На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

80 подписчиков

Свежие комментарии

  • Людмила Лепаева
    Пусть посидят в темноте подумают может поумнеютЧто известно о по...
  • Людмила Абрамова
    туристы едут к морю, а не бассейну...пусть держат цены их право, может кто то и рискнет  приехать и просто на море по...Эффект мазута: на...
  • Михаил Васильев
    А почему они не проходят карантин!У прилетевшего из...

Я — сноб: пианист Никита Тонконогов

Ученик легендарного Вэна Клайберна, выпускник Московской консерватории и Бернского университета искусств рассказал «Снобу» про любовь, уход со сцены, Московский марафон и уроки музыки, меняющие жизнь.

Никита Тонконогов
Никита Тонконогов

Что такого сделал? Год назад, 4 апреля 2024, объявил о завершении публичной карьеры пианиста, дал «Прощальный концерт» на сцене ММДМ.

Этой весной я буду занят в… Буду продолжать давать уроки музыки. Хоть это и не единственное мое занятие, но на данный момент оно вышло на первый план.

Я не ставлю цель научить профессионалов, хотя с моими навыками и знаниями это, безусловно, возможно. Я с удивлением обнаружил, что есть много взрослых, состоявшихся в своих областях людей, которые хотят учиться игре на фортепиано. Им интересны мои идеи о природе звука, психологических аспектах игры, музыке как явлении природы, описывающем мир вокруг нас и внутри нас, и вообще различные «байки» из музыкантской жизни. И думаю, их можно понять — когда ты успешен и компетентен в своей области, часто хочется окунуться в деятельность, в которой к тебе нет никаких ожиданий и можно спокойно и с интересом наслаждаться процессом созерцания за неизвестной тебе деятельностью.

В планах также несколько закрытых частных выступлений. Несмотря на завершение публичной карьеры, я периодически выступаю для людей, которым ценно мое искусство, мой подход и мой исполнительский стиль.Кроме этого, есть актерские проекты, съемки в кино и рекламе. Странно для человека, выступавшего 30 с лишним лет на сцене, но по природе я интроверт, и внимание ко мне, в том числе со стороны камеры и группы, вызывает стресс. Но я люблю, когда что-то у меня не получается, а потом начинает получаться. Кроме того, в этой области у меня больших ожиданий от себя, поэтому эта деятельность в итоге часто приносит удовлетворение. Ну и говорят, что у меня неплохо получается — режиссеры и продюсеры остаются довольны.

Горжусь, что за последний год у меня получилось… пробежать Московский марафон. Давно увлекаюсь бегом, но в марафоне принял участие впервые. Это непередаваемые эмоции. Хочу повторить.Еще несколько моих учеников говорят, что я изменил их жизнь. Звучит высокопарно, но из их уст — убедительно. Говорят, что некоторые мои размышления о ремесле и творчестве через призму жизни и о жизни через призму творчества перевернули их представление о музыке, «взорвали мозг», привнесли новые смыслы и иное отношение к себе и к жизни. Ну если это действительно так, думаю, все не зря, и этим можно гордиться. Например, один мой ученик, успешный бизнесмен, стал меломаном — слушает классическую музыку каждый день и говорит, что теперь начал ее понимать. Еще двое учеников осознали, что на цифровом инструменте играть нельзя и купили себе рояли. Что тоже радует. (Ведь очевидно же, что у любого образованного, культурного человека дома должен быть акустический инструмент — рояль или хотя бы пианино.)

А вообще в своей работе я больше всего люблю… наблюдать. Прежде всего за собой. За своими реакциями в общении с разными людьми — на их эмоции и поступки, за тем, какие чувства и мотивы во мне просыпаются, что меня раздражает, а что вдохновляет и почему, пытаюсь ли я получить некий результат, впечатлить кого-то или мне важен процесс и изменения, скучно ли мне или интересно… Даже когда остаешься один и работаешь сам с собой, призраки других людей не покидают тебя, и интересно наблюдать и отделять свои оценки, мотивы и эмоции от чужих. Это очень увлекательный процесс.

Не могу представить свой день без… спорта. После того как я остановил исполнительскую карьеру, я наконец смог себе позволить многое из того, чего профессиональному концертирующему пианисту делать не рекомендуется, но мне всегда хотелось. Поэтому помимо бега я несколько раз в неделю играю в падел, занимаюсь фитнесом, езжу верхом, плаваю. Зимой были беговые лыжи, летом будет вейксерфинг, и, думаю, надо будет придумать что-то еще. Иногда у меня бывает по несколько тренировок в день, но мне это нравится и безумно заряжает.

Сейчас я чаще всего слушаю… Недавно впервые послушал концерт Led Zeppelin. Так сложилось, что лет до 18 я не слушал вообще никакой музыки, кроме классической. Поэтому до сих пор встречаются такие пробелы. Но в целом сейчас и попсу 90-х могу с удовольствием послушать. Это как расслабление, когда ты всю жизнь занимался исключительно серьезной музыкой. Еще люблю итальянскую музыку — недавно подсел на несколько треков из саундтрека к последнему фильму Соррентино («Партенопа». — Прим. ред.). Все-таки у итальянцев есть стиль, неподражаемая эстетика и красота во всем.

Сейчас я читаю… Я вообще мало читаю и не считаю себя начитанным человеком (хотя мои знакомые почему-то со мной спорят). Прозвучит, возможно, провокационно, но я не верю, что чтение — залог ума и мудрости. Во всяком случае, я встречал большое количество непроходимо глупых людей, которые были невероятно начитанны. И, кстати, спорить с ними о чем-либо тоже бессмысленно — они задавят вас даже не авторитетом, а весом своей библиотеки. Мне нравится сентенция о том, что чтобы быть умным, образованным, начитанным — достаточно прочитать и одну книгу. Гораздо важнее — способность анализировать, размышлять, сопоставлять, критически мыслить, находить параллели и применение знаниям.

Но если вам все же интересно, то я пойду и посмотрю имена авторов и названия нескольких книг, которые по какой-то причине находятся сейчас на моей прикроватной тумбочке: Айрис Чан «Нанкинская резня», Джеймс Холлис, «Этика» Спинозы, Мандельштам, Конфуций, Макиавелли, Джейн Остин, «12 правил жизни» Джордана Питерсона, Оруэлл и книжка Табриза Шахиди про жесткий PR.

Не могу представить свою жизнь без… любви. Похоже, что действительно, это единственное, что имеет смысл, дает смысл, дает силы устоять и в конечном счете исцеляет. Единственное, ради чего стоит бороться, действовать, что-то менять и жить. Единственное, что окрыляет, вдохновляет и делает неуязвимым.

Больше всего в людях ценю… верность, постоянство, щедрость и великодушие. Эти же качества стараюсь поддерживать и в себе.

Я считаю снобами тех, кто… Думаю, снобизм — это защита. Желание соответствовать, наложенное на боязнь быть непризнанным и отвергнутым, прикрытое маской легкого высокомерия. Иногда это необходимость и самый простой способ взаимодействия в обществе. Делает ли это нас счастливыми? В моменте — возможно, но глобально, думаю, что нет.

А сам я сноб, потому что… Человек, который полжизни занимался исключительно одним из самых элитарных и закрытых видов искусства, практически обречен стать снобом. Увы. Хорошая новость, что теперь есть большое поле для работы: через наблюдение за собой найти свою уязвимость и научиться жить с ней, не прячась под маской снобизма. В конечном итоге — научиться любить.

Меня раздражает, когда… врут. Потому что это больно, потому что это бессмысленно, потому что это убивает. Особенно больно, когда врут себе.

Когда хочу поднять себе настроение, я… пью шампанское.

Я стараюсь следить… За последний год у меня появилось еще одно увлечение — коллекционирование кроссовок. Не скажу, что я уже профессиональный сникерхед, но я сильно увлекся. Тренды меня не сильно привлекают. Мне интересны вещи, которые не выйдут из моды и которые можно носить годами или даже десятилетиями, то, что называется heritage (английского языка переводится как «наследие» и означает следование традициям. — Прим. ред.) продукт. Недавно познакомился с владельцами нескольких магазинов, которые продвигают именно такие вещи. Так что в этом вопросе у меня хорошие наставники.

Мечтаю о поездке в… Венецию — отель Чиприани. А еще на Виллу Боргезе в Риме. И не спрашивайте почему. Так надо.

Город в России, куда я люблю возвращаться — это… Сейчас прозвучу как настоящий московский сноб. Я коренной москвич и за пределами Москвы в России побывал только после 25 лет. Еще я много лет прожил за границей (как шутит одна моя подруга, которая как раз уличает меня в снобизме: ты за МКАДом бывал только в Швейцарии) и в те годы очень много путешествовал. Сейчас меня полностью устраивает Москва, считаю ее лучшим городом. Конечно, много где было бы интересно побывать, но с годами начинаешь ценить людей больше, чем места. Поэтому скажу, что важнее не куда, а с кем.

 

Ссылка на первоисточник
наверх