«Между риском и совриском» — проект «Сноба» о художниках, которые изменили искусство и превратили его в объект многомиллионных сделок. Новый выпуск уже на VK. Историк искусств Алина Сопова и писатель Рома Декабрев обсуждают работы Пабло Пикассо.
Пикассо — символ революции в искусстве. Его влияние на мировую культуру сравнимо с влиянием Леонардо да Винчи или Микеланджело. Но каким он был человеком? О нем писали как о гении, диктаторе, сердцееде, великом экспериментаторе, человеке с невероятной энергией и сложным характером. Его жизнь была полна страсти — к искусству, к женщинам, к новому. Он умер 52 года назад, но его искусство до сих пор вызывает споры. Особенно цены на его работы. Например, «Алжирских женщин» (версия О) продали за $179,4 млн. Так кем он был?
Рисовать как ребенок

Кто из вас хоть раз в жизни думал: «Ребенок может так же!»? Вполне возможно, что может.
Но не стоит оценивать эти работы с точки зрения техники и реалистичности — важны идеи, контекст, философия, художественный язык. Попробовать нарисовать «так же» — не значит думать так же и быть частью художественного прорыва.
Сам Пикассо однажды сказал, глядя на детские рисунки: «Когда я был в их возрасте, я умел рисовать, как Рафаэль. Мне потребовалась целая жизнь, чтобы научиться рисовать, как ребенок».
Да, рисовать мастерски он умел с подросткового возраста. Пикассо учился в Королевской академии изящных искусств в Мадриде. У него было классическое традиционное академическое художественное образование. Но почему тогда он создавал подобные «каракули»?
Дело в том, что Пикассо — художник своего времени, а XX век — это настоящая революция в искусстве. Творцы отказывались от традиционных форм и методов. Никакого больше реализма и академических традиций, никакого подражания реальности. Художники искали новые способы выражения. Это привело к появлению множества авангардных направлений. Возникли десятки художественных течений: от экспрессионизма до поп-арта, от футуризма до минимализма. И Пикассо стал одним из архитекторов этой революции. Он изобрел кубизм. Он пробовал себя в разных направлениях. Он ничего не боялся.
Рисовать на салфетках

Пикассо никогда не переставал работать. Он говорил: «Вдохновение существует, но оно приходит только во время работы». Действительно, он творил постоянно — будь то живопись, графика, скульптура или керамика. Его мастерская всегда была завалена холстами, на которых он мог начать писать сразу несколько картин одновременно. Он пробовал новое, разрушал традиции и заново выстраивал язык искусства.
Он буквально жил творчеством: писал на чем угодно — на салфетках, обоях, газетах. В Париже, где он провел значительную часть жизни, его мастерская была местом встреч множества художников, поэтов, философов. В этих стенах рождались идеи, которые изменили искусство XX века. Он был знаком с Сальвадором Дали, Эрнестом Хемингуэем. Дружил с Гийомом Аполлинером (поэтом, который поддерживал кубизм и писал о нем). Аполлинер был одним из первых, кто осознал, что Пикассо — это не просто художник, а явление. Их дружба была наполнена интеллектуальными беседами и экспериментами в искусстве.
Еще одним важным человеком в его жизни был Жорж Брак. Вместе с ним Пикассо создал кубизм — радикальный художественный стиль, изменивший представление о живописи. Они буквально разрушили традиционную перспективу и показали, что изображение может быть многослойным и многомерным.
В 1940-х Пикассо общался с Жан-Полем Сартром и Симоной де Бовуар. Ему нравились их философские идеи, экзистенциализм, мысли о свободе. Хотя сам он никогда не любил давать точные определения своей работе, он впитывал идеи интеллектуалов и отражал их в искусстве.
Особые отношения у него были с Анри Матиссом. Они были скорее соперниками, чем друзьями, но уважали друг друга. Матисс называл Пикассо «пожирателем всего нового». Пикассо, в свою очередь, восхищался колористическими находками Матисса. Их творческое соперничество подталкивало обоих к поиску новых форм и решений.
Дикий характер

Пикассо был человеком сложным. Друзья называли его вспыльчивым, эмоциональным, иногда деспотичным. Он был абсолютно уверен в своей гениальности и требовал, чтобы его признавали. Он не терпел критики, мог быть жестким и даже жестоким с близкими.
При этом он обладал невероятным обаянием. Он мог часами рассказывать истории, шутить, увлекать собеседников своими идеями. Он обожал вести долгие беседы о политике, искусстве, жизни. Он мог работать ночами, забывая о еде и сне. Не признавал правил — ни в искусстве, ни в жизни.
Знаковые картины
По оценке Музея современного искусства (Нью-Йорк), Пикассо создал около 20 000 работ, некоторые стали настоящими символами его гения.

«Авиньонские девицы» (1907) Эта картина стала революционной для искусства. Вдохновленный африканскими масками и примитивизмом, Пикассо создал пять женских фигур с острыми, угловатыми лицами и деформированными телами. Это произведение считается отправной точкой кубизма. Оно шокировало современников. В нем нет традиционной перспективы, а женские тела напоминают разбитые на части формы, словно склеенные заново.

«Герника» (1937) Одна из самых известных антивоенных картин в истории. Пикассо написал ее в ответ на бомбардировку люфтваффе города Герника во время гражданской войны в Испании. Черно-белое полотно полно символов: кричащие фигуры, искаженные лица, разорванные тела — все это передает ужас войны. Картина стала манифестом против жестокости и насилия. По легенде, во время Второй мировой войны немецкий офицер, увидев «Гернику» в мастерской Пикассо, спросил: — Это вы сделали? А художник ответил: — Нет, вы…

«Портрет Доры Маар» (1937) Дора Маар была одной из самых важных женщин в жизни Пикассо. Этот портрет, написанный в кубистической манере, показывает ее лицо, будто разбитое на части. С одной стороны — усталость и боль, с другой — напряженность и энергия. Эта работа отражает их сложные отношения: страсть, ревность, борьбу характеров.
Женщины

Да, его личная жизнь была насыщенной и бурной. Отношения часто начинались как истории любви, полные страсти, а заканчивались скандалами, болью и психологическим насилием.
Его первой музой была Фернанда Оливье, затем — русская балерина Ольга Хохлова, которая стала его первой женой. Но их брак разрушился, когда Пикассо увлекся 17-летней Марией-Терезой Вальтер. Хотя Пабло с Ольгой официально были женаты вплоть до ее смерти в 1955 году. Позже в его жизни появились художница Дора Маар, затем Франсуаза Жило — единственная женщина, которая ушла от него сама. В последние годы его спутницей стала Жаклин Рок. Она до конца оставалась с ним.
Каждая из этих женщин оставила след в его искусстве. Их лица, их характеры, их эмоции отражены в его картинах. Пикассо был не просто художником — он проживал каждую свою картину, вкладывал в нее свою любовь, страсть, гнев.
Как узнать его работы?

При всей условности такого деления, в творчестве Пикассо можно выделить несколько знаковых периодов:
Голубой период: «Старый еврей с мальчиком». Мрачные, меланхоличные картины, много холодных голубых и синих тонов. Тема бедности, одиночества, скорби.
Розовый период: например, «Девочка на шаре». Тут уже веселее — тёплые розовые и охристые оттенки, часто изображены артисты цирка.
Кубизм: очаровательные «Авиньонские девицы», геометрическое разложение форм, взгляд на объект как будто одновременно с нескольких точек зрения.
Неоклассицизм: например, картина «Пьеро». Пикассо вернулся к традиционным формам.
Сюрреализм: сюда относится «Обнаженная в красном кресле». Искаженная реальность, выражение эмоций, фантазий, подчеркивание внутреннего мира героя.
Его искусство продолжает вдохновлять, вызывать споры, поражать своей мощью. Он писал: «Я не ищу, я нахожу». И действительно, он находил новое там, где другие даже не думали искать. Он не боялся разрушать, чтобы создать заново. Именно поэтому его влияние не угасает — Пикассо остается художником, который изменил искусство.
Свежие комментарии