На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

75 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Грачев
    Побольше бы таких материалов и, в первую очередь, для подростков и молодёжи. Они должны знать, что деды прадеды были ...Фрейлих
  • Александр Беспамятных
    Прочитал с удовольствием, жду(ждем) продолжения.Спасибо!Записки серийного...
  • Ирина Серафимова (Микова)
    Спасибо, очень важная статья. Для меня, по крайней мереКогда хурма смерт...

Пианистка Мария Черная о раннем входе в профессию, академической среде и любимой музыке

Академическая музыка — сложно и «не для всех»? Пианистка Мария Черная с этим не согласна. Как она работает с известными композиторами, переосмысляет музыку классиков и что думает о современной академической среде — в материале «Сноба».

Мария Черная
Мария Черная

Почему ты стала пианисткой?

Фортепиано звучало у нас дома все время.

Мое обучение началось с 4 лет. Еще до школы я прошла подготовительный курс в музыкальном училище имени Мусоргского, потому что жила рядом с Моховой. Все 9 лет в музыкальную школу меня водила бабушка. Это были профессиональные уроки — на них обязательно присутствует родитель, который записывает все замечания, занимается с тобой дома и в школе и отслеживает результаты.

Получается, с профессией нужно определяться еще до школы?

Очень рано — с трех-четырех лет. Пять — это вот критично, почти поздно. Просто сейчас дети очень избалованы. Бывает, что в 6 лет они не умеют читать. И это, конечно, какой-то кошмар. Я помню, как в 6 лет дети уже выигрывали конкурсы. Они читали, писали, считали — занимались делом.

В 4 года меня отдали еще и на гимнастику. Там была довольно забавная история: нас с подругой на отбор привела ее мама. Получилось так, что подругу не приняли, а меня взяли. Моя мама даже не знала, что меня приняли на художественную гимнастику, потому что ей забыли об этом рассказать.

В детстве ты уже побеждала в конкурсах?

Да, с этим связана забавная история. Один раз на конкурсе Рубинштейна мне нужно было подкрутить банкетку, потому что я была маленького роста. И мама вышла, но подкрутила ее только с одной стороны. В итоге сиденье было слишком высоким. А это конкурс, времени мало, большой стресс — я не успела ничего сказать. Играла почти стоя. Но смогла при этом занять второе место.

Был случай, когда я играла на конкурсе Рахманинова. Я взяла первое место, и меня наградили, подарили большие профессиональные клавиши на стойке. В тот момент у меня дома был настоящий инструмент — пианино, и я, естественно, играла на нем. Клавиши стояли без дела. Спустя примерно 10 лет я просто обменяла их на две катушки пленки. Я тогда снимала на пленку.

Спустя еще несколько лет я очень сильно об этом пожалела. Настали времена, когда захотелось заниматься еще и ночью. Пианино-то громкое, соседей жалко. И я поняла, что это была огромная ошибка! Я даже пыталась эти клавиши потом найти, но они уже были у каких-то других людей.

Тебя признали «самой стильной пианисткой России» по версии Филармонии Триумф. А в годы учебы к стилю были вопросы?

О, да. Мне постоянно делали замечания — за короткие юбки. Хотя они не были короткими в обывательском понимании. Просто другие пианистки носили длинные юбки и выглядели примерно одинаково. Один раз я надела на выступление балетки из змеиной кожи — это была французская винтажная обувь. Их посчитали слишком эксцентричными — и меня отругали. В академической среде не принято выделяться с помощью одежды.

Ты — молодая исполнительница. Как ты думаешь, есть ли «старая» и «новая» исполнительская школа? Или это индивидуальная история?

Ни «старой», ни «новой» школы я за все эти 22 года не видела. Можно очень условно назвать «школой» то, что ты получаешь от педагога. И есть понятие индивидуальности, это правда. В музыке нет «правильного» и «неправильного», если мы не касаемся основополагающих принципов интонации или техники. Есть то, что идет от Бога, от души. Иногда идет не от души, но сделано все равно хорошо, как принято считать. Я не думаю, что есть поколенческий фактор. И какой-либо исполнительской школы сейчас нет.

Что такое академическая музыка сегодня?

Практически все, что так или иначе связано с филармонической сценой. Мы относим сюда и новую электронную музыку — просто не совсем ту, которая звучит в клубах. Сейчас вообще очень много самых разных площадок.

Громкие имена привлекают больше внимания к академической музыке? Люди же лучше идут на концерт, если это Мацуев или Березовский.

Да, это очень важно. И очень здорово, что есть такие маячки, на которые ориентируются люди из разных сфер деятельности. Они хотят послушать Бетховена — и уже знают, что идти лучше на Мацуева, на Березовского, на Плетнева — на таких гениальных людей. Так и должно быть.

А как тебе опыт Ванессы Мэй? Когда академический музыкант выступает вместе с популярными исполнителями, выходит за пределы своей ниши?

Если честно, опыт Ванессы Мэй прошел мимо меня. Я помню ее только визуально, по афишам из детства. Но я совершенно не понимаю, что это такое. Для меня феномен был скорее китайский пианист-виртуоз Ланг Ланг. Я думаю, что его опыт можно повторить. Но успех будет зависеть не только от таланта исполнителя, но и от продуманности проекта, усилий, грамотного продвижения.

Ты же работала с Настасьей Хрущевой и Владимиром Мартыновым.

Да, с Настасьей Хрущевой я сотрудничаю с тех пор, как записала «Русские тупики» на лейбле fancymusic в 2020 году. С тех пор я играю это произведение уже в обновленном варианте. Для меня творчество Настасьи Хрущевой очень важно в личном плане. Ее новый период, который как раз обозначился «Русскими тупиками», мне очень близок. Я не представляю новую академическую музыку и свой репертуар без ее «Русских тупиков».

С Владимиром Ивановичем Мартыновым у меня случилось уже три концерта. Это большое счастье для меня. И то, что мы вместе сыграли в «Зарядье» его сочинение «Георг Пелецис — Владимир Мартынов. Переписка». Это было что-то неописуемое! После концерта я вышла, у меня пошли слезы. Это был даже не концерт, а какой-то духовный опыт — все равно что в церковь сходить.

Ты бы хотела, чтобы академическая музыка была популярнее?

Академическая музыка не требует популяризации. Очевидно, что Владимира Мартынова или Настасью Хрущеву почитают и уважают. Кто-то может их не знать, потому что они все равно остаются в андеграунде. Но это нормально.

С чего начать знакомство с академической музыкой?

Зависит от того, зачем это человеку. Если вы хотите разбираться в академической музыке, начните с изучения ее теории и истории. И обязательно ходите на концерты. Слушайте, даже если не понимаете, — и со временем процесс пойдет. Еще можно пойти в консерваторию вольным слушателем.

Какую музыку слушаешь ты сама?

Я почти не слушаю музыку. Я ее играю каждый день. Это моя работа. Поэтому свободное время стараюсь проводить в тишине. Раньше я слушала разные направления: конечно, много классики, чтобы расти как пианист. Никогда не слушала джаз. Не люблю веселую, глуповатую музыку. И в принципе то, что связано у людей с радостными эмоциями.

Беседовала Анна Муравьева

 

Ссылка на первоисточник
наверх