Театр имени Пушкина в этом сезоне отмечает сразу два юбилея: 75-летие театра и 110-летие Камерного театра, наследником которого он является. «Сноб» поговорил с директором Владимиром Жуковым о юбилейных мероприятиях, о проведенных ремонтных работах, о планах на будущее и о секретах успеха одного из самых популярных театров Москвы.
Этот сезон для вас юбилейный. Расскажите, какие мероприятия запланированы в этой связи.
В фойе театра уже открылась выставка, посвященная истории Камерного театра и Театра Пушкина. Активно идет работа над книгой о Театре Пушкина. В течение сезона в филиале театра будет сыгран цикл спектаклей «Пять вечеров в Театре Пушкина» — их делают разные режиссеры о разных этапах истории театра. Первый мы уже показали — «Вечер первый. Начало». Очень успешный. Режиссер Александр Дмитриев задал высокую планку для последующих постановок. Следующий — в феврале. Возможно, потом, когда все «вечера» состоятся, мы объединим их в один большой юбилейный вечер: решение будет принимать художественный руководитель театра Евгений Писарев. Но этот вечер в любом случае состоится в начале следующего сезона.
Вообще юбилей Камерного театра мы официально празднуем 25 декабря 2024 года. В этот день мы по традиции вручим памятные знаки «За продолжение традиций Камерного театра», к этой же дате приурочена премьера спектакля «Плохие хорошие» по пьесе Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир» в постановке Евгения Писарева. Предпремьерные показы уже прошли, а официальная премьера еще не состоялась. А юбилей самого Театра Пушкина намечен на 21 октября 2025 года. Так мы плавно перетекаем из юбилея в юбилей.
Почему именно спектакль «Плохие хорошие» приурочен к 110-летию Камерного театра?
Это последняя пьеса, над которой работал Александр Таиров, он успел даже провести генеральную репетицию, но спектакль так и не увидел свет. Наша постановка — своего рода дань прошлому. На мой взгляд, получился очень красивый спектакль с оригинальной сценографией, к тому же артисты прекрасно вжились в образы. Одну из главных ролей блестяще исполняет Виктория Исакова.
Я слышала, что вы еще планируете установить памятники Александру Таирову и Алисе Коонен.
Планируем, да. Эскизы уже есть. Но надо пройти еще много согласований с различными государственными структурами и получить дополнительное финансирование. Надеюсь, все сложится. Памятник планируем установить на Тверском бульваре, недалеко от главного входа, напротив портретной галереи.
Расскажите о ремонтных работах, проведенных за последние два года.
В прошлом году были проведены большие ремонтные работы: мы полностью поменяли всю закулисную зону, отремонтировали гримерки, кабинеты и другие помещения за сценой. Два месяца у себя не играли. На это время был сформирован большой гастрольный тур. Кроме того, играли на сценах Театра Вахтангова, Театра Российской армии и в РАМТе. В ноябре прошлого года вернулись домой и открыли сезон премьерой спектакля «Космос».
Этим летом мы делали поддерживающий ремонт: все основные большие работы были проведены в прошлом году. Помимо закулисной зоны мы еще укрепили фундамент, сделали консервацию лепнины в пушкинских залах (она могла в любой момент обрушиться, а теперь я могу спать спокойно), отреставрировали фасады. Везде привели в порядок паркет, обновили стены, двери в зрительный зал, частично заменили звуковое и световое оборудование, сделали подзвучку глухих зон в зале (сейчас зрителю гораздо комфортнее смотреть спектакли).
А еще осуществили давнюю мечту Евгения Александровича — поменяли звонки. Композитор, которого привлек художественный руководитель театра, встроил в мелодию звонка бой часов, которые стояли в кабинете Александра Таирова. Сейчас эти старинные часы стоят в кабинете у Евгения Александровича. Их постоянно ремонтируют — они начинают бить, когда им заблагорассудится, ничего поделать с этим не можем, — но бой есть. И этот бой теперь слышит зритель.
Как давно вы работаете вместе с Евгением Писаревым?
С 2019 года. Мы, конечно, были до этого знакомы, ведь мы вышли из МХТ имени Чехова, но скорее шапочно. Я знал, что есть такой востребованный режиссер, но не более того. Из МХТ я ушел после смерти Олега Павловича Табакова. И тогда Евгений Александрович назначил мне встречу и предложил стать директором Театра Пушкина. До этого он сам совмещал две должности: был и директором, и худруком. «Я устал от административной работы, хочу больше творчеством заниматься. Приходи». Так я оказался в этом кресле.
Ваш союз называют образцово-показательным. Как вам это удается?
Все просто. Уважение друг к другу, доверие, партнерство и любовь к общему делу. Мы очень много разговариваем, многое обсуждаем. Мы оба хотим одного и того же: чтобы театр процветал, развивался, радовал зрителей, чтобы в самом театре было комфортно и приятно работать. Наши цели и желания совпадают на 100%. И вообще, мы сразу нашли общий язык.
Скажите, ваш общий бэкграунд, общая «школа» Табакова — она вас объединяет? Есть какие-то заветы Олега Павловича, которым вы оба следуете?
Конечно есть. Олег Павлович был личностью огромного масштаба и театральным деятелем от Бога. В нем многое сошлось: актер, менеджер, продюсер. Думаю, да, отношение к делу, принципы работы нам с Евгением Александровичем привил Олег Павлович. Он любил шутить: «Куда артиста не целуй, везде будет ж…» Это в каком-то смысле правда. Что ни делай для артиста, он часто бывает недоволен. Но потом ты с этим смиряешься, перестаешь принимать близко к сердцу, просто стараешься улучшить условия работы для всех. Это не только к артистам относится. Надо закрывать глаза на какие-то выходки и стараться сгладить острые углы, не обижаться, не держать зла, и вот ситуация как-то сама собой разрешается.
У вас с Евгением Писаревым — четкое разделение обязанностей, вы в художественную политику не вмешиваетесь?
Совсем не вмешиваюсь. Это не мое дело. Бывает, конечно, когда мы вместе смотрим спектакль на сдаче, я могу высказать какие-то предложения, чтобы не было никаких негативных последствий для театра, если вижу в спектакле неоднозначные моменты. Но не более того. Что же касается финансовой и хозяйственной частей, то Евгений Александрович в курсе всего, что я делаю. Я ничего не скрываю. Чем больше художественный руководитель знает, тем больше у нас доверия друг к другу. И тем выше эффективность.
Вы 5 лет руководите Театром Пушкина. Как сами оцениваете свою работу?
Без лишней скромности по пятибалльной шкале ставлю себе твердую пятерку. За пять лет внебюджетные доходы театра выросли практически в два раза. Мы стали больше зарабатывать. Это факт. Хотя средняя стоимость билета выросла незначительно. В театр пришел более качественный зритель, и продажи выросли. К тому же я считаю, что театр громко заявил о себе. Повысилась его узнаваемость. Мы постоянно присутствуем в информационной повестке: о нас пишут, говорят, и в основном это положительные отзывы. И еще зрителю, безусловно, стало комфортнее в театре. Я очень рад, что нам удалось значительно увеличить количество туалетных кабинок для зрительниц (не смейтесь, это правда важно). Очереди в женские уборные — большая проблема. Просто боль. Ситуация сейчас выровнялась.
Складывается такое ощущение, что Театр Пушкина совсем минуют скандалы.
Я бы не сказал, что нас совсем минуют скандалы. В прошлом году во время ремонта у нас строители украли 600 крючков, на которые зрители вешают свою одежду, — чуть ли не по всей России эта новость разлетелась. Но это мелочь, конечно. Мы с Евгением Александровичем года два-три назад даже шутили, что пора бы нам устроить какой-нибудь скандал, поругаться как-нибудь громко, чтобы вышли яркие, кричащие заголовки. Ведь лучший пиар — это черный пиар. Но так и не поругались. И сосредоточились на «хорошем» пиаре: выпускаем премьеры, устраиваем другие важные мероприятия.
Вы посмотрели уже весь репертуар театра?
Весь, к сожалению, не успел, но я посмотрел большинство спектаклей. Премьеры, конечно, смотрю все. Мне очень многое нравится: и из старого, и из нового. Как зритель, а не как директор хочу особо отметить «Женитьбу Фигаро», «Заповедник», «Влюбленный Шекспир», в прошлом сезоне выпустили «Завтра была война» в постановке Владимира Киммельмана. Сначала очень переживали: получится не получится, но все сложилось. Когда я первый раз посмотрел спектакль, чуть не плакал: эта постановка берет за живое, проникает в самую душу.
Считаю, что «Космос» Игоря Теплова — отличный спектакль. Виктория Исакова создала не свойственный ей образ (такой ее раньше никто не видел ни на сцене, ни в кино) и сыграла просто великолепно.
У вас вообще отличная труппа и много звезд, причем в разных поколениях.
Да, у нас очень сильная труппа, профессионально востребованные артисты. Но мы очень стараемся помогать и молодым артистам, взращивать их, делаем более медийными, узнаваемыми, Евгений Александрович не запрещает (конечно, не в ущерб театру) играть на других площадках, сниматься в фильмах и сериалах.
Расскажите немного о репертуарной политике. Как вы принимаете решение, скажем, о снятии спектакля с репертуара? На ваше решение влияет только коммерция?
Зачастую, да, если спектакль не рентабелен, мы его снимаем. Но бывают случаи, когда артисты по тем или иным причинам больше не могут играть в спектакле, а вводы делать не хочется, потому что тогда это будет совсем другая постановка.
С другой стороны, у нас есть спектакль, которому исполняется 75 лет, — «Аленький цветочек». В него легко вводятся новые артисты. Представляете, он существует столько же лет, сколько сам Театр Пушкина. Фантастика. В нем сохранились старые декорации и костюмы: сейчас их приводим в порядок, реставрируем. А то некоторые вещи уже стали просто рассыпаться.
Театр Пушкина — один из самых успешных театров Москвы, скажите, в чем секрет успеха: хорошие постановки, грамотный пиар, маркетинг или все вместе?
Может быть, и есть какой-то секрет, но мы с Евгением Александровичем про него не знаем. На самом деле мы пока не вывели эту формулу успеха. Думаю, тут действительно все вместе работает: хорошая постановка без качественного пиара и маркетинга может пройти незамеченной, о ней просто никто не узнает. Одно тянет за собой другое. Я горжусь командной работой в театре, надеюсь, все вместе мы ведем театр к успеху.
Театр Пушкина — театр, который чтит традиции и одновременно идет в ногу со временем. В чем вы видите этот симбиоз?
Мы просто помним и чтим историю театра, понимаем, что он не на пустом месте возник, что существовал Камерный театр, и мы работаем на этой легендарной сцене, сохраняем его наследие. Безусловно, само здание театра прошло не через одну реконструкцию и модернизацию. Но, чтобы быть успешными, мы не можем себе позволить стоять на месте, мы действительно идем в ногу со временем. Евгений Александрович сам ставит много спектаклей, но и приглашает других режиссеров. Спектакли должны быть разные: по форме и стилистике.
Возможно, есть какие-то не реализованные пока вами планы, которые вы хотите сейчас осуществить?
Конечно, необходимо еще больше модернизировать световое и звуковое оборудование. Нужно поменять кресла в зале. И хотя мы очень о них заботимся, каждый год чистим и ремонтируем, им уже более 30 лет. Плюс вопрос вентиляции и кондиционирования не решен в полной мере. В зале мы в прошлом году эту проблему частично решили, в партере сейчас комфортней, но есть еще бельэтаж, балкон и сама сцена: артисты жалуются, особенно летом.
Есть ли у вас какая-то мечта на юбилейный год?
Хотелось бы, конечно, чтобы появился якорный спонсор у театра на несколько лет вперед. В этом сезоне наш партнер — Альфа-Банк. Но это сезонная история. Я не знаю, будет он с нами продолжать сотрудничество или нет. А я мечтал бы о спонсоре на 3–5 лет. Это нужно и для технического оснащения театра, и для постановки спектаклей с более высоким бюджетом. У нас с Евгением Александровичем есть идея поставить мюзикл. Но пока мы не потянем эту историю с технической точки зрения. Очень надеюсь, что в 2026 году у нас это получится.
Беседовала Дарья Андреева
Свежие комментарии