На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

70 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Наконец и у них зима.В США обычно снег только на Аляске)В США отменили св...
  • Эльдар Алиев
    💪🥳🎅👍На Урале памятник...
  • Rustam Bashirov
    пустые контейнеры надо тщательно сопровождать, не на авось...Российский сухогр...

Джотто, Боттичелли, Босх, Брейгель и Веласкес — пять великих картин с волхвами и младенцем

«Поклонение волхвов» — сюжет, рассказывающий о том, как мудрецы с Востока пришли в Вифлеем, чтобы увидеть новорожденного Иисуса. Они следовали за путеводной звездой, которая привела их к месту, где лежал младенец. Искусствовед Алина Сопова вспоминает 5 великих картин, на которых изображен самый рождественский сюжет.

Картина приписываемая Рембрандту Харменсу ван Рейну, «Поклонение волхвов», 1632—1633 годы
Картина приписываемая Рембрандту Харменсу ван Рейну, «Поклонение волхвов», 1632—1633 годы

Волхвы принесли дары: золото, ладан и смирну. Каждый подарок имел особый смысл: золото символизировало царскую власть, ладан — духовность, а смирна предвещала будущую жертву.

Кто такие волхвы? Это не просто мудрецы, а символ единства разных народов и культур, которые собрались, чтобы почтить рождение младенца. Позже их стали изображать как королей. На самых ранних картинах волхвы носили персидскую одежду. Но уже в XII веке в Западной Европе появилась традиция показывать их представителями разных народов, и к XV веку этот образ стал каноничным.

Художники любили этот сюжет. Он не только передавал рождественское чудо, но и позволял мастерам проявить талант. Они создавали сложные композиции с множеством фигур, включая животных, вроде лошадей и верблюдов. Картины часто показывали контраст между богатством волхвов — шелками, мехами, драгоценностями — и простотой окружения: деревянным хлевом, соломенными яслями и грубой одеждой Иосифа и пастухов. Такой сюжет был не просто красивым, но и наполненным глубоким смыслом.

Фреска Джотто в капелле дель Арена в Падуе, ок. 1304

Джотто ди Бондоне, фреска «Поклонение волхвов», 1304-1306 годы
Джотто ди Бондоне, фреска «Поклонение волхвов», 1304-1306 годы

Настоящий прорыв для XIV века. Художник ушел от строгих византийских канонов, добавив в свои работы объем и глубину. Благодаря продуманной композиции и архитектурным элементам Джотто создал иллюзию пространства, что стало настоящим новшеством того времени. На что здесь обратить внимание? Вифлеемская звезда, ведущая волхвов, изображена как комета — это одна из первых попыток объединить библейский сюжет и научные знания того времени. Считается, что Джотто вдохновился реальным явлением — появлением кометы Галлея в 1301 году. Под навесом стоит крылатый ангел в белом одеянии с золотой отделкой. В руках у него дары, принесенные волхвами. Старший из них преклоняется перед младенцем и целует край его пелен. Мария, сидящая на возвышении, протягивает ему Иисуса. У ее ног лежит золотая корона — символ Царства Небесного.

Мастерство Джотто открыло новую эру в западной живописи, проложив путь Ренессансу. И одним из шедевров этого периода стала картина Боттичелли.

«Поклонение волхвов» Сандро Боттичелли, ок. 1475

Сандро Ботичелли, «Поклонение волхвов», 1475 год
Сандро Ботичелли, «Поклонение волхвов», 1475 год

Сам автор изобразил себя на полотне — его можно увидеть крайним справа, в рыжем плаще. Его взгляд, обращенный прямо к зрителю, приглашает нас стать частью сцены. Остальные персонажи — представители флорентийской элиты, включая членов влиятельной семьи Медичи. Одежды — это не случайная фантазия, а отражение моды и статуса. Роскошные ткани, богатые украшения и стильные головные уборы делают картину настоящим модным каталогом эпохи Возрождения.

Композиция построена так, что все фигуры словно «стекаются» к центру — к младенцу Иисусу. Это движение делает сцену живой и добавляет драматизма. Лица персонажей тщательно проработаны, посмотрите: на них можно увидеть целую гамму эмоций — от благоговения и трепета до искреннего удивления. Такой подход позволяет почувствовать всю глубину этого момента.

