В галерее «Дали & Пикассо» обновление: на временной тематической выставке представили 80 подлинников Сальвадора Дали, 40 из которых впервые выставлены в России. Среди новинок — скульптуры и графические циклы про великих женщин и антропоморфные цветы. Всё, как обещает название.
Годива, мода и танцовщица

Начнем с произведений, которые выставляются впервые. Скульптура «Почтение моде» изображает Венеру в образе супермодели. На коленях перед ней, с цветами и готовый угождать, — придворный франт. Это одновременно и сатира на общество модников, слепо следующих любым трендам, и искреннее восхищение иконами стиля. Не секрет, что сам Дали обожал наряжаться, много сотрудничал с модными домами и даже считал своими музами Коко Шанель, Эльзу Скиапарелли и, разумеется, Галу.
Бронзовая леди Годива Дали запечатлена в момент ее легендарного «променада» по улицам Ковентри. Это был ее «одиночный пикет» против несправедливой налоговой реформы, которую придумал ее же муж, Леофрик, граф Мерсии. Именитая дворянка проскакала по городу на коне обнаженной, и для XI века это был неистовый поступок. Настоящая революция. Неудивительно, что Дали украсил образ девы бабочками — символом перемен. Далинианская «Дама с бабочками» не прячется под своими пышными волосами, а гордо заявляет о своей женственности и таящейся в ней силе духа. Она — победительница, о чем красноречиво говорит горн, устремленный в небо, — символ победы.
Скульптуру «Далинианская танцовщица» вы уже могли видеть на выставках, но логично будет упомянуть ее перед рассказом о графических новинках. Ведь этот образ родился у Дали во время работы над балетом «Треуголка» на тему известного испанского сюжета о мельнике, который наказал чиновника, пытавшегося соблазнить его жену. Героиня в платье, напоминающем одновременно и распустившийся цветок, и национальный костюм для фламенко, символизирует природную страсть женщины. И схожие мотивы — пышные костюмы, флористические образы — можно найти и в графике по этому же сюжету.
Герои «Треуголки»

Основной сюжет вы уже знаете, но в повести Педро Антонио де Аларкона «Треуголка» присутствует и еще одна линия. Абсурдная любовная история супружеской пары из испанской глубинки разворачивается на фоне привязанности ослика и ослицы друг к другу. Поэтому-то на ксилографии «Свидание» Дали изображает влюбленных осла и ослицу. Автор «Треуголки» с юмором намекает читателю, что парочка осликов оказывается гораздо умнее людей. Художник признавался, что для него именно эти герои были воплощением идеи любви и даже символами Испании.
Еще одним героем повести Дали считает «Демона сладострастия». Он будто бы нашептывает неверным супругам, как им поступать. В повести Аларкона треугольную шляпу носят самые коварные герои, так что этот предмет становится главным символом плутовства, измен и изворотливости нечестных людей, которые в итоге получают по заслугам. Та самая треуголка есть и на коварном демоне.
В богатом наряде «Счастливейшей из женщин» самого аксессуара нет, но и форма перьев в прическе, и форма веера — все говорит о неверности и готовности поддаться страстям. Пышное платье дамы на гравюре словно сшито из огромной бабочки — символа изменчивости. Так Дали подчеркивает, что в каждом ангеле может таиться демон, ведь и главную героиню — красавицу Фраскиту — одни считали «подлинным изображением Евы!», а другие — «змеей, сиреной, демоном!».
Антропоморфные цветы

Графические циклы Дали и непосредственно серия «Flordali» — не менее впечатляющая новинка. Вдохновившись ботанической иллюстрацией, но не предавая идеалы сюрреализма, художник создает удивительные образы. «Я вижу человеческую форму в деревьях и животных, и мой творческий ум показывает происходящие метаморфозы», — говорил Дали. И вот уже из лепестков и бутонов складываются портреты и сюжеты. «Вишневый Пьеро» — как раз такое типичное фантазийное соединение флоральных и антропоморфных мотивов: сочетание несочетаемого, как сама суть сюрреалистического метода.
Аналогично в гравюре «Кающийся персик» видим и весьма реалистичное изображение плода, и антропоморфную фигуру из лепестков, цветов и стеблей в коленопреклоненной позе. А если присмотреться, то на заднем плане увидим и знакомые далинианские костыли — символ опоры, поддерживающий человека.
В работе «Гранат и ангел» уже нет сплетения ветвей, образующего человеческий образ: графический, бесцветный ангел просто присутствует на гравюре, как немой свидетель природной красоты — непреходящей ценности для Дали. Именно поэтому гранат тут предстает в виде броского ювелирного изделия. Сюрреалист в свое время сотрудничал с ювелирным домом Карлоса Алемани и действительно создавал украшения. Именно такого граната там нет, но легко представить, как бы выглядела камея, если бы рисунок стал эскизом.
Три Венеры

Эти работы в России уже выставлялись, но интересно посмотреть их в одной экспозиции, ведь все они — образы одной и той же богини, но в разных ипостасях. «Космическая Венера» — будто распиленная пополам Венера Милосская, извечный идеал красоты. А в случае с Дали — и женской плодовитости. На срезе уютно устроилось такое же идеальное, как и сама богиня, яйцо — символ новой жизни. Великий сюрреалист добавляет к древнегреческому канону свои детали — стекающие часы и муравьев, вмещая в одной работе идеалы двух разных жанров и эпох.
«Венера с ящиками» узнаваема сразу по двум причинам: к известнейшей древнегреческой скульптуре Дали добавил свои знаменитые ящики-секреты, которые есть у каждого человека. Художник говорил: «Единственное различие между античной Грецией и нашим временем — это Зигмунд Фрейд. Именно он заявил, что человеческое тело, которое считалось исключительно платоническим в античные времена, на самом деле полно секретов, хранящихся в ящиках, которые лишь психоанализ поможет открыть». Эту идею он и воплотил в бронзе.
И, наконец, «Топологическая Венера». Тоже не без ящичков, но в этой работе они пронзают женщину насквозь, как копья. Это уже более глубокий образ внутренних перемен женщины, чьи сокровенные желания буквально губят ее. Топологическая в этом смысле — постоянно меняющаяся, развивающаяся, находящаяся в поиске, как и сам Дали, который создал около десяти различных вариантов Венеры с ящиками, один сюрреалистичнее другого.
Обнаженная натура

Выставка посвящена женским образам, а обнаженные удавались Дали как никому другому. Тут есть и скульптуры: например, «Обнаженная, поднимающаяся по лестнице, или почтение Марселю Дюшану». Отдавая дань отцу сюрреализма, Дали создал скульптуру, изображающую сам сюрреализм. Женское тело — как эталон красоты и чувственности, и раковина улитки — как символ запутанного разума, часто мешающего творчеству, где эмоциональное должно возвыситься над рациональным.
Существует также графика: «Обнаженная в ванне», предположительно изображающая ванну-ладью из известного парижского публичного дома Chabanais. Эту ванну художник приобрел в начале 1940-х годов, когда интересовался историями о приключениях царских особ в данном заведении.
В работе «У обелиска на площади Согласия» представлено достаточно точное, хотя и схематичное изображение одной из знаковых достопримечательностей Парижа. На переднем плане изображена женская фигура, чей образ наполнен сюрреалистической чувственностью — у модели обнажены грудь и ребра. Произведение было создано в момент осознания Дали важности роли Гала и ее влияния на его личную и творческую жизнь.
Выставка продлится до 31 августа 2025 года
Свежие комментарии