С 26 мая по 1 июня в Третьяковской галерее пройдет X фестиваль камерной музыки Vivarte. О программе рассказала президент фестиваля Ивета Манашерова в интервью «Снобу».

Ивета, в этом году фестивалю Vivarte исполнится 10 лет. Какие выставки и произведения живописи стали импульсом для создания концертов?
Концерты юбилейного фестиваля посвящены актуальной выставочной программе Третьяковской галереи. Так, концерт «Путь на Восток» перекликается с одноименной экспозицией, рассказывающей о массовом паломничестве художников в Туркестан в начале XX века. В этом году исполнится 155 лет со дня рождения Виктора Борисова-Мусатова, и концерт-открытие фестиваля мы решили посвятить выставке, которая запланирована в галерее и посвящена этой дате. Каждый концерт сопровождает выставка одного из шедевров из запасников галереи, и на открытии будет демонстрироваться «Суд Париса» Борисова-Мусатова, поступивший в Третьяковскую галерею в 1927 году. Картину с тех пор выставляли лишь однажды, и на концерте нам представится уникальный случай увидеть ее и узнать историю работы. Программа этого вечера также имеет некие пересечения с юбиляром: скажем, одним из первых исполнителей «Элегического трио» Рахманинова был виолончелист Михаил Букиник, друг Борисова-Мусатова. Я думаю, что еще никогда ранее на фестивале программы не были так концептуальны, как в этом году.
За годы проведения фестивалей Vivarte и Vivacello у вас с арт-директором, виолончелистом Борисом Андриановым сложился прекрасный творческий тандем. Как вы формируете программы концертов?
Это всегда совместное сотворчество, поиск новых идей. Но я бы хотела также отметить большую роль, которую в формировании программ играют сотрудники Третьяковской галереи. В первую очередь мы отталкиваемся от выставки или даты, связанной с тем или иным художником. Дальше разрабатываем концепцию, темы концертов и приглашаем музыкантов самого высокого уровня. Я рада, что и сегодня фестиваль Vivarte сохраняет свой международный статус: к нам приедет израильский пианист Итамар Голан, скрипачи Андрей Баранов и Никита Борисоглебский, которые тоже живут за рубежом. Конечно, как и при подготовке любого фестиваля, возникают какие-то дополнения, изменения. Например, программу концерта «Путь на Восток» мы согласовывали до последнего. Но все эти сложности компенсируются огромным интересом со стороны музыкантов и слушателей.
Один из концертов посвящен творчеству Михаила Врубеля. Почему зал его имени является традиционной площадкой Vivarte?
Наш фонд проводит два фестиваля классической музыки — Vivarte и Vivacello. Лет 15 назад один из концертов Vivacello прошел в Зале Врубеля, и это было прекрасно. Артисты говорили, что в окружении великих работ они и чувствуют музыку по-другому. В этом зале не только удивительная творческая атмосфера, но и хорошая акустика, что, безусловно, важно для исполнителей — поэтому, когда мы с Третьяковкой обсуждали проведение совместного фестиваля Vivarte, сомнений в том, что музыка будет звучать именно в зале Врубеля, не было.
В этом году мы решили провести концерт, посвященный этому залу. Публика услышит сочинения, так или иначе связанные с творчеством Врубеля — скажем, его панно «Принцесса Греза», ставшее некой декорацией наших концертов, зазвучит в одноименном сочинении Черепнина. Будут и другие параллели. Например, в программе есть скрипичная фантазия на тему оперы «Кармен» Ваксмана, а это была одна из любимых опер Врубеля. То есть мы даем возможность меломанам открыть для себя новое — и в живописи, и в музыке, и в этом диалоге искусств.

Заключительный «Музыкальный променад» в этом году пройдет в Международный день защиты детей. Чем могут быть интересны, полезны концерты Vivarte детям?
Мне кажется, водить детей на концерты камерной музыки — удачный способ погружения в классическую музыку в целом. Моя дочь начала посещать фестиваль с трехлетнего возраста. Сейчас ей 13, и она мне сказала, что, когда вырастет, обязательно продолжит наше дело. Детские концерты на фестивале Vivarte стали уже доброй традицией, и началась она с литературно-музыкальной сказки «Зоосюита» Анатолия Андрианова, отца Бориса Андрианова, которая была представлена несколько лет назад. В этом году программы для детей подготовили гитарист Дмитрий Илларионов, дуэт Modern Guitar Duo (Владимир Смирнов и Дарья Новикова) и актер Михаил Гульдан.
Почему так важно воспринимать музыку как одну из составляющих синтеза искусств? И может ли она сегодня существовать отдельно от живописи, танца, поэзии?
Конечно, сегодня музыку можно воспринимать и без дополнительных видов искусств — мы все ходим в консерваторию и филармонию, где редко происходит этот синтез. Но идея нашего фестиваля состоит в том, чтобы объединять искусства в одно целое. И мне кажется, за десять лет нам это удалось. Музей — это, безусловно, атмосфера тишины и покоя, но когда живопись вступает в контакт с музыкой, происходит невероятный обмен энергией. Однако мы не ставим перед собой цель озвучить, проиллюстрировать музыкой картины — здесь нужно выстраивать параллели, связи, новые смыслы между ними.
Что бы вы посоветовали слушателям Vivarte в этот раз?
Я бы посоветовала найти время и прийти на все наши концерты. Здесь не нужна никакая особая подготовка и слуховой опыт. Достаточно просто выключить телефоны и два часа послушать музыку в прекрасном зале Врубеля. И еще важно отметить, что в некоторые фестивальные дни Третьяковская галерея закрыта для посетителей, поэтому тот, кто придет на концерт, получит уникальную возможность не спеша побродить по залам, что, безусловно, поможет настроиться на погружение в особую атмосферу камерной музыки.
Беседовала Надежда Травина
Свежие комментарии