Здесь присутствуют архитектурные элементы, напоминающие руины античных построек. Эти детали символизируют завершение эпохи язычества и начало новой эры.

Но намного глубже «копнул» Босх в своей работе на эту тему.

«Поклонение волхвов» Иеронима Босха, ок. 1510

Иероним Босх, триптих «Поклонение волхвов», 1510 год
Иероним Босх, триптих «Поклонение волхвов», 1510 год

Его триптих — это не просто религиозная сцена, а сложная аллегория. Центральная панель показывает поклонение волхвов, но с мрачными деталями: странный полуобнаженный человек с язвой на ноге символизирует зло, наблюдающее за священным моментом. Гротескные фигуры на заднем плане, шумные крестьяне и демонические узоры подчеркивают борьбу света и тьмы.

Босх сделал сцену поклонения волхвов похожей на церковную службу. Дары наполнены важным смыслом. Один кладет к ногам Марии скульптуру Авраама, готовящегося принести в жертву своего сына Исаака, — это предсказывает жертву Христа. На нагруднике второго волхва вырезана сцена встречи царя Соломона с царицей Савской — эта сцена символизирует мудрость, власть и духовное величие. Волхвы, как и царица Савская, пришли из дальних земель, чтобы отдать честь Мессии. А третий волхв держит серебряный шар с орлом, на котором изображен человек, отдающий почести царю Давиду. Это подчеркивает, что младенец Иисус — потомок царя Давида и истинный Царь.

А вот другой мастер Северного Возрождения иначе видел этот сюжет.

«Поклонение волхвов в зимнем пейзаже» Брейгеля, 1563

Питер Брейгель, «Поклонение волхвов в зимнем пейзаже», 1563 год
Питер Брейгель, «Поклонение волхвов в зимнем пейзаже», 1563 год

Брейгель переносит сцену поклонения в свою фламандскую деревню, добавляя уникальный зимний пейзаж — первый в таком сюжете. Но где здесь святое семейство? Как и в его «Падении Икара», главное событие спрятано. Сцена поклонения еле заметна слева, среди повседневной жизни деревни. Почему? Брейгель показывает, что для большинства людей это великое событие осталось незамеченным: крестьяне заняты своими делами, продолжая привычную жизнь. Художник говорит нам о том, что мы часто упускаем важное, не замечаем чуда среди обыденности.

«Поклонение волхвов» Диего Веласкеса, 1616

Диего Веласкес, «Поклонение волхвов», 1619 год
Диего Веласкес, «Поклонение волхвов», 1619 год

Мастер золотого века испанской живописи, Диего Веласкес, тоже перенес эту историю в свое время. Испания XVII века: персонажи одеты в современную ему одежду, отражая моду того времени. Веласкес отходит от традиционного изображения роскошных процессий. Он делает акцент на человеческих эмоциях и взаимодействиях. Здесь глубокие тени и насыщенный колорит, что придает сцене драматизм и эмоциональную глубину. А вы обратили внимание на младенца? Веласкес отошел от традиционного идеализированного изображения религиозных сюжетов. Младенец Иисус как настоящий ребенок, с характерным для младенца выражением лица, но серьезным взглядом — подчеркивает его особую роль.

Это полотно — раннее произведение художника. Но уже здесь мы видим его способность сочетать религиозные темы с повседневной жизнью, что станет характерной чертой его зрелого творчества.

Кстати, вы заметили, что на большинстве картин Богородица изображена в красной и/или синей одежде? Цвета символичны: красный ассоциируется с ее земной природой и материнской любовью, а синий — с небесной чистотой, духовностью и ее ролью как Царицы Небесной. Такой выбор палитры каноничный в христианском искусстве.

Сюжет «Поклонения волхвов» стал настоящим отражением духа Рождества, соединяя в себе тепло семейного праздника и глубокий смысл библейской истории. Каждая из рассмотренных картин раскрывает этот сюжет с новой стороны. Искусство находит в нем вдохновение для передачи чуда, которое способно объединить людей, независимо от времени и обстоятельств.

Автор: Алина Сопова

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх