На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

70 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эльдар Алиев
    💪🥳🎅👍На Урале памятник...
  • Rustam Bashirov
    пустые контейнеры надо тщательно сопровождать, не на авось...Российский сухогр...
  • Эльфено4ек Чумазикова
    Пойти что ли, поставить холодец вариться, у меня как раз свиные хвостики завалялись😆Холодец в очередн...

Владимир Жуков: «Скандалы — не стиль Театра имени Пушкина, но мы всегда в повестке»

Театр имени Пушкина в этом сезоне отмечает сразу два юбилея: 75-летие театра и 110-летие Камерного театра, наследником которого он является. «Сноб» поговорил с директором Владимиром Жуковым о юбилейных мероприятиях, о проведенных ремонтных работах, о планах на будущее и о секретах успеха одного из самых популярных театров Москвы.

Владимир Жуков
Владимир Жуков

Этот сезон для вас юбилейный. Расскажите, какие мероприятия запланированы в этой связи.  

В фойе театра уже открылась выставка, посвященная истории Камерного театра и Театра Пушкина. Активно идет работа над книгой о Театре Пушкина. В течение сезона в филиале театра будет сыгран цикл спектаклей «Пять вечеров в Театре Пушкина» — их делают разные режиссеры о разных этапах истории театра. Первый мы уже показали — «Вечер первый. Начало». Очень успешный. Режиссер Александр Дмитриев задал высокую планку для последующих постановок. Следующий — в феврале. Возможно, потом, когда все «вечера» состоятся, мы объединим их в один большой юбилейный вечер: решение будет принимать художественный руководитель театра Евгений Писарев. Но этот вечер в любом случае состоится в начале следующего сезона. 

Вообще юбилей Камерного театра мы официально празднуем 25 декабря 2024 года. В этот день мы по традиции вручим памятные знаки «За продолжение традиций Камерного театра», к этой же дате приурочена премьера спектакля «Плохие хорошие» по пьесе Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир» в постановке Евгения Писарева. Предпремьерные показы уже прошли, а официальная премьера еще не состоялась. А юбилей самого Театра Пушкина намечен на 21 октября 2025 года. Так мы плавно перетекаем из юбилея в юбилей.

Почему именно спектакль «Плохие хорошие» приурочен к 110-летию Камерного театра?

Это последняя пьеса, над которой работал Александр Таиров, он успел даже провести генеральную репетицию, но спектакль так и не увидел свет. Наша постановка — своего рода дань прошлому. На мой взгляд, получился очень красивый спектакль с оригинальной сценографией, к тому же артисты прекрасно вжились в образы.  Одну из главных ролей блестяще исполняет Виктория Исакова. 

Я слышала, что вы еще планируете установить памятники Александру Таирову и Алисе Коонен.

Планируем, да. Эскизы уже есть. Но надо пройти еще много согласований с различными государственными структурами и получить дополнительное финансирование. Надеюсь, все сложится. Памятник планируем установить на Тверском бульваре, недалеко от главного входа, напротив портретной галереи.

Расскажите о ремонтных работах, проведенных за последние два года.

В прошлом году были проведены большие ремонтные работы: мы полностью поменяли всю закулисную зону, отремонтировали гримерки, кабинеты и другие помещения за сценой. Два месяца у себя не играли. На это время был сформирован большой гастрольный тур. Кроме того, играли на сценах Театра Вахтангова, Театра Российской армии и в РАМТе. В ноябре прошлого года вернулись домой и открыли сезон премьерой спектакля «Космос». 

Этим летом мы делали поддерживающий ремонт: все основные большие работы были проведены в прошлом году. Помимо закулисной зоны мы еще укрепили фундамент, сделали консервацию лепнины в пушкинских залах (она могла в любой момент обрушиться, а теперь я могу спать спокойно), отреставрировали фасады. Везде привели в порядок паркет, обновили стены, двери в зрительный зал, частично заменили звуковое и световое оборудование, сделали подзвучку глухих зон в зале (сейчас зрителю гораздо комфортнее смотреть спектакли). 

А еще осуществили давнюю мечту Евгения Александровича — поменяли звонки. Композитор, которого привлек художественный руководитель театра, встроил в мелодию звонка бой часов, которые стояли в кабинете Александра Таирова. Сейчас эти старинные часы стоят в кабинете у Евгения Александровича. Их постоянно ремонтируют — они начинают бить, когда им заблагорассудится, ничего поделать с этим не можем, — но бой есть. И этот бой теперь слышит зритель. 

