На 78-м Каннском фестивале премьера «Сентиментальной ценности» Йоакима Триера вызвала 19 минут оваций — дольше аплодировали только «Лабиринту Фавна» и «Фаренгейту 9/11». Кинокритик Ксения Балюк побывала на показе и объясняет, почему эта норвежская драмеди в духе Бергмана — фаворит «Золотой пальмовой ветви».

Одним абзацем
Сестры Нора (Ренате Реинсве) и Агнес (Инга Ибсдоттер Лиллеос) — актрисы. Женщины поддерживают близкие отношения, и все у них, в целом, неплохо, вот только прошлое иногда дает о себе знать. Пережив развод родителей и смерть матери, они сталкиваются с новым вызовом — спустя 15 лет отсутствия на пороге дома появляется блудный отец, выдающийся режиссер Густав (Стеллан Скарсгард). Он приносит сценарий фильма и желает, чтобы Нора сыграла роль матери в отчасти биографичной картине об их семье, правда, та не торопится исполнять волю отца, который годами избегал встреч с дочерьми. Возможно, спасет положение голливудская звезда Рейчел Кемпф (Эль Фаннинг), но это не точно.
Подробнее
Кино о кино, бергмановская атмосфера, дела семейные — у «Сентиментальной ценности» заранее были все вводные для того, чтобы обзавестись 100% рейтингом на Rotten Tomatoes. В первую очередь, кинематографисты страсть как любят истории о себе, а если их дополнить отсылками к классике, как в данном случае, приветом Бергману (его внук, кстати, присутствовал на премьере), то успех гарантирован. Йоаким Триер пошел дальше и исследовал сердце дисфункциональной семьи киношников, которых объединяет любовь к кино, а не друг к другу. На протяжении фильма режиссер пытается понять: могут ли гении любить, способны ли они прощать?
Если вспоминать «Худшего человека на свете» — предыдущий фильм Триера с той же Ренате Реинсве, то паттерны «Сентиментальной ценности» покажутся знакомыми. Ностальгия, сожаления о несбыточном, скорбь об ушедшем… Депрессивное состояние маскируется меланхолией, травмы — трогательными действиями по спасению души (своей и ближнего). То же было в других работах режиссера: одиноких персонажей «Репризы», «Осло, 31 августа», «Тельмы» мучили тревожные мысли о упущенных возможностях, каждый из них разочаровался в выбранном жизненном пути.
В «Сентиментальной ценности» одиночество тоже ходит рядом с тревогой. Нарушенная духовная связь между отцом и дочерьми едва ли подлежит восстановлению — Нора категорична, Агнес потеряна, Густав скуп. Получив отказ Норы на участие в фильме, Густав по-прежнему безэмоционален — просто переключается на другую актрису, ведь он привык к простым решениям. Героиня Эль Фаннинг — идеальный инородный элемент, элитарная роза среди свободных полевых цветов. Она быстро понимает, что ей здесь не место. Кумир-режиссер — не равно кумир-отец. Эта история не для нее.

Йоаким Триер, как и Густав, тоже является отцом двух дочерей, отчего «Сентиментальная ценность» ощущается крайне личностной и терапевтической. Режиссер даже сравнил «невозможные отношения» между дочерьми и отцом с грустной историей любви, когда все время ищешь прощения. В фильме, как, пожалуй, часто и в реальности, взбудораженная болезненными воспоминаниями ненависть самых родных людей по отношению друг к другу нивелируется нежностью. Стоит лишь прислушаться, подать руку, улыбнуться — возможно, сначала через силу, но результат не заставит себя ждать.
Несмотря на то, что кино в общем-то крайне печальное, во время и после просмотра испытываешь грусть иного рода — светлую. «Сентиментальная ценность», подобно воспоминаниям о воскресных семейных ужинах, гипнотизирует, обволакивает, греет. Способность вызвать такое чувство — демонстрация высочайшего режиссерского мастерства по созданию глубоко человечного кино. Надежда есть, главное — не отчаиваться.
«Сентиментальную ценность» выпустила студия Neon, фильмы которой пять раз подряд забирали «Золотую пальмовую ветвь». В Россию картину привезет кинопрокатная компания A-One.
Свежие комментарии