На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

77 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nina Pudikova
    Бог в помощь!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Появилась информа...
  • Людмила Лепаева
    Беременная будет таджичка так ей сразу квартируВ Орловской облас...
  • Eduard
    Наполеона тихонечко отравили.Как мило!За что судили Мар...

Пабло Пикассо: гений или пиарщик?

«Между риском и совриском» — проект «Сноба» о художниках, которые изменили искусство и превратили его в объект многомиллионных сделок. Новый выпуск уже на VK. Историк искусств Алина Сопова и писатель Рома Декабрев обсуждают работы Пабло Пикассо.

Пикассо — символ революции в искусстве. Его влияние на мировую культуру сравнимо с влиянием Леонардо да Винчи или Микеланджело.

Но каким он был человеком? О нем писали как о гении, диктаторе, сердцееде, великом экспериментаторе, человеке с невероятной энергией и сложным характером. Его жизнь была полна страсти — к искусству, к женщинам, к новому. Он умер 52 года назад, но его искусство до сих пор вызывает споры. Особенно цены на его работы. Например, «Алжирских женщин» (версия О) продали за $179,4 млн. Так кем он был?

Рисовать как ребенок

Пабло Пикассо, «Девушка перед зеркалом», 1932 год
Пабло Пикассо, «Девушка перед зеркалом», 1932 год

Кто из вас хоть раз в жизни думал: «Ребенок может так же!»? Вполне возможно, что может.

Но не стоит оценивать эти работы с точки зрения техники и реалистичности — важны идеи, контекст, философия, художественный язык. Попробовать нарисовать «так же» — не значит думать так же и быть частью художественного прорыва.

Сам Пикассо однажды сказал, глядя на детские рисунки: «Когда я был в их возрасте, я умел рисовать, как Рафаэль. Мне потребовалась целая жизнь, чтобы научиться рисовать, как ребенок».

Да, рисовать мастерски он умел с подросткового возраста. Пикассо учился в Королевской академии изящных искусств в Мадриде. У него было классическое традиционное академическое художественное образование. Но почему тогда он создавал подобные «каракули»?

Дело в том, что Пикассо — художник своего времени, а XX век — это настоящая революция в искусстве. Творцы отказывались от традиционных форм и методов. Никакого больше реализма и академических традиций, никакого подражания реальности. Художники искали новые способы выражения. Это привело к появлению множества авангардных направлений. Возникли десятки художественных течений: от экспрессионизма до поп-арта, от футуризма до минимализма. И Пикассо стал одним из архитекторов этой революции. Он изобрел кубизм. Он пробовал себя в разных направлениях. Он ничего не боялся.

Рисовать на салфетках

Слева: Пикассо в своей студии, около 1940 года / Пабло Пикассо с Марком Шагалом во Франции, 1948 год
Слева: Пикассо в своей студии, около 1940 года / Пабло Пикассо с Марком Шагалом во Франции, 1948 год

Пикассо никогда не переставал работать. Он говорил: «Вдохновение существует, но оно приходит только во время работы». Действительно, он творил постоянно — будь то живопись, графика, скульптура или керамика. Его мастерская всегда была завалена холстами, на которых он мог начать писать сразу несколько картин одновременно. Он пробовал новое, разрушал традиции и заново выстраивал язык искусства.

Он буквально жил творчеством: писал на чем угодно — на салфетках, обоях, газетах. В Париже, где он провел значительную часть жизни, его мастерская была местом встреч множества художников, поэтов, философов. В этих стенах рождались идеи, которые изменили искусство XX века. Он был знаком с Сальвадором Дали, Эрнестом Хемингуэем. Дружил с Гийомом Аполлинером (поэтом, который поддерживал кубизм и писал о нем). Аполлинер был одним из первых, кто осознал, что Пикассо — это не просто художник, а явление. Их дружба была наполнена интеллектуальными беседами и экспериментами в искусстве.

Еще одним важным человеком в его жизни был Жорж Брак. Вместе с ним Пикассо создал кубизм — радикальный художественный стиль, изменивший представление о живописи. Они буквально разрушили традиционную перспективу и показали, что изображение может быть многослойным и многомерным.

В 1940-х Пикассо общался с Жан-Полем Сартром и Симоной де Бовуар. Ему нравились их философские идеи, экзистенциализм, мысли о свободе. Хотя сам он никогда не любил давать точные определения своей работе, он впитывал идеи интеллектуалов и отражал их в искусстве.

Особые отношения у него были с Анри Матиссом. Они были скорее соперниками, чем друзьями, но уважали друг друга. Матисс называл Пикассо «пожирателем всего нового». Пикассо, в свою очередь, восхищался колористическими находками Матисса. Их творческое соперничество подталкивало обоих к поиску новых форм и решений.

Дикий характер

Пабло Пикассо
Пабло Пикассо

Пикассо был человеком сложным. Друзья называли его вспыльчивым, эмоциональным, иногда деспотичным. Он был абсолютно уверен в своей гениальности и требовал, чтобы его признавали. Он не терпел критики, мог быть жестким и даже жестоким с близкими.

При этом он обладал невероятным обаянием. Он мог часами рассказывать истории, шутить, увлекать собеседников своими идеями. Он обожал вести долгие беседы о политике, искусстве, жизни. Он мог работать ночами, забывая о еде и сне. Не признавал правил — ни в искусстве, ни в жизни.

Знаковые картины

По оценке Музея современного искусства (Нью-Йорк), Пикассо создал около 20 000 работ, некоторые стали настоящими символами его гения.

Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы», 1907 год
Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы», 1907 год

«Авиньонские девицы» (1907) Эта картина стала революционной для искусства. Вдохновленный африканскими масками и примитивизмом, Пикассо создал пять женских фигур с острыми, угловатыми лицами и деформированными телами. Это произведение считается отправной точкой кубизма. Оно шокировало современников. В нем нет традиционной перспективы, а женские тела напоминают разбитые на части формы, словно склеенные заново.

Пабло Пикассо, «Герника», 1937 год
Пабло Пикассо, «Герника», 1937 год

«Герника» (1937) Одна из самых известных антивоенных картин в истории. Пикассо написал ее в ответ на бомбардировку люфтваффе города Герника во время гражданской войны в Испании. Черно-белое полотно полно символов: кричащие фигуры, искаженные лица, разорванные тела — все это передает ужас войны. Картина стала манифестом против жестокости и насилия. По легенде, во время Второй мировой войны немецкий офицер, увидев «Гернику» в мастерской Пикассо, спросил: — Это вы сделали? А художник ответил: — Нет, вы…

«Портрет Доры Маар» на аукционе Sotheby’s, 22 марта 2006 года

«Портрет Доры Маар» (1937) Дора Маар была одной из самых важных женщин в жизни Пикассо. Этот портрет, написанный в кубистической манере, показывает ее лицо, будто разбитое на части. С одной стороны — усталость и боль, с другой — напряженность и энергия. Эта работа отражает их сложные отношения: страсть, ревность, борьбу характеров.

Женщины

Пикассо с Ольгой Хохловой, около 1918 года
Пикассо с Ольгой Хохловой, около 1918 года

Да, его личная жизнь была насыщенной и бурной. Отношения часто начинались как истории любви, полные страсти, а заканчивались скандалами, болью и психологическим насилием.

Его первой музой была Фернанда Оливье, затем — русская балерина Ольга Хохлова, которая стала его первой женой. Но их брак разрушился, когда Пикассо увлекся 17-летней Марией-Терезой Вальтер. Хотя Пабло с Ольгой официально были женаты вплоть до ее смерти в 1955 году. Позже в его жизни появились художница Дора Маар, затем Франсуаза Жило — единственная женщина, которая ушла от него сама. В последние годы его спутницей стала Жаклин Рок. Она до конца оставалась с ним.

Каждая из этих женщин оставила след в его искусстве. Их лица, их характеры, их эмоции отражены в его картинах. Пикассо был не просто художником — он проживал каждую свою картину, вкладывал в нее свою любовь, страсть, гнев.

Как узнать его работы?

Пабло Пикассо, «Пьеро», 1918 год (слева) / Пабло Пикассо, «Большая обнажённая в красном кресле», 1929 год
Пабло Пикассо, «Пьеро», 1918 год (слева) / Пабло Пикассо, «Большая обнажённая в красном кресле», 1929 год

При всей условности такого деления, в творчестве Пикассо можно выделить несколько знаковых периодов:

Голубой период: «Старый еврей с мальчиком». Мрачные, меланхоличные картины, много холодных голубых и синих тонов. Тема бедности, одиночества, скорби.

Розовый период: например, «Девочка на шаре». Тут уже веселее — тёплые розовые и охристые оттенки, часто изображены артисты цирка.

Кубизм: очаровательные «Авиньонские девицы», геометрическое разложение форм, взгляд на объект как будто одновременно с нескольких точек зрения.

Неоклассицизм: например, картина «Пьеро». Пикассо вернулся к традиционным формам.

Сюрреализм: сюда относится «Обнаженная в красном кресле». Искаженная реальность, выражение эмоций, фантазий, подчеркивание внутреннего мира героя.

Его искусство продолжает вдохновлять, вызывать споры, поражать своей мощью. Он писал: «Я не ищу, я нахожу». И действительно, он находил новое там, где другие даже не думали искать. Он не боялся разрушать, чтобы создать заново. Именно поэтому его влияние не угасает — Пикассо остается художником, который изменил искусство.

 

Ссылка на первоисточник
наверх