Как давно вы работаете вместе с Евгением Писаревым?

С 2019 года. Мы, конечно, были до этого знакомы, ведь мы вышли из МХТ имени Чехова, но скорее шапочно. Я знал, что есть такой востребованный режиссер, но не более того. Из МХТ я ушел после смерти Олега Павловича Табакова. И тогда Евгений Александрович назначил мне встречу и предложил стать директором Театра Пушкина. До этого он сам совмещал две должности: был и директором, и худруком. «Я устал от административной работы, хочу больше творчеством заниматься. Приходи». Так я оказался в этом кресле.

Ваш союз называют образцово-показательным. Как вам это удается?

Все просто. Уважение друг к другу, доверие, партнерство и любовь к общему делу. Мы очень много разговариваем, многое обсуждаем. Мы оба хотим одного и того же: чтобы театр процветал, развивался, радовал зрителей, чтобы в самом театре было комфортно и приятно работать. Наши цели и желания совпадают на 100%. И вообще, мы сразу нашли общий язык. 

Скажите, ваш общий бэкграунд, общая «школа» Табакова — она вас объединяет? Есть какие-то заветы Олега Павловича, которым вы оба следуете?

Конечно есть. Олег Павлович был личностью огромного масштаба и театральным деятелем от Бога. В нем многое сошлось: актер, менеджер, продюсер. Думаю, да, отношение к делу, принципы работы нам с Евгением Александровичем привил Олег Павлович.  Он любил шутить: «Куда артиста не целуй, везде будет ж…» Это в каком-то смысле правда. Что ни делай для артиста, он часто бывает недоволен. Но потом ты с этим смиряешься, перестаешь принимать близко к сердцу, просто стараешься улучшить условия работы для всех. Это не только к артистам относится. Надо закрывать глаза на какие-то выходки и стараться сгладить острые углы, не обижаться, не держать зла, и вот ситуация как-то сама собой разрешается. 

У вас с Евгением Писаревым — четкое разделение обязанностей, вы в художественную политику не вмешиваетесь?

Совсем не вмешиваюсь. Это не мое дело. Бывает, конечно, когда мы вместе смотрим спектакль на сдаче, я могу высказать какие-то предложения, чтобы не было никаких негативных последствий для театра, если вижу в спектакле неоднозначные моменты. Но не более того. Что же касается финансовой и хозяйственной частей, то Евгений Александрович в курсе всего, что я делаю. Я ничего не скрываю. Чем больше художественный руководитель знает, тем больше у нас доверия друг к другу. И тем выше эффективность.

Вы 5 лет руководите Театром Пушкина. Как сами оцениваете свою работу?

Без лишней скромности по пятибалльной шкале ставлю себе твердую пятерку. За пять лет внебюджетные доходы театра выросли практически в два раза. Мы стали больше зарабатывать. Это факт.  Хотя средняя стоимость билета выросла незначительно. В театр пришел более качественный зритель, и продажи выросли. К тому же я считаю, что театр громко заявил о себе. Повысилась его узнаваемость. Мы постоянно присутствуем в информационной повестке: о нас пишут, говорят, и в основном это положительные отзывы. И еще зрителю, безусловно, стало комфортнее в театре. Я очень рад, что нам удалось значительно увеличить количество туалетных кабинок для зрительниц (не смейтесь, это правда важно). Очереди в женские уборные — большая проблема. Просто боль. Ситуация сейчас выровнялась.

Складывается такое ощущение, что Театр Пушкина совсем минуют скандалы. 

Я бы не сказал, что нас совсем минуют скандалы. В прошлом году во время ремонта у нас строители украли 600 крючков, на которые зрители вешают свою одежду, — чуть ли не по всей России эта новость разлетелась. Но это мелочь, конечно. Мы с Евгением Александровичем года два-три назад даже шутили, что пора бы нам устроить какой-нибудь скандал, поругаться как-нибудь громко, чтобы вышли яркие, кричащие заголовки. Ведь лучший пиар — это черный пиар. Но так и не поругались. И сосредоточились на «хорошем» пиаре: выпускаем премьеры, устраиваем другие важные мероприятия. 

Вы посмотрели уже весь репертуар театра?

Весь, к сожалению, не успел, но я посмотрел большинство спектаклей. Премьеры, конечно, смотрю все. Мне очень многое нравится: и из старого, и из нового. Как зритель, а не как директор хочу особо отметить «Женитьбу Фигаро», «Заповедник», «Влюбленный Шекспир», в прошлом сезоне выпустили «Завтра была война» в постановке Владимира Киммельмана. Сначала очень переживали: получится не получится, но все сложилось. Когда я первый раз посмотрел спектакль, чуть не плакал: эта постановка берет за живое, проникает в самую душу. 

