На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

91 подписчик

Свежие комментарии

  • Людмила Лепаева
    Дешевле за границу съездить чем на Алтай цены как в Москве она его и скупилаВне сезона: почем...
  • Maxim
    Здание СЭВ можно по  прямому назначению использовать : БРИКС, весьма - символично.. Даже собираются создавать организ...Елизавета Лихачёв...
  • Александр Макеев
    Пилоты этого самолёта либо изначально были посвящены в суть провокации нацистов и установкой на то, чтобы в случае по...Путин раскрыл при...

Интервью режиссера Мартина Кука — о хоррорах, панк-культуре в России, смерти и смехе

Режиссер Мартин Кук, поставивший пьесу Jack! об архетипическом злодее-маньяке Джеке, — о том, как первый в мире театр ужасов «Гран-Гиньоль» повлиял на кинематограф, чем интересны бульварные романы и правда ли, что русская культура в большей степени «панк», чем английская.

Мартин Кук
Мартин Кук

Почему именно Джек-потрошитель стал архетипом маньяка в массовой культуре и в принципе первым маньяком, о котором все заговорили?

 

Вы правы, само имя Джека стало синонимом к слову «маньяк» в западной культуре. Но я не думаю, что это архетип, — это скорее стереотип. В конце XIX века были очень популярны газеты. Благодаря прессе Джек-потрошитель и стал стереотипом, навсегда проник в массовое сознание. В моей постановке есть отсылка к скандальной французской газете Le Petit Parisien, которая выходила с 1863 по 1944-й. В ней публиковали фото выпотрошенных жертв Джека, перерезанные человеческие тела. Люди во все времена любили треш, что-то скатологическое, предметы, которые вызывают отвращение, — и история Джека вполне сюда вписывается.

Михаил Бахтин, много писавший о Рабле, о карнавализации бытия и смеховой культуре, говорил еще и о скатологической, скабрезной, антибуржуазной натуре человека. Я тоже считаю, что показывать свою задницу на публике — в природе человека. Мы до сих пор этим занимаемся, почему-то нам время от времени это необходимо. Большая часть независимой антибуржуазной культуры основана на оскорблении аудитории.

Сцена из спектакля Jack!
Сцена из спектакля Jack!

Почему подобные образы интересны интеллектуалам, как они переходят в высокую культуру?

Они подпитывают революционные формы искусства, становятся материалом для радикального художественного жеста.

Обращение к ним — это во многом еще и реакция на цензуру. Режиссерам и драматургам в Англии исторически часто приходилось сталкиваться с цензурой — взять того же Шекспира, чьи пьесы постоянно были под запретом в течение двухсот лет. 

На самом деле, цензура в Англии просуществовала до 1968 года — законы Оливера Кромвеля... Взгляды Шекспира на мир казались слишком радикальными долгое время. Но каждый придурок, который пытался запретить его пьесы, поплатился за это. И расплачивается до сих пор.

А лично вам чем интересен образ Джека?

Тем, что он антигерой, панк. Мне нравится создавать нетрадиционный театр в нетрадиционных пространствах, чтобы публика могла возражать против этого.

Кстати, мы ведь делали постановку не про Джека-потрошителя, да и пьеса Метенье не о нем. Только имя героя отсылает к этому печально известному злодею. В нашем спектакле Джек — мясник, он режет ягнят. И мы не знаем: то ли он убил старушку Мадам Дюбуа, то ли просто, возвращаясь с работы, заглядывает в бордель и беседует с двумя проститутками. Точные причины убийства зрителю не совсем известны. Ему предлагается следить за действием и находить ответы самому. Подобная свобода в восприятии — очень важный для меня момент, как и любая свобода в искусстве. А кровавый ржавый нож, который мы используем в спектакле, когда-то принадлежал мяснику. Это предмет с историей. 

Сцена из спектакля Jack!
Сцена из спектакля Jack!
Сцена из спектакля Jack!
Сцена из спектакля Jack!

Для вас русский зритель и театр — в большей мере «панк», чем зарубежный? Где вам комфортнее и интереснее работать?

Да, в некотором смысле русская культура в большей мере «панк», чем культура английская. Возможно, потому что английской культуре уже не осталось против чего бунтовать. У вас больше анархии и индивидуальности. Понятия не имею, почему. Но я это чувствую. В Англии культура как бы укрощена, приручена — в ней мало стихийности. Вы не представляете, сколько у вас свободы, несмотря на все ограничения. Сейчас мы находимся в подвальном помещении, где люди курят, выпивают, веселятся, — и здесь же показываем пьесы, говорим об искусстве, вспоминаем Бахтина и Шекспира! В Англии общество скорее склонно делить все на категории.

Что касается большего комфорта… В России я чувствую себя невидимым. Большинству людей наплевать на мое искусство: русские изысканно и величественно равнодушны. Здесь царит полная анархия, все вокруг в той или иной степени панки, и они не всегда интересуются искусством. На родине равнодушие более агрессивно.

Однако люди искусства в России, если мы говорим в первую очередь о театре, намного интереснее моих соотечественников. В ХХ веке у вас был Станиславский, Чехов, Дягилев, Мейерхольд… Меж тем, безусловно, в Англии был Эдвард Гордон Крэг, но он оставался непризнанным до 1960-х.

Расцвет хоррора, трешевого и макабрического искусства пришелся на конец XIX века. Все это стало популярно в чопорную викторианскую эпоху, еще до Мейерхольда и других русских безумцев, и почти не дошло до России. Неужели это никак не изменило западный театр, не принесло туда «панк»?

Увы, все это прошло мимо английской сцены. Идеи забурлили во Франции — в театре «Гран-Гиньоль», где впервые и поставили пьесу Оскара Метенье Lui! (для англоговорящего читателя и зрителя ее перевели как Jack!). Это был первый в мире театр ужасов, он открылся в 1897 году. Хотя я бы предпочел говорить о «Гран-Гиньоле» как о жанре. Я не эксперт в культурологии, мне сложно объяснить, почему именно в конце XIX века проснулся такой интерес к мрачному и мистическому. Видимо, в мире случилась какая-то стихийная революция, что-то такое, что отразилось и на настроениях людей, и на искусстве. 

По моему мнению, пьеса Георга Бюхнера «Войцек» (1836) — первая революционная пьеса. Главное действующее лицо в ней — антигерой, человек-абсолютный-никто. Бюхнер бросил вызов традиции, согласно которой герой непременно был богатым, уважаемым, благородным и образованным.

Что касается «Гран-Гиньоль»... Его открытие стало возвращением театра народу. Там впервые без цензуры показывали уличное искусство, заигрывающее со стереотипами, опирающееся на треш и pulp fiction — искусство, которое понимали люди. Им нравилась жизненность изображаемого. Так родилась культура полуподвальных заведений. И она развивалась параллельно с кинематографом.

Сцена из спектакля<b> </b>«Игра тайны и смерти» театра «Гран-Гиньоль», 1947 год
Сцена из спектакля «Игра тайны и смерти» театра «Гран-Гиньоль», 1947 год

А чем «Гран-Гиньоль» напоминал людям то, что происходит в жизни? Это ведь хоррор-театр, там со сцены текли литры бутафорской крови, использовались различные спецэффекты, актеры отыгрывали немыслимые в реальном мире ситуации…

Все-таки кровь в «Гран-Гиньоле» была настоящей. Ее просили у мясников на рынке — и те делились кровью свиней. Кроме того, актеры бросали в зрителей кишки и глаза животных, а эти органы мало чем отличаются от человеческих. Впрочем, «Гран-Гиньоль» сотрудничал и с госпиталями. То есть человеческие органы и кровь тоже порой участвовали в постановках. В некоторых спектаклях изображали процесс отрубания конечностей — и для таких случаев профессиональные художники изготавливали макеты рук и ног, чтобы все выглядело натурально. Актерами же часто были настоящие проститутки и преступники.

В конце XIX века публика подобных мест была готова к чему угодно: люди ощущали связь с суровой грубой жизнью — с чем-то плотским, сырым, грязным, если угодно, и упивались этим. Когда я говорю о «жизненности», я не имею в виду реализм и психологизм.

Голова чудовища, сцена из спектакля театра «Гран-Гиньоль», 1948 год / сцена из балета<b> </b>«Камерный театр» театра «Гран-Гиньоль», 1955 год
Голова чудовища, сцена из спектакля театра «Гран-Гиньоль», 1948 год / сцена из балета «Камерный театр» театра «Гран-Гиньоль», 1955 год

Вы о том, что искусство такого рода показывает нам реальность «голой», не такой, какой мы привыкли ее видеть?

Именно так. Антонен Арто, основатель радикального «театра жестокости», говорил, что актер — это тот, кто практикует искусство эмоционального атлетизма. Актер должен аффективно воздействовать на публику с помощью своего тела и голоса, чтобы вызвать у зрителей скрытые в подсознании эмоции и освободить их от повседневной реальности. Страх в этом деле — один из мощнейших инструментов. 

В «Гран-Гиньоле» зрителя подвергали аффективному воздействию через испуг — и тут же смешили — и снова пугали. Его это выбивало из автоматизма восприятия жизни, тем самым сталкивая с жизнью настоящей, с подлинностью. Мы тоже в начале веселим публику флиртом Джека с проституткой… Но через несколько минут он уже достает свой Мясницкий нож, и всем становится не до смеха. Спектакли «Гран-Гиньоля» настолько шокировали людей такими контрастами, что на каждом представлении дежурили врачи, чтобы оказать первую помощь. Женщины часто падали в обморок вследствие эмоциональных переживаний.

В кинематографе, пожалуй, самое радикальное проявление «Гран-Гиньоля» как жанра — сцена сожжения Жанны д’Арк в фильме Теодора Дрейера 1928 года. Живую женщину огонь буквально сжирает… Кстати, Арто играл в этом фильме.

Еще в 1973-м «Гран-Гиньоль» закрыли, объясняя это тем, что после Освенцима и Хиросимы напугать зрителей нечем. Но ведь сам этот жанр не умер после всех трагических событий. В театре хоррор сегодня жив?

В театре — нет, а в кино — более чем. Тарантино, например, — это «Гран-Гиньоль» чистой воды. Кинематограф убил «Гран-Гиньоль» как жанр, а не Освенцим. А насчет исторических катастроф не могу согласиться. Да, все ужасы, которые мог показать театр, после Второй мировой стали вполне будничными. Но мы должны всегда оставаться в контакте со своими эмоциями, особенно со страхом. Аристотель утверждал, что цель театра — очистить нас от сострадания и страха (то есть принести нам катарсис). Мы обязаны резонировать с происходящим, а наши эмоции не должны становиться плоскими. Задача искусства — помогать нам в этом.

Сцена из спектакля Jack!
Сцена из спектакля Jack!

Вернемся к злодею Джеку. За два века он вдохновил тысячи авторов в самых разных сферах искусства. Почему его образ до сих пор не изжил себя? И зачем вы обращаетесь к нему сегодня?

Витгенштейн гордился тем, что никогда не читал Аристотеля. В Кембридже, сидя на том же стуле, на котором до него сидели Ньютон и Рассел, он говорил своим студентам, что тем стоит читать pulp fiction. Витгенштейн особенно рекомендовал Дэшилла Хэммета — автора романа «Мальтийский сокол». Произведение экранизировали 1941-м, фильм стал классикой нуара.

Почему Витгенштейн советовал именно это вместо Аристотеля? Он был уверен, что подобная литература переполнена архетипами, а еще считал, что в сердцевине любого pulp fiction — фигура смерти, главный архетип. Культура категории «Б» дает нам возможность увидеть юмор в смерти и смеяться над ней. Такова цель хоррора как жанра. Смерть, абсурд, ужас и смех всегда идут рука об руку.

Наш герой, злодей Джек «сделал из себя зверя, чтобы избавиться от боли быть человеком», — утверждал Сэмюэл Джонсон, известный как доктор Джонсон. В принципе, в наше время обращаться к ужасу стоит хотя бы потому, что он является частью эмоциональной атлетизма, которому нас научил Арто. Невозможно устать от переживания собственных эмоций, поэтому мы снова и снова возвращаемся к Джеку, к ужасу, к смерти и смеху. Доктор Джонсон также сказал: «Если вы устали от Лондона, вы устали от жизни». Я бы сказал, что если вы устали от ужаса, вы устали от жизни. Вы мертвы.

Беседовал Алексей Черников

 

Ссылка на первоисточник
наверх