В Культурном центре “Левашовский хлебозавод” в Санкт-Петербурге открылась большая фотовыставка «Лев Бородулин. Спорт», посвященная классику советской фотографии. Куратор выставки Прасковья Климова специально для «Сноба» собрала 5 наиболее интересных работ мастера.
«Гимнастки», 1968
Лев Бородулин — первый в СССР, кто использовал специфический объектив «рыбий глаз». Fish eye — сверхширокоугольный тип объектива, который охватывает изображение под углом примерно 180 градусов. С помощью нового фотообъектива были сделаны такие необыкновенные снимки, как «Мы играем в волейбол» и «Гимнастический круг».
Сын фотографа, Александр Бородулин, вспоминает: «...у папы была самая дорогая аппаратура в Советском Союзе, все заработанные деньги уходили именно на это, как он говорил, на “расширение производства”. У него появился первый в Советском Союзе объектив “фишай”, он привез его из Японии в 1964-м году».
«Олимпийский чемпион В. Цыбуленко, Рим», 1960
На фотографии запечатлен Виктор Сергеевич Цыбуленко — советский спортсмен, Олимпийский чемпион по метанию копья. В 1960 году в Риме Бородулин сделал снимок спортсмена, уловив самый сложный, эмоционально насыщенный момент.
Сам Цыбуленко позже вспоминал: «В столицу Италии прибыли три десятка сильнейших копьеметателей планеты, в финал вышли 12 из них. Начались решающие попытки. Трибуны шумели, однако я их не слышал. Разбежался и метнул. Вдруг стадион буквально загудел. Электронное табло показывало: 84 метра 64 сантиметра! Пришлось поволноваться, когда свои попытки совершали мои соперники. Благо, мой результат не перекрыли. Сердце переполнила радость: “Я — олимпийский чемпион!”».
«С вышки!», Рим, 1960
Кадр «С вышки!» украсил обложку популярного советского иллюстрированного журнала «Огонек». Фотография послужила причиной скандала — Бородулина обвинили в проявлении формализма и отсутствии содержания в работах, а сам снимок, на котором запечатлена прыгающая в воду спортсменка, даже получил название «Летающая ж***». В ракурсах Бородулина, в построении композиции, прослеживается влияние классиков советского модернизма, таких как Александр Родченко, Борис Игнатович. Несмотря на негативную реакцию, фотография «С вышки!» стала визитной карточкой фотографа.
«Азаряновский крест», 1962
На снимке — Альберт Азарян, советский гимнаст, трехкратный олимпийский чемпион, во время своего коронного упражнения на кольцах. В 1953 году спортсмен выполнил совершенно новый трюк, который в дальнейшем получил название «Азаряновский крест». При выполнении упражнения гимнастам нужно было на три секунды задержаться в стойке, продемонстрировав безукоризненное владение техникой.
Вот как об этом рассказывал сам гимнаст: «Я, злой, выступал в конце. Стойку я зафиксировал и, прежде чем завершить упражнение, решил по очереди осведомиться у всех судей, хватит ли ее держать. Сначала спросил двух сидящих напротив, затем повернулся к еще двум судьям сзади. Вот так и получился тот самый крест. Меня в какой-то момент даже решили дисквалифицировать, поскольку “разговорчики” во время упражнения — серьезное нарушение правил. Но тут кто-то из судейской коллегии заявил, что я впервые сделал крест по-новому — так, как до сих пор никто не выполнял, — и мне было даровано прощение».
«А судьи кто?», Москва, 1960
Одно из правил Бородулина — предугадывать момент до того, как сделать снимок. Чтобы выбрать самый удачный ракурс и композицию, он мог ждать достаточно долго. Это заметно и в кадре с авторским названием «А судьи кто?» — Бородулин мастерски подлавливает момент, когда судьи не выглядят строгими и требовательными, но изображены скучающими и недисциплинированными.
С другими не менее известными фотографиями Льва Абрамовича Бородулина можно успеть ознакомиться до 30 ноября на Левашовском хлебозаводе.
Свежие комментарии