Считаю, что «Космос» Игоря Теплова — отличный спектакль. Виктория Исакова создала не свойственный ей образ (такой ее раньше никто не видел ни на сцене, ни в кино) и сыграла просто великолепно.  

Сцена из спектакля «Плохие хорошие»
Сцена из спектакля «Плохие хорошие»
Сцена из спектакля «Женитьба Фигаро»
Сцена из спектакля «Женитьба Фигаро»
Сцена из спектакля «Заповедник»
Сцена из спектакля «Заповедник»
Сцена из спектакля «Космос»
Сцена из спектакля «Космос»

У вас вообще отличная труппа и много звезд, причем в разных поколениях.

Да, у нас очень сильная труппа, профессионально востребованные артисты. Но мы очень стараемся помогать и молодым артистам, взращивать их, делаем более медийными, узнаваемыми, Евгений Александрович не запрещает (конечно, не в ущерб театру) играть на других площадках, сниматься в фильмах и сериалах.

Расскажите немного о репертуарной политике. Как вы принимаете решение, скажем, о снятии спектакля с репертуара? На ваше решение влияет только коммерция?

Зачастую, да, если спектакль не рентабелен, мы его снимаем. Но бывают случаи, когда артисты по тем или иным причинам больше не могут играть в спектакле, а вводы делать не хочется, потому что тогда это будет совсем другая постановка.  

С другой стороны, у нас есть спектакль, которому исполняется 75 лет, — «Аленький цветочек». В него легко вводятся новые артисты. Представляете, он существует столько же лет, сколько сам Театр Пушкина. Фантастика. В нем сохранились старые декорации и костюмы: сейчас их приводим в порядок, реставрируем. А то некоторые вещи уже стали просто рассыпаться. 

Театр Пушкина — один из самых успешных театров Москвы, скажите, в чем секрет успеха: хорошие постановки, грамотный пиар, маркетинг или все вместе?

Может быть, и есть какой-то секрет, но мы с Евгением Александровичем про него не знаем. На самом деле мы пока не вывели эту формулу успеха. Думаю, тут действительно все вместе работает: хорошая постановка без качественного пиара и маркетинга может пройти незамеченной, о ней просто никто не узнает. Одно тянет за собой другое. Я горжусь командной работой в театре, надеюсь, все вместе мы ведем театр к успеху. 

Театр Пушкина — театр, который чтит традиции и одновременно идет в ногу со временем. В чем вы видите этот симбиоз?

Мы просто помним и чтим историю театра, понимаем, что он не на пустом месте возник, что существовал Камерный театр, и мы работаем на этой легендарной сцене, сохраняем его наследие. Безусловно, само здание театра прошло не через одну реконструкцию и модернизацию. Но, чтобы быть успешными, мы не можем себе позволить стоять на месте, мы действительно идем в ногу со временем. Евгений Александрович сам ставит много спектаклей, но и приглашает других режиссеров. Спектакли должны быть разные: по форме и стилистике. 

Возможно, есть какие-то не реализованные пока вами планы, которые вы хотите сейчас осуществить?

Конечно, необходимо еще больше модернизировать световое и звуковое оборудование. Нужно поменять кресла в зале. И хотя мы очень о них заботимся, каждый год чистим и ремонтируем, им уже более 30 лет. Плюс вопрос вентиляции и кондиционирования не решен в полной мере. В зале мы в прошлом году эту проблему частично решили, в партере сейчас комфортней, но есть еще бельэтаж, балкон и сама сцена: артисты жалуются, особенно летом. 

Есть ли у вас какая-то мечта на юбилейный год?

Хотелось бы, конечно, чтобы появился якорный спонсор у театра на несколько лет вперед. В этом сезоне наш партнер — Альфа-Банк. Но это сезонная история. Я не знаю, будет он с нами продолжать сотрудничество или нет. А я мечтал бы о спонсоре на 3–5 лет. Это нужно и для технического оснащения театра, и для постановки спектаклей с более высоким бюджетом. У нас с Евгением Александровичем есть идея поставить мюзикл. Но пока мы не потянем эту историю с технической точки зрения. Очень надеюсь, что в 2026 году у нас это получится. 

Беседовала Дарья Андреева 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх