На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

94 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей Гуляев
    Хорошо бы ещё узнать, как гора называется.Нирвана
  • Модест
    А сколько в год съедают жители Мадагаскара жителей Мадагаскара? Мучительный вопрос, прямо кушать не могу.Жители Мадагаскар...
  • igor vinogradov
    хочу такую кошкуНовая Зеландия на...

«Обыкновенная смерть» в Театре Наций: Фокин и Миронов о том, как жить, пока умираешь

Одна из самых громких премьер этой осени — «Обыкновенная смерть» на Малой сцене в Театре Наций. Режиссёр — Валерий Фокин, долгое время не выпускавший в Москве спектаклей, поставил одно из самых трагичных произведений Льва Толстого — «Смерть Ивана Ильича».

Валерий Фокин и Евгений Миронов давно не работали вместе, хотя в 90-е выпустили целый ряд важнейших спектаклей.

С них, можно сказать, началось творческое восхождение молодого артиста. Перерыв в 20 лет — срок значительный, но всё же совместная работа в прошлом даёт о себе знать. Кажется, режиссёр и актёр прекрасно друг друга понимают и чувствуют.

Спектакль начинается с похорон. Пространство сцены напоминает обычный зал для прощаний, куда в самый центр выкатывают большой постамент для гроба (художник Алексей Трегубов). Именно из гроба, можно сказать, из преисподней и появляется герой Иван Ильич, член Судебной палаты, имевший вполне завидное положение, недавно, после долгих лет службы в провинции, получивший назначение в Петербург и заживший, что называется, новой, счастливой, вполне сытой и приятной жизнью. И скончавшийся в 45 лет.

Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть»
Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть»

В отличие от повести Толстого, где повествование ведётся от третьего лица, в спектакле зритель видит историю глазами главного героя (инсценировка Анастасии Букреевой): он как будто отматывает события назад, рассказывает о своём прошлом, семье, об отношениях с женой (внезапно наладившихся после переезда в столицу), о неожиданном падении с лестницы, болезни после этого падения, которая привела к смерти.

Иван Ильич в начале своего рассказа — персонаж, лишённый каких-либо характеристик.

Ни плохой, ни хороший. Никакой. Он не выражает ровно никаких эмоций. Он посвящает зрителя в обстоятельства своей жизни, не расцвечивая свой рассказ яркими красками.

Картина меняется, когда он падает с лестницы, вешая гардину. На сцене появляется его двойник (Леонид Тимцуник). Надо отдать должное гримёрам (художник по гриму Анна Никулина), им удалось создать почти точную копию Евгения Миронова — бездушную, аморфную, немую. Двойник напоминает куклу. На фоне этой бессловесной фигуры заметнее, ярче и выпуклее становятся переживания героя: от нежелания признать себя больным, гнева на окружающих, отчаяния, попыток жить, как будто ничего не случилось, до принятия своего состояния, смирения и просветления.

Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть»
Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть»
Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть»
Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть»
Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть»
Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть»
Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть»
Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть»
Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть»
Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть»

Безусловно, в центре внимания — личность Ивана Ильича, который, пережив страшное эмоциональное потрясение, под конец жизни становится совсем другим человеком, он прощается с эгоизмом, со всем наносным и ненужным и обращается к свету. Его близкие и коллеги — лишь фон, выполняющий функцию «отражения». Им всем, по большому счёту, наплевать на то, что происходит с героем. А их плач по умершему насквозь фальшив. Строгая, натянутая как струна, злобная и властная сестра Ивана Ильича (Елена Морозова), суетливая, бесстрастная, холодная жена Прасковья Фёдоровна (Марьяна Спивак), правда, умело изображающая мнимую скорбь на похоронах. Под стать матери — дочь Лиза (Глафира Лебедева), которая носится со своим никчёмным женихом Петрищевым (Ян Латышев): болезнь Ивана Ильича мешает их планам пожениться, и, пожалуй, их больше мало что волнует.

Есть тут ещё очень колоритный «хор» коллег больного — вездесущее трио: Кирилл Быркин, Антон Ескин, Владимир Белостоцкий. Три лысых чиновника, которые так и ждут, что завидное место Ивана Ильича освободится. Доктор (Авангард Леонтьев) блестяще исполняет пародию на врача, который не в состоянии поставить диагноз, выписывает какую-то ерунду и ведёт себя, в общем, под стать родным больного.

Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть»
Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть»
Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть»
Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть»
Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть»
Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть»
Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть»
Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть»
Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть»
Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть»

Только один-единственный человек сочувствует Ивану Ильичу — его слуга Герасим (Никита Волков): он пытается облегчить его страдания, успокаивает как может и действительно помогает умирающему справиться с болью.

Ещё два персонажа — Неизвестный (Владимир Калисманов) и Посторонний (Дмитрий Сердюк) — несколько снимают градус царящего в воздухе напряжения. Посторонний то и дело заходит в зал, интересуется, кого тут хоронят, и извиняется, что ошибся дверью. У Неизвестного, безмолвно сидящего всё действие на скамье, звонит мобильный. Кто он? Непонятно. Может, сама смерть, поджидающая нового покойника.

Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть»
Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть»
Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть»
Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть»

Действие в спектакле закольцовывается: начинается и заканчивается похоронами. В финале все собираются за длинным столом на поминки: речей в память о покойном звучит мало, гости мгновенно переключаются на обсуждение свежих сплетен, премьер и всяких житейских мелочей. Смерть его лишена трагизма и торжественности. А для Ивана Ильича смерть становится избавлением от грехов, и, как бы парадоксально это ни звучало, именно при её приближении ему открывается истинный смысл жизни, заключённый в добре и смирении. Эта жизнь проносится мимо него, как внезапно возникший из ниоткуда поезд, остановившийся на платформе «Площадь Ильича», за стеклянными дверями которого собрались все его знакомые и вся его семья. Поезд есть метафора самой жизни: он идёт по заданному направлению, но никто не знает, где будет конечная остановка и двери закроются навсегда.

Автор: Дарья Андреева 

 

Ссылка на первоисточник
наверх