Спектакль «Сеченов» — это первая за историю театра постановка про известного ученого-физиолога с мировым именем. О том, как родилась идея театральным языком рассказать о прогрессивном человеке, я поговорила с Ольгой Захаровой, художественным руководители Театрального центра «На Плющихе», режиссером спектакля
Как родилась идея поставить этот спектакль?

Книга Миньоны Яновской попала ко мне в руки не случайно, я заинтересовалась жизнью ученого, т.к. учредитель нашего театра, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет), носит его имя. Взяв трехтомник, уже на первых страницах я поняла, что ближайшие дни буду жить этой уникальной книгой. Три недели я открывала для себя великого ученого-физиолога с неожиданной стороны!
У меня возникло острое желание поделиться этой информацией с большим количеством людей. Так возникла идея поставить спектакль. Собрали команду и поставили.Постановка достаточно смелая и неординарная, как и сам Сеченов. О чем получился спектакль?
Мы ушли от хрестоматийного образа. Получилась не биографическая лекция и не пересказ научных трудов. Это история о гении, который оставался человеком. О его отношениях с близкими, о дружбе с великими современниками, о его взглядах на мир, о его сомнениях и триумфах. Мы попытались понять сами и рассказать зрителям, что двигало этим человеком, каким Сеченов был в обычной жизни, каким был в юности, что заставляло его неустанно работать, что сформировало его как личность. И рассказать об этом так, как будто Сеченов — наш с вами современник, живущий среди нас сегодня. Мы хотели создать на сцене образ, в котором каждый сможет увидеть частичку себя.
Что вас поразило в образе и характере Сеченова? Расскажите, какой-нибудь любопытный факт.
Смелость, решимость, бесстрашие и упорство, с которым он шел по жизни. Мы упоминаем в спектакле о его труде «Рефлексы головного мозга», который подвергся судебному преследованию со стороны царской власти как книга, ведущая «к развращению нравов». Он был убежденным материалистом. Слава о идеях Сеченова быстро разлетелась по всей России. Даже в уездных городах простой люд рассказывал друг другу о профессоре из Петербурга, утверждающем, что души не существует, а есть лишь рефлексы, что казалось для многих верхом цинизма и святотатством. На ученого завели уголовное дело, а на тираж наложили арест. Друзья советовали нанять адвокатов, но Сеченов стоял на своем и бесстрашно заявлял: «Зачем мне адвокат? Я возьму с собой в суд лягушку и проделаю перед судьями все мои опыты; пускай тогда прокурор опровергает меня».
Именно Сеченову принадлежит известная фраза о том, что «лучший отдых — это смена деятельности», а не полный покой.
Да, верно, он считал, что если ты устал думать, то лучше побегать, а если устал бегать — почитай. Полный покой, по его мнению, не так уж и полезен, а вот переключиться с одного на другое — самое то, чтоб восстановиться.

В восьмидесятые годы девятнадцатого века имя Сеченова в научном мире было не менее популярным, чем в литературном мире имя Чернышевского. Весной 1863 года вышел роман «Что делать?», Марию Бокову тут же сопоставили с героиней Верой Павловной, а Сеченова — с Кирсановым. Как в спектакле подана эта линия любовного треугольника Боков — Бокова — Сеченов?
В спектакле этот треугольник подан не как мелодрама, а как демонстрация прогрессивности взглядов Сеченова и его готовности бороться за свою любовь. Он смело идет наперекор общественному мнению, выбирая Марию Бокову. Сеченов, подобно литературному герою, отвергает устаревшие нормы и предрассудки ради любви и личного счастья. Сцена яркая и эмоциональная. Эта линия подчеркивает его неординарность и смелость не только в науке, но и в личной жизни, делая его образ более объемным и человечным. Так что это не просто любовная история, а доказательство его прогрессивности и готовности отстаивать свои убеждения.
В наше время есть ли такие ученые масштаба Сеченова, которые могут стать прототипами литературных героев?
Сеченовский Университет всегда славится прогрессивными научными разработками, уникальными передовыми открытиями, легендарными учеными, академиками РАН. Кто из них войдет в историю, станет новым Сеченовым, покажет время. Думаю, лет через сто люди смогут оглянуться назад и увидеть, кто оставил самый яркий след. А то, что в Сеченовском университете есть таланты, способные изменить мир, — в этом я уверена.

Как работалось с артистами?
Весело! Самое дорогое, что есть у режиссера — это актер (смеется). Актеры, с которыми я работала, я могу назвать близкими людьми, мы поставили вместе уже не один спектакль. Это уникумы, которые откликаются, вдохновляют и делают что-то еще очень важное, что невозможно описать словами. Таких «своих» становится все больше и это радует!
Как шли репетиции?
Очень интересно и легко. Мне нравится, что в наших репетициях нет официального тона, нравится, что все артисты горящие и неравнодушные, с энтузиазмом принимаются любые эксперименты и в итоге выкристаллизовывается именно то, что хотелось. В такие моменты думаешь, как же хорошо, что все идет именно так.
И ваше напутствие зрителям.
Даже самые великие открытия рождаются из простых человеческих чувств и переживаний. Приходите, чтобы вместе с нами заглянуть в душу гения!
Свежие комментарии