Исследования показывают, что люди, живущие у воды, менее подвержены стрессу. Впрочем, если раньше желание жить у водоема объяснялось необходимостью, то теперь — это вопрос качества жизни. О том, почему все больше людей готовы покупать жилье у воды, разбираемся вместе с антропологом и москвоведом.
У истоков

С древних времен люди стремились жить у водоемов. Объяснялась эта тяга зачастую практическими соображениями. Близость жилья к реке или озеру означала доступ к питьевой воде, а также позволяла без проблем вести хозяйство. Позже, в эпоху великих географических открытий, реки, моря и океаны стали еще и торговыми коридорами, поэтому рядом с ними селились купцы — для ведения бизнеса, связанного с поставками товаров, это было просто необходимо. Здесь же стремились жить моряки и все те, кто мечтал путешествовать, — вплоть до появления железнодорожного транспорта в конце XVIII века водный путь был одним из немногих способов преодолеть большое расстояние относительно быстро.
По словам антрополога и психотерапевта Елены Миськовой, желание современных людей находиться и жить у воды отчасти объясняется именно «исторической памятью»: «Мы действительно помним и знаем, что поколения наших предков жили у воды, потому что зависели от нее. Эта память, конечно, передается в самых разных формах: и в вербальных, и в невербальных».
К XIX веку, когда берега большинства крупных рек уже были густо застроены, стало ясно, что жить рядом с водой невозможно. Дело в том, что в отсутствии систем водоотведения и дамб наводнения были серьезной проблемой. Их разрушительные последствия заставляли горожан переселяться дальше от воды, а властей — размышлять над тем, как сделать жизнь у рек безопаснее.
Как поясняет москвовед Александр Усольцев, проблема решилась только в XX веке, когда люди научились контролировать уровень воды в реках, — именно после этого жить у воды стало престижно. Впрочем, по-настоящему девелоперы и горожане заинтересовались такой перспективой только к концу прошлого века, когда на месте шлюзов и других сооружений для судов начали появляться современные городские кварталы, отмечает эксперт. Таким, по его словам, сейчас считается, например, лондонский Кэнэри-Уорф, построенный на месте одного из самых оживленных доков в мире (West India Docks), и гамбургский Хафен-Сити — квартал на территории одного из немецких портов. По оценкам Александра Усольцева, тренд на строительство престижного жилья у воды набирает обороты и в Москве: заинтересованность в этом «встречно» транслируют и девелоперы, и жители столицы.
Источник спокойствия

Желание жить у воды объясняется и психологическими факторами. Как сообщает ВОЗ, 25 % людей страдает тревожным расстройством из-за стресса, накопленного от жизни в большом городе. Согласно оценкам группы ученых из Университета Сучжоу (Китай), которые обработали несколько сотен клинических случаев, постоянное нахождение рядом с водой снижает негативные симптомы. Водные пейзажи, следует из их исследования, обладают «терапевтическим» эффектом и в этом смысле более «полезны», чем любые другие (исследователи сравнивали их влияние с последствиями жизни вблизи лесов).
Другая научная статья, подготовленная учеными из Королевского колледжа Лондона, фиксирует, что прогулки вдоль рек улучшают общее самочувствие и психическое здоровье людей. К такому выводу ученые пришли, сопоставив данные о состоянии пользователей мобильного приложения и локациях, в которых они находились: выяснилось, что во время и после прогулки у воды люди стабильно чувствовали себя спокойнее.
В целом исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют об улучшении психического здоровья людей, живущих у рек и озер: так, снижение тревоги наблюдалось у граждан Ирландии, сокращение приема антидепрессантов — у жителей Шотландии и Бельгии.
В человеческом сознании вода прочно ассоциируется с самой жизнью. «Вода — мощный ресурс: как биологический, так и социальный, и культурный», — говорит Елена Миськова. — Вода — один из ключевых архетипических метасимволов, который отражается “в метафорах, сравнениях, утверждениях и убеждениях”. «Именно поэтому мы, например, возмущаемся, когда перегораживают или ограничивают выходы к воде. В этот момент мы искренне возмущены и даже чувствуем себя крайне небезопасно, просто потому что отождествляем воду с жизнью», — отмечает психотерапевт. Желание жить у воды эксперт объясняет в том числе страхом “замирания”: человеку свойственно стремление к тому, что “течет и меняется”, и вода эту потребность отчасти закрывает.
Вода в большом городе

Владение недвижимостью у воды в городе традиционно рассматривалось как признак статуса и маркер успеха. Берега рек для проживания выбирала творческая интеллигенция — писатели, художники, артисты. Эрнест Хемингуэй жил в Париже у Сены (до того, как перебрался на Кубу к океану), родовая усадьба Ивана Тургенева расположена на берегу реки Снежедь, балерина Галина Уланова жила в доме на Котельнической набережной.
В современном мегаполисе жилье у воды еще и более экологично и комфортно: у водоемов формируется благоприятный микроклимат. Кроме того, благоустройство набережных давно вышло за рамки озеленения территорий — здесь появляются новые точки притяжения как для досуга в городе, так и для жизни.
Примером может считаться Набережная Шагала или, например, Лужнецкая набережная, где за последние годы открылись кафе, рестораны и торговые галереи. Вскоре масштабная инфраструктура появится и на Шлюзовой набережной, где строится элитный жилой квартал «Монблан» от «Галс-Девелопмент». Комплекс расположен в самом сердце Замоскворечья, прямо у воды: из окон открывается захватывающий вид на Дом музыки и Москву-реку.
Всего в проекте будет 341 квартира с эргономичными планировками площадью от 47 до 228 кв. м, включая 5 пентхаусов на 12 и 27 этажах площадью от 171 до 228 кв. м и высотой потолков 4,3 м.
Архитектура «Монблан» отсылает к заснеженным пикам, а двор — к альпийским лугам и горным озерам. Внутри — собственный парк, который занимает около 7 тыс. квадратных метров. Здесь вы будете дышать воздухом, заряженным ароматом хвои, магнолий и гортензий сорта Mont Blanc. Укрыться от солнца можно в арочной галерее-берсо под розами и виноградом в окружении изысканных арт-объектов. За пределами территории «Монблан» можно отправиться на длительную прогулку вдоль реки и по ближайшим окрестностям.










Как отмечает Александр Усольцев, интересных маршрутов вблизи Шлюзовой набережной много. Замоскворечье само по себе — отражение культурно-исторического контекста сразу нескольких веков. Обратить внимание москвовед советует на Усыпальницу бояр Романовых в Новоспасском монастыре. Здесь можно не только погрузиться в историю, но и погулять — на территории обители находится один из крупнейших розариев Москвы, тут же цветут абрикосы, вишни и персики. Рядом, отмечает Александр Усольцев, — недавно отреставрированное Крутицкое подворье. В бывшей резиденции епископов Сарских и Подонских фактически «запечатлен» образ Москвы XIII–XVIII веков.
Подготовила Ольга Обыденская
Реклама
ООО «Специализированный застройщик «Галс-Шлюзовая»
Проектная декларация на наш.дом.рф
Свежие комментарии