Роль доверия в российском бизнес-сообществе высока. Эту валюту не обесценят кризисы, инфляция или конкуренция. Бизнесмены, которые получают поддержку от других предпринимателей, чувствуют себя более стабильно и быстрее достигают целей. «Сноб» поговорил с участниками крупнейшего в СНГ сообщества для собственников и топ-менеджеров среднего и крупного бизнеса ClubFirst о том, как доверительные отношения и нетворкинг помогают им в решении профессиональных и личных задач.

Доверие как основа для бизнеса
Доверительные отношения между бизнес-партнерами способствуют развитию долгосрочного сотрудничества, повышают конкурентоспособность компании и обеспечивают устойчивое развитие бизнеса. Доверие помогает создать надежную основу для деловых связей, упрощает процесс принятия решений, снижает трансакционные издержки, риск возникновения конфликтов и укрепляет репутацию организации.
Одна из основных целей ClubFirst — создание пространства доверия, где в открытом диалоге решаются сложные бизнес-задачи, реализуются совместные проекты и открываются новые возможности для роста и развития бизнеса каждого из участников. В комфортной атмосфере предприниматели могут обсуждать важные вопросы с людьми, которые прошли похожий путь, и выстраивать прочные отношения с бизнес-партнерами.
Недавно было проведено масштабное научное исследование роли доверия и социального капитала в бизнесе — при участии ClubFirst, Московской школы управления СКОЛКОВО, Института национальных проектов, экономического факультета МГУ им. Ломоносова и Noôdome.
Результаты показали, насколько важную роль играют доверительные отношения в деятельности российского предпринимательского сообщества:
● Уровень доверия в российских деловых кругах значительно превышает аналогичный показатель среди населения страны в целом. Особо отмечена роль профессиональных сообществ: доверие российских предпринимателей к коллегам, с которыми они лично не знакомы, но состоят в тех же бизнес-клубах, превышает 90%.
● Неопределенность в обществе заставляет искать новые форматы. В условиях социальной турбулентности компании все чаще обращаются к партнерским взаимодействиям. Так, в течение года, предшествовавшего опросу, 82% бизнесменов так или иначе кооперировались с другими компаниями.
● Для запуска совместного проекта крайне важно создать атмосферу взаимного доверия, поскольку именно этот фактор определяет успешное начало любой деловой активности.
● Гибкость условий сделки зависит от уровня доверия. Чем он выше, тем проще будет договориться обо всем остальном.
● Тип доверия влияет на стратегию взаимодействия предпринимателей друг с другом. Иногда хорошие отношения строятся годами через репутацию, иногда завоевываются быстро — благодаря открытости и прозрачности действий.
● Бизнес-сообщества могут выступать в качестве «арбитров» в разрешении сложных ситуаций, помогать сторонам в поиске компромисса.
Таким образом, формирование атмосферы доверия — важный фактор успеха любого предприятия, он помогает снизить издержки бизнеса, способствует ускорению сделок и общему росту эффективности бизнес-взаимодействий.

Юрий Шилов, генеральный директор ООО «Ивановская текстильная компания», участник бизнес-сообщества ClubFirst:
Для меня важно, чтобы в окружении были люди с разным кругозором. Зачастую мы замкнуты на своих бизнес-процессах и личных задачах, поэтому не видим всей широты картины. Когда ты понимаешь, что существует множество других увлечений и бизнесов, это вдохновляет. Или, например, у тебя в отрасли сейчас падение, а у других — рост. Мы обмениваемся разными стратегиями, которые помогают как в жизни, так и в работе. Среди людей много гиверов — тех, кто готов делиться, тейкеров — тех, кто в основном хочет принимать, и еще есть мэтчинг — равнозначный обмен. Бизнес-сообщество строится в первую очередь на мэтчинге.
Однако, на мой взгляд, не любое взаимодействие в бизнес-клубе работает на доверие. Есть три формата: первый — скорее хайп, про энергию, когда общается сразу много людей; второй — в средних группах до 50 человек, это больше про обучение, развитие, обмен информацией; третий — малые группы, узкий круг, в которых и формируется доверие. Это и камерные поездки, и тематические встречи, и форум-группы. В такой безопасной обстановке происходят глубокие дискуссии на важные темы, ты можешь поделиться сокровенным, тем, что накопилось, открыто обсудить и бизнес, и личное. Знаешь, что эта информация не пойдет дальше.
Чем старше мы становимся, тем больше сталкиваемся с людьми, которым не стоит доверять. Поэтому прежде чем сближаться с кем-то, сперва стоит присмотреться, оценить его репутацию, которая формируется делами. Для меня важно, чтобы у человека были масштабные цели, необязательно похожие на мои. В таком случае доверять намного проще, потому что у больших целей есть много общего, и мы сможем пообщаться с пользой на равных.

