было бы провести в другом городе, поскольку каждая инсталляция в программе имеет особый характер, то есть художникам предоставляется возможность поработать с архитектурными объектами и общественными пространствами, переосмысляя их историю, форму и контекст. Даже если мы представим, что все инсталляции наших участников чудесным образом копируются и размещаются в аналогичных объектах, но в другой точке мира, это будет уже совсем другой фестиваль.
Как в целом в России представлено медиаискусство? Отличается ли оно от медиаискусства в других странах?
У медиаискусства нет географических границ как таковых, поскольку современные технологии по большей части общедоступны. Конечно, своя специфика есть и находит свое отражение не в последнюю очередь в тематической направленности работ, ведь художник всегда имеет дело с контекстом, личным опытом и опытом зрителя.
В нашей стране достаточно много ярких имен, которые мы непременно стараемся представлять на фестивале. Так, в числе участников НУР 2024 оказались коллеги Dreamlaser из Нижнего Новгорода — один из мировых лидеров в сфере применения инновационных мультимедиатехнологий, а также независимые художники из всемирно известной международной мультимедиа-продакшен-студии SILA SVETA, не менее известная команда междисциплинарных специалистов radugadesign и новички нашего лайн-апа — творческий коллектив Tundra, которые уже заявили о себе не только в России, но и в США, Европе и Азии.
Каким образом вы подбираете участников фестиваля?
Отбор на фестиваль всегда происходит двумя путями. Самый интересный — open call. Для нас это возможность обнаружить совершенно новые имена, авторов, которые, вероятно, никогда не демонстрировали свои работы на фестивалях и еще не так известны в индустрии. Быть может, самые неожиданные результаты покажут как раз молодые художники, потому что отсутствие опыта — это и отсутствие конкретного вектора, то есть человек еще не зашорен и двигается иногда интуитивно, не зная о правилах.
В этом году молодые художники у нас представлены преимущественно авторами и коллективами из Казани — Nadya Kimelyar Х Yusuf Bikchantaev, ИС х ЕМ, Formate, но также в их числе есть примечательный француз-магистр направления «Современное искусство» в Сорбонне MILKORVA.
Еще хотелось бы выделить участника s — lab. Междисциплинарный мультимедиадизайнер Анастасия Слабиняк стала одной из финалисток open call и получила нашу всестороннюю поддержку: от поиска финансирования до кураторского сопровождения реализации инсталляции. Ее работа создана совместно с «Тинькофф» и расположится в новом месте, которое обычно недоступно для посещения, — Южном корпусе Пушечного двора в кремле.
Второй путь отбора — личные приглашения от кураторов. Мы обращаемся к художникам адресно, поскольку уже видели их достижения, оказались под невероятным впечатлением и с огромным удовольствием демонстрируем их инсталляции в Казани.
Вы говорите о том, что ежегодно в рамках фестиваля открываете для горожан ранее закрытые места — что будет представлено в рамках этого года?
Прежде всего, благодаря доверию музея-заповедника «Казанский кремль» наши гости впервые смогут попасть сразу в две обычно недоступных точки. Первая — Консисторская башня в обновленном дворе Казанского кремля: каменное сооружение XVII века, которое хранит множество загадок прошлого. Здесь разместится инсталляция «Фрагменты» от организаторов НУР — мультимедийной студии Formate, участники исследуют феномен фрагментарности человеческой памяти.
Вторая точка в кремле — Южный корпус Пушечного двора, где нашла свое место инсталляция s — lab x «Тинькофф» под названием Storm. Работа Анастасии Слабиняк в коллаборации с художником лазерных шоу Ксенией Медведевой и саунд-артистом Таней Маландиной предлагает прикоснуться к границе стихии и цивилизации и символизирует иллюзию защищенности, заключив в себе шторм как метафору опасности и мощи.
Еще два «недоступных места», которые прежде не были задействованы в рамках фестиваля, находятся под главной пешеходной улицей Казани. В первом зале подземной галереи Баумана перед гостями предстанет масштабная инсталляция Volume творческого дуэта художника-визуалиста Ноэми Шипфер и архитектора-музыканта Таками Накамото NONOTAK, в чьем портфолио — персональная выставка в Каннах и сет-дизайн для «Джона Уика 4». Во втором — и, к слову, совершенно не похожем — окажется инсталляция SPHERE³ ll авторства radugadesign, которая исследует объединение шара (сферы) и куба через призму топологии пространства. Она позволяет рассмотреть эти формы как один объект, находящийся в нескольких состояниях одновременно.
В следующем году пройдет юбилейный, пятый, НУР — есть уже какие-то задумки?
В прошлом году мы уже заявили, что НУР существует не три дня, а круглый год: в подтверждение тому специальные мероприятия, выставки, перформансы и шоу-кейсы. Мы продолжаем эту практику «рассредоточения» и готовим для гостей новые события — анонсы мы опубликуем в наших соцсетях совсем скоро.
О пятом фестивале говорить пока рано, но мы совершенно точно приложим все усилия, чтобы впечатлить даже самых искушенных зрителей.
Беседовала Александра Адаскина
Свежие комментарии