На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

80 подписчиков

Свежие комментарии

Дом Радио в поисках новой волны

В Санкт-Петербурге полным ходом идет реставрация Дома Радио — здания, которое задумывалось как элитарный клуб, но использовалось совсем иначе. В годы Первой мировой здесь находился лазарет, в Великую Отечественную — Ленинградское радио. Теперь же Дом должен стать резиденцией оркестра дирижера Теодора Курентзиса и полноценной культурной площадкой.

Дом Радио
Дом Радио

Удивительно, но о Доме Радио до сих пор написано немного. Одним из наиболее полных источников информации остается книга известного радиожурналиста Льва Мархасёва «Белки в колесе. Записки из Дома радио». В том, что касается прошлого, этот текст во многом опирается на книгу и статьи журналиста. О будущем Дома Радио рассказывает Дарья Филиппова, управляющий директор — старший вице-президент банка ВТБ, который проводит реставрацию здания.

Не Благородное собрание

Фактически история здания, известного сейчас как Дом Радио, началась в 1912 году. Именно тогда его начали строить на углу Екатерининской и Ильинской улиц для Благородного собрания — игорного клуба, основанного еще в 1858-м, но долгое время не имевшего собственного помещения. О необходимости «своего угла» члены собрания заговорили в начале XX века, когда состав его участников заметно расширился: если раньше в клуб принимали только дворян, то теперь — и военных, и купцов, и артистов.

Архитектурные решения для здания разработали братья Василий, Владимир и Георгий Косяковы. Арочные окна, отделанное мрамором фойе и панно «Диана на охоте» на потолке — их идеи. Современникам они, по всей видимости, нравились: здание в стиле неоклассицизма еще не было достроено, а газета «Зодчий» уже писала, что в нем соединились «благородство, целесообразность и изящная простота». В 1914 году, когда реализация проекта приближалась к финалу, началась Первая мировая война. Тогда на фасаде здания появилась надпись «Дом Петроградского благородного собрания» (город был переименован). Впрочем, собраться в нем игорный клуб так и не успел.

6 декабря 1914 года в здании начал работать лазарет японского отряда Красного Креста. Судя по материалам «Вестника Красного Креста» за тот год, лечением тяжелораненых здесь занимались четыре врача, семь сестер милосердия и два фармацевта из Японии. Им помогали российские коллеги.

Госпиталь занимал практически весь дом, кроме части второго этажа, где в 1915 году появилась временная православная церковь святого Николая Чудотворца. Ее настоятелем был отец Павел (Акира Морита), приехавший с врачами из Токио. Японские доктора проработали в лазарете до весны 1916-го, российские оставались в нем до конца 1917 года.

Дарья Филиппова
Дарья Филиппова

Эпоха Пролеткульта

После октябрьской революции здание отдали петроградскому Пролеткульту — организации пролетарской самодеятельности, которая называла своими целями разрушение старой культурной парадигмы и создание новой. Участник Пролеткульта, режиссер Александр Мгебров вспоминал, что помещения тогда были «завалены массами каких-то военных бумаг, папками и делами». При этом сама архитектура здания, писал он, располагала к тому, чтобы «именно здесь создать дворец новой человеческой культуры». Дом быстро ожил: здесь выставлялись художники, члены организации пели революционные песни. В 1918 году появился театр. Правда, спектакли (ставил их как раз Мгебров) в основном представляли собой декламацию стихотворений пролетарских поэтов.

В начале 20-х годов организацию раскритиковал Ленин. «Пролеткульт замирал все больше и больше. Здание холодело, пустело, почти разрушалось и гибло. Не было почти никаких сил остановить это разрушение, потому что не было почти людей», — писал Александр Мгебров. В 1924 году один из залов переоборудовали в кинотеатр «Колосс». Впрочем, члены Пролеткульта Дом тогда не покинули. Следующие несколько лет здесь параллельно работали и театральные кружки, и книжное издательство, и Институт труда Губпрофсовета — организация, занимавшаяся исследованиями в области экономики и охраны труда.

Дом Радио
Дом Радио

Дом для радио

В 1932 году, когда Пролеткульт расформировали, здание передали Ленинградскому радио. «Радиоотдел получил один из самых лучших домов в Ленинграде для переделки его под Дом радио. В течение последнего квартала 1932 года подведены все необходимые магистрали, кабель с мощной радиостанции РВ-53 и начато оборудование Дома радио. Сейчас работы на полном ходу. В 1933 году они должны быть завершены», — писал тогда руководивший радиостанцией Макс Стириус.  

Благодаря сохранившимся воспоминаниям работников Ленинградского радио, можно представить, как выглядело здание в те годы. Большую часть помещений переоборудовали в студии, где записывались программы. Одно из помещений занял симфонический оркестр. «Люди ютились в самых невероятных местах: в бывших буфетных, отделанных кафелем, или ликвидированных уборных, перегороженных коридорах или темных закутках. Весь Радиодом состоял из бесчисленного количества залов, комнат, клетушек, коридоров, закоулков», — вспоминал Стириус.

Именно в 30-е годы Дом, задумывавшийся как элитарный клуб, смог объединить вокруг себя по-настоящему талантливых людей. На радио выступали актеры Юрий Юрьев и Николай Печковский, а также, например, композитор Дмитрий Шостакович. Кстати, вещание тогда было преимущественно «живым».

Крепость

В годы Великой Отечественной войны Дом Радио, по воспоминаниям поэтессы Ольги Берггольц, стал настоящей крепостью: окна большинства помещений закрыли досками и мешками с песком, на крыше оборудовали специальные места для дежурства во время налетов. В подвале организовали маленькую студию с дополнительным радиовещательным узлом, чтобы при необходимости продолжать трансляции. Известно, что резервным помещением воспользовались всего несколько раз. Тут же находилось бомбоубежище, которое стало «домом» для работников станции, — экономя силы, многие из них ночевали прямо там. К тому же, благодаря толстым стенам, Дом гораздо лучше сохранял тепло, чем многие другие здания города.

«Январь и февраль 1942 года были самыми суровыми месяцами блокады. Число жертв в Радиокомитете возрастало. Почти каждый день мы теряли наших товарищей. Обязанности павших брали на себя живые», — писал глава литературно-драматической редакции радио Георгий Макогоненко. Ленинградское радио продолжало вещание всю войну — и, судя по воспоминаниям жителей города, поддерживало их в особенно тяжелые дни.

Вероятно, поэтому Дом Радио стал мишенью для немецких артиллеристов: из воспоминаний поэтессы Веры Инбер следует, что как минимум один раз снаряд в здание попал — 28 апреля 1943 года. Но и это не помешало работе радиостанции. Несмотря на возникшие после разрушений перебои с электричеством, дикторы продолжали читать тексты — при свечах. Весной 1944 года, после освобождения города от блокады, Дом отремонтировали. Работники радио вспоминали, что в здании снова стало светло и чисто, как было до войны. 

Дом Радио
Дом Радио

От Ленинграда к Петербургу

В 50–60-е годы студии Дома Радио оснастили современной техникой, внутри вновь стало шумно и многолюдно. Пока в одной студии записывался эстрадно-симфонический оркестр, в другой звезды советского театра играли радиоспектакли. Одновременно в репортажных студиях команда журналистов писала сценарии информационных и общественно-политических программ. Так радио проработало до конца 80-х.

О том, что происходило с Домом в 90-е, известно мало. Постоянная смена руководства радиостанции обернулась уходом с нее талантливых авторов и музыкальных коллективов. Для самого здания время тоже оказалось тяжелым: капитальным ремонтом никто не занимался, поэтому Дом несколько раз затапливало. В порядок его привели только в начале 2000-х, когда часть помещений занял Международный пресс-центр празднования 300-летия Петербурга. После в Доме Радио заработала правопреемница «Ленинградского», радиостанция «Петербург».

Новая реставрация

Новую историю здания можно отсчитывать с 2019 года, когда Дом Радио стал официальной резиденцией оркестра дирижера Теодора Курентзиса. Тогда часть помещений не использовалась, а сам Дом был фактически закрыт для горожан. «У Теодора возникла идея создать культурно-просветительскую институцию: проводить здесь концерты и перформансы», — вспоминает вице-президент банка ВТБ Дарья Филиппова. Однако условий для массовых мероприятий, по ее словам, не было — дом нуждался в ремонте. ВТБ купил здание, и практически сразу началась разработка проекта реставрации. 

Хотя аналогичные проекты ВТБ уже реализовывал — например, хлебозавод в Москве при поддержке банка стал одним из важнейших центров изучения конструктивизма «Зотов», — кейс Дома оказался для команды архитекторов настоящим вызовом, говорит Дарья Филиппова. Его статус — объект культурного наследия, что создает дополнительные ограничения и заметно повышает ответственность всех участников проекта. 

Как рассказывает Дарья Филиппова, в начале строительных работ проводилось традиционное для такого рода объектов «обследование» — все помещения Дома тщательно изучались. Но без сюрпризов все равно не обошлось. «Когда в одной из студий строители расчищали штукатурку, с потолка начал отваливаться плафон. Оказалось, что под ним находится гипсовая узорчатая розетка. Такими розетками были задекорированы все углубления в потолке. И теперь мы сможем вернуть потолку “оригинальный вид”», — отмечает она. Но главная задача, которая стоит перед реставраторами и архитекторами, — сохранить атмосферу места, говорит Дарья Филиппова. «У здания длинная история. Хочется, чтобы это ощущалось», — поясняет она. 

При этом, отмечает Дарья Филиппова, пространства предстоит адаптировать под новые задачи, поэтому без современных решений не обойтись. После окончания работ в Доме должен открыться мультидисциплинарный центр искусств, где будут проходить концерты и спектакли, перформансы и кинопоказы, а также лекции. «Оказываясь здесь, люди, по нашей задумке, будут узнавать, насколько разным может быть искусство. В таком богатом на культурные институции городе, как Санкт-Петербург, сложно сделать что-то по-настоящему новое, но мы попробуем. Мы верим, что на его карту вернется обновленный Дом Радио, который будет интересен разной аудитории и не только предложит наполненную афишу мероприятий, но и позволит прочувствовать атмосферу места», — заключает Дарья Филиппова.

Реставрация Дома Радио продлится до конца 2026 года.

  

Этот материал опубликован в 109-м номере «Сноба». Приобрести журнал можно в интернет-магазинах Ozon и Wildberries, а также в «Азбуке вкуса», Spar и других торговых сетях.

 

Ссылка на первоисточник
наверх