Зачем бизнесу нужно наставничество
Менторство — один из самых сильных бизнес-инструментов. Под крылом менторов когда-либо работали 87% основателей крупных компаний, в их числе — Стив Джобс и Марк Цукерберг. Бизнесмены, обладающие многолетним опытом и знаниями в своей области, способны дать ценный совет по всем вопросам — от бизнес-стратегии до личного развития, поделиться социальным капиталом. Согласно результатам опроса глобальной платформы финансовых услуг, технологий и данных Kabbage, Inc., сотрудничая с наставником, 84% компаний малого бизнеса достигают рентабельности в первые четыре года, а 68% предприятий — прибыльности в течение первого года.
В этом году проект ClubFirst Mentoring станет официальным партнером Менторской гостиной на ПМЭФ-2025. Участники форума смогут обменяться опытом, провести кейс-сессии и разборы бизнес-ситуаций с наставниками — в их числе будут участники делового сообщества ClubFirst, а также получить стратегические консультации.
В чем ценность менторства для предпринимателя:
- Объективный взгляд и оценка ситуации. Часто предприниматель смотрит на свой бизнес через призму личного отношения, а применить к оценке ситуации может только собственный опыт, что приводит к неочевидным или неразрешимым, на первый взгляд, проблемам. В таком случае независимый экспертный взгляд со стороны позволит избежать субъективных оценок и понять, как исправить ситуацию. Благодаря честной и прямой обратной связи, а также возможности опереться на опыт другого успешного бизнесмена, появляется потенциал не только для решения сложившейся ситуации, но и для достижения более высоких и значимых целей.
- Рост социального капитала. Успешный предприниматель прекрасно знает о ценности сильного окружения. Существует несколько эффективных способов увеличить свой социальный капитал, и менторство, безусловно, один из них. В процессе взаимной работы, как менти, так и ментор приобретает новый опыт, идеи и, конечно, полезные контакты.
- Синергия и взаимное обогащение. Один из важных эффектов, который дает менторство — стимул к появлению новых смыслов и идей. Помогая в решении задач и достижении поставленных целей молодому предпринимателю, более опытный ментор получает возможность новым взглядом посмотреть на актуальные вопросы своего бизнеса, почерпнуть новые идеи и технологии.
- Вдохновение и мотивация. Зачастую для достижения поставленных целей недостаточно только знаний и опыта. Именно поэтому в совместной работе ментора и менти важную роль играет поддержка и вдохновение на смелые и решительные шаги. Особенно ценно участие сильного и опытного предпринимателя, вовлеченного и погруженного в контекст.

Владимир Хлебников, совладелец ООО «Парус Электро», участник бизнес-сообщества ClubFirst:
На мой взгляд, наставник может понадобиться как начинающему бизнесмену, так и продвинутому, на любом уровне развития. Прежде чем обратиться к ментору, нужно определить для себя — помощь в каком именно вопросе требуется. Затем важно правильно сформулировать запрос. Только в этом случае ментор сможет помочь.
Есть три подхода для того, чтобы подобрать подходящего наставника. Во-первых, можно искать кого-то в своей сфере или с требуемым опытом. Второй подход — выбирать человека, который близок вам по жизненным ценностям, тогда он может быть из любой области. Не забудьте убедиться, что он не просто говорит, но и действует в соответствии со своими принципами. Ну и наконец, можно просто посещать различные мероприятия, слушать выступления менторов — если кто-то понравился, проконсультироваться.
Я и сам обращался к ментору — с конкретным запросом, понимая, что он точно имеет профильный опыт, которого у меня тогда не было. На мой взгляд, это эффективно. Кроме того, у нас в бизнес-клубе есть формат живого обмена опытом. Мы регулярно собираемся группой из десяти человек и обсуждаем три вопроса, которые выбираем голосованием. Все приходят и делятся своими соображениями, потом определяем рейтинг каждого выступавшего. Этот формат — альтернатива учебникам. Человек рассказывает, как у него получилось. Это не значит, что у тебя тоже получится, но в любом случае можно пополнить свой арсенал знаний. В бизнесе же постоянно появляются какие-то новые вводные, новые стратегии, новые маневры и так далее. А десять голов лучше, чем одна.

Рустем Мухамедов, генеральный директор «РЕГИОН Лизинг», участник бизнес-сообщества ClubFirst:
Я сам не только занимаюсь бизнесом, но и выступаю в качестве ментора. Могу точно сказать, что бизнесмену нужен наставник — причем и начинающему, чтобы помочь избежать ошибок старта, и опытному. Последнему требуется партнер по диалогу, поскольку обсуждать сложные проблемы обычно не с кем. Также нужна экспертиза наставника, чтобы расти и масштабироваться эффективно.
Расскажу, как происходит работа. Прежде всего необходимо понять, в чем истинная суть запроса. Для этого нужно не пожалеть времени на подробные и детальные вопросы. Далее определяются цели и план, которому следует ментор. В ходе регулярных встреч происходит анализ процесса выполнения этого плана, вносятся необходимые корректировки. Гораздо лучше работать на постоянной основе. Это позволяет поставить во главу угла цели и настойчиво идти к ним. Помочь удается в большинстве случаев. Единственное ограничение — сам ментор, его желание и способность брать ответственность.
На мой взгляд, обмен опытом в бизнес-сообществе сам по себе важен важен. А среда бизнес-клуба формирует восприятие друг друга как партнеров и помощников, а не конкурентов. Общение с большим количеством коллег в такой атмосфере позволяет получить экспертизу практически по всем вопросам, которые возникают у предпринимателя. Не менее важно — получение поддержки от людей, которые сами преодолели трудности. Для бизнеса доверие — идеальная модель. Это и мотивирующая атмосфера, и огромная экономия издержек на контроль и безопасность. Однако достичь этого непросто. Препятствий много — психотипические особенности самого предпринимателя, негативный опыт, деструктивные установки, неумение подбирать команду и партнеров. Тем не менее, все эти проблемы можно решить, особенно с помощью опытного наставника.
Свежие комментарии