На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • Гарий Щерба
    А  ЗАЧЕМ ТОГДА  ПОЗВОЛЯЮТ БАСУРМАНАМ   ПРОХОДИТЬ  РОССИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО , если билеты  НЕ ПРОДАЮТ....???? Может тог...Turkish Airlines ...
  • Надежда Белугина
    Думаю, многие гениальные люди бывают странными. Самое главное - Николаю надо создать условия для работы у нас в стран...Скрытный гений: ч...
  • Мусин Дамир
    Французам, заходящим в Армению, конкуренция ну ни на кой не сдалась. Шерифа не волнуют проблемы индейцев...Автор проекта «Ви...

Французский режиссер Мартен Прово: Мне пришлось много изобретать и придумывать «своего» Боннара

21 марта в российский прокат вышел байопик Мартена Прово «Обнаженная муза Пьера Боннара», впервые показанный на Каннском кинофестивале. «Сноб» поговорил с режиссером о сложностях экранизации биографий и мировой волне феминизма.

Мартен Прово
Мартен Прово

Пьер Боннар работал в одно время с другими импрессионистами и постимпрессионистами, дружил с Клодом Моне и возглавлял художественную группу «Наби», при этом его имя мало известно широкой публике. Чем вас заинтересовал Боннар?

В 2008 году я снял фильм «Серафина из Санлиса» о художнице Серафине Луи. После одного из показов ко мне подошла женщина, назвалась племянницей Пьера Боннара и предложила сделать кино о ее дяде. Я только что выпустил байопик о живописце и не хотел сразу браться за работу над еще одним, поэтому предложил написать биографию Боннара другу, что он и сделал.

В 2020 году случилась пандемия COVID-19. Во Франции локдауны длились по несколько месяцев, в это время я не сидел в своей парижской квартире, а отдыхал в частном доме примерно в часе езды от столицы. В свое время недалеко от этого места жил Пьер Боннар, поэтому каждый раз, когда я открывал окно дома, чувствовал его присутствие, будто видел его произведения. Тогда я понял, что пора снимать кино.

Главным источником вдохновения для меня стала маленькая картина из позднего периода Боннара — «Обед» (1932) — очень известная во Франции. На ней изображена супруга Боннара Марта, держащая в руках чайничек, — трогательное полотно. Когда я в очередной раз посмотрел на него, то вспомнил, что мама подарила мне репродукцию «Обеда» после посещения выставки Боннара и повесила ее над моей кроватью — мне тогда было примерно восемь лет. И каждый раз, когда я засыпал, смотрел на этот маленький шедевр.

Кадр из фильма «Обнаженная муза Пьера Боннара»
Кадр из фильма «Обнаженная муза Пьера Боннара»

Чем вам нравятся полотна Боннара?

Боннар в первую очередь известен как художник света, но меня впечатлило прежде всего чувство меланхолии, пронизывающее и струящееся из его произведений. Конечно, во время работы над фильмом я узнал многое из биографии живописца и читал анализ его картин, но все еще не могу согласиться, что его полотна полны счастья и тепла.

Пьер Боннар очень боялся смерти, его пугал факт старения и разложения — это отражено в его работах. Например, в произведении «Большая ванна» (1938–1941) у Марты молодое тело, хотя она тогда уже была в возрасте.

Наверное, сейчас непросто снимать кино об известных людях прошлого, потому что мораль с тех пор сильно изменилась. Например, в последние годы произведения Поля Гогена подвергаются критике за экзотизацию коренных народов, его романтизирующий колониальный взгляд, объективацию женщин и так далее. Корректировали ли вы что-то в биографии Пьера Боннара?

Я не думал о том, чтобы мой герой соответствовал современным стандартам, чтобы он понравился публике. Мне хотелось передать свое ощущение истории его жизни — точно с таким же подходом я работал над биографиями художницы Серафины Луи и писательницы Виолетты Ледук («Виолетт», 2013). Если полностью опираться на реальные факты, то не получится снять хорошее игровое кино, только документальное.

Никто из нас не жил в то время, даже мемуаристы Пьера Боннара почти не знали его, проводили вместе с ним всего пару дней. Поэтому мне пришлось много изобретать и придумывать «своего» Боннара, его характер, думать, как он вел себя с женой Мартой и другими людьми. Мне нужно было освободиться от ноши «реальности», дистанцироваться от нее, чтобы ухватить неуловимый образ художника.

Кадр из фильма «Обнаженная муза Пьера Боннара»
Кадр из фильма «Обнаженная муза Пьера Боннара»

В оригинальном названии Bonnard, Pierre et Marthe имена Пьера и Марты равноценны, что отражает культурную тенденцию, в рамках которой авторы рассказывают истории жен известных мужчин. В 2022 году в основном конкурсе Канн показали «Жену Чайковского» Кирилла Серебренникова, а в прошлом «Игру королевы» о Екатерине Парр, последней жене Генриха VIII. Как вы считаете, пришло время женщин в искусстве?

Конечно, и я вижу изменения везде. Несколько лет назад я работал в театре и всегда хотел, чтобы на сцене появлялись сильные женские персонажи, в них есть живой дух борьбы. Моя мать тоже была с характером, она была недовольна браком, так как вышла замуж за авторитарного мужчину, который требовал от нее подчинения. Раньше я был аутсайдером во французском киносообществе, так как рассказывал исключительно женские истории — сейчас же этого ощущения больше нет.

Что же поменялось?

Ответ очевиден: женщины отвоевали свое место в мире, их голос громок и слышен всем. Когда мне было шестнадцать лет, отец подарил мне книгу Андре Моруа «Открытое письмо молодому человеку о науке жить. Искусство беседы: афоризмы и максимы», где говорилось, что в XX веке женщины совершат революцию и покажут миру, как взгляд иного гендера меняет мир. Мне кажется, что мы живем в очень интересное время, когда  радикально пересматривается отношение к событиям прошлого. 

Я постарше вас, а потому помню, когда мать просила у отца денег, чтобы пойти на рынок и купить продукты. Она записывала в блокноте все траты — так унизительно. К сожалению, все женщины были в такой же ситуации. У отца также были сделанные на заказ семейные визитки, но там стояла только его фамилия. Это было ужасно.

Кадр из фильма «Обнаженная муза Пьера Боннара»
Кадр из фильма «Обнаженная муза Пьера Боннара»

В феминистской теории визуальных искусств идея «взгляда» (gaze) имеет большое значение. Так картина «Олимпия» Эдуарда Мане предполагает, что на произведение смотрит мужчина, тот самый клиент, вошедший в покои секс-работницы. В вашем фильме Пьер Боннар иногда объективизирующе разглядывает женщин, будто видит в них не людей, а только плоть. Обсуждали ли вы с актрисами Сесиль де Франс и Стэйси Мартин этот интимный аспект, тем более что в кадре они часто появляются без одежды?

Мне кажется, что раньше «взгляд» мужчин на женщин был другой, потому что женское положение в обществе было крайне неустойчивым и хрупким. Они могли выжить, только полагаясь на мужчин, а потому пытались соответствовать их ожиданиям, старались быть чарующими и сексуальными. В случае отношений с художником муза боролась за внимание покровителя — так и вела себя Марта. К счастью, сейчас женщины уже не настолько зависимы от мужчин, а потому изменился и «взгляд» на них.

В работе с Сесиль де Франс и Стейси Мартин я не придумывал какой-либо новый подход, я всегда открыто говорю с актерами об их задачах и детально разбираю сцены, чтобы на площадке была позитивная и доверительная атмосфера. Иногда достаточно пару уточняющих слов или жеста, я всегда чувствую, если кому-то что-то некомфортно. Тем не менее для «Обнаженной музы Пьера Боннара» мы воспользовались услугами дублеров.

Кадр из фильма «Обнаженная муза Пьера Боннара»
Кадр из фильма «Обнаженная муза Пьера Боннара»

Обычно байопики показывают жизнь знаменитостей от начала и до конца, а потому будто состоят из множества клише. Как вы избегали штампов?

Я ненавижу слово «байопик», потому что оно предполагает, будто существует какой-то общий рецепт, общественный стандарт «продукта», от которого нельзя отступать, лишь эксплуатировать ради ублажения зрителя. Этот фабричный метод создает ощущение искусственности, я же всеми силами старался избежать подобного. В фильме мне очень нравится полностью выдуманная мной сцена, где Клод Моне присоединяется к обеду Марты и Пьера, приплывая к ним в гости на лодке. Я также специально выбирал, чтобы мои актеры не были похожи на их героев, а прониклись их характером и воплотили персонажей изнутри — это не похоже на съемки типичного байопика.

Ваш следующий фильм будет байопиком?

Следующий — нет, но после него будет байопик.

Беседовал Дмитрий Елагин

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх