На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

75 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Беспамятных
    Прочитал с удовольствием, жду(ждем) продолжения.Спасибо!Записки серийного...
  • Ирина Серафимова (Микова)
    Спасибо, очень важная статья. Для меня, по крайней мереКогда хурма смерт...
  • Владимир Акулов
    И в условиях холода погибнут первыми тонкие... А толстые выживут... То есть толстые люди - это один из *защитных б...В защиту полных

Психолог Катерина Мурашова — о том, как научить ребенка запоминать информацию

Психолог Катерина Мурашова рассказывает, как работать с материалами из учебника, чтобы легко и быстро запоминать информацию.

Сегодня, уважаемые читатели, у нас с вами будет не про психологию, а про педагогику, причем не в ее философском смысле, а, скажем так, учебно-методическом. Разумеется, будет только в качестве исключения.

Я очень редко «лезу» со своими текстами в сопредельные области. Обычно мне вполне хватает пространства и проблем на своем собственном «психологическом» поле. Да и естественная опаска: на чужом поле всяко хуже ориентируешься, и потому гораздо легче попасть впросак, свернуть не туда в ходе размышлений, не заметить этого и в результате написать откровенную ерунду.

Почему же сегодня я решилась отойти от своих правил?

      Потому что в течение многих лет сталкиваюсь с данной проблемой на приемах — о ней мне рассказывают и родители, и сами дети.

      Потому что то ли сама когда-то придумала, то ли откуда-то давно знаю, что с ней делать.

      И наконец, потому что эта, в общем-то, примитивная и простая в исполнении методика по моему предложению уже проверена даже не в десятках, а наверняка в сотнях семей, и она работает (согласно регулярно получаемой мною обратной связи).

Для кого актуально?

Для учеников от третьего до, пожалуй, восьмого-девятого класса. В старшей школе все же уже немного другие алгоритмы, но наличие ниже описываемого навыка старшеклассникам все равно будет регулярно пригождаться.

В чем проблема?

По каким-то совершенно неизвестным мне причинам сегодня в России во многих школах и классах детей вообще не учат (технически, методически) работать с параграфами из учебников. Поэтому дети пытаются (и родители побуждают их к этому) работать по следующему алгоритму: прочитал, прочитал еще раз, выучил, попытался пересказать, прочитал еще раз, попытался ответить на вопросы в конце параграфа. Причем часто, как будто специально, эти вопросы совершенно зубодробительно сформулированы, не только ребенку, но и взрослому понятны не сразу, то есть собственно усвоению параграфа никак не способствуют.

Если у ребенка хорошая память, то он может на этом алгоритме продержаться до пятого класса, если средняя или плохая — до третьего. Дальше начинаются проблемы: в шестом классе никакой ребенок просто физически не может заучивать по четыре-пять страниц плотного текста к каждому уроку (а их может быть пять в день), а учителя и вслед за ними родители — требуют.

Есть много способов, которыми дети пытаются решить эту проблему. Вот основные, которые я знаю:

      Откладывать до последнего приготовление «устных» уроков.

      Врать родителям, что все уже сделал.

      Превратиться в «часто болеющего ребенка»: у меня болит горло, голова, живот, появился кашель, поднялась температура и прочее.

      Формально прочитать параграф один раз и мысленно поставить галочку: я сделал все, что мог.

      Впасть в состояние: «я устал», «меня никто не понимает», «ты что, меня рожала, чтобы я все время уроки делал», «наверное, у меня депрессия».

      Решить, что «все это мне никогда не понадобится, потому что я буду программистом или блогером-миллионником», и идеологически перестать делать «устные» уроки вообще, получая, к удивлению всех, двойки по истории и географии.

      До предела снизить самооценку: «да, вот такой я глупый, что ничего не могу выучить».

      Обвинить во всем школу, учителей, родителей и мироустройство в целом и все время чувствовать себя не плохим учеником, а «невинной жертвой обстоятельств».

Думаю, все понимают, что практически все эти «копинговые стратегии» (надо сказать, вполне работающие) не устраивают ни школу, ни родителей.

Предлагаю простенькую замену.

Не надеясь на школу, родитель садится и превентивно учит ребенка единообразно работать с параграфами любых «устных» предметов (исключение — алгебра, геометрия, тригонометрия, физика и иностранные языки. Для них это не работает, там другие алгоритмы). Лучше всего сделать это в конце второго — начале третьего класса, но можно и в любой последующий день.

Что делать?

Сначала изготавливаем плотную красивую карточку (одна штука на все, ее можно даже заламинировать, чтоб дольше служила). На карточке в столбик пишем следующее:

      Кто такой или что такое?

      Где? Откуда взялись?

      Когда?

      Что делает?

      С чем связано?

      Какие последствия (какой вывод)?

      

(Последний пункт именно три точки, я ниже объясню, что это такое.)

Дальше родитель берет эту карточку, любой учебник, карандаш, приглашает ребенка, открывает любой параграф и показывает ребенку, как с этой карточкой работать.

Как работать с карточкой?

Сначала (вообще не читая параграфа!) ищем в параграфе «главного героя». Пусть это будут, допустим, вулканы в учебнике по географии для четвертого класса, финикийцы в учебнике по истории для пятого класса и галогены в учебнике по химии для седьмого класса.

Подчеркиваем «героев» карандашом. Если у ребенка плохая память, обязательно пару раз проговорить вслух и можно выписать на листочек. Получается так:

      вулканы — это гора или дыра, через которую может вылезать всякое: газ, лава, обломки.

      Финикийцы — это такой древний народ.

      Галогены — это такие химические элементы.

Дальше смотрим наш второй вопрос: «Где?» Ищем в параграфе (не читая насквозь, а именно просматривая его!) и подчеркиваем карандашом, где расположены основные скопления вулканов на планете, где жили и где распространялись эти самые финикийцы. Наконец, смотрим, где расположены в таблице Менделеева и где вообще встречаются основные галогены: фтор, хлор, йод и так далее.

Потом идет вопрос: «Когда?»

Смотрим, какие есть даты в параграфе про вулканы. Наверное, там будет про Везувий и еще про что-нибудь такое. Подчеркиваем. Смотрим и подчеркиваем пару основных дат про финикийцев (обычно они в параграфе жирным шрифтом). Для галогенов, наверное, будет пара дат каких-нибудь открытий. Подчеркиваем, повторяем вслух, запоминаем. По желанию — выписываем на листочек.

«Что делает?» Ищем в параграфе, подчеркиваем. Вулканы извергаются (с любыми ужасными подробностями). Финикийцы плавали и торговали. Галогены — окисляют. Почти все, что подвернется.

«С чем связано?» Вулканы — слоеное строение земной коры, плюс всякое геологическое про полезные ископаемые. Финикийцы — потребность тогдашнего мира в торговле и наличие моря, по которому плавать. Галогены — с кем вступают в реакции.

И наконец, «вывод-последствия».

Вулканы — предельно опасны для людей и влияют на климат и ландшафт. Ученые работают над предсказаниями. Финикийцев нет, но мы фактически и сейчас пользуемся буквенной азбукой-алгоритмом, который они придумали. Галогены — очень важные и распространенные в природе химические элементы, везде используются.

Дальше берем в руки карточку и еще раз пробегаемся взглядом по параграфу: вопрос — подчеркнутый ответ. Если выписали ответы на листочек, смотрим и там тоже.

Всё. Заметьте: мы так и не прочитали параграф целиком. Если вдруг захочется, теперь можно и прочитать.

После освоения данного алгоритма (кому-то для этого достаточно пяти показов родителя и пяти совместных разборов, а кому-то понадобится и двадцать пять. Но, поверьте, дело того стоит!) у умственно полноценного ребенка на все про все (на один параграф по одному предмету) уходит от пяти до семи минут. Пять предметов — двадцать пять минут. Чем больше практики, тем быстрее и точнее работает. А как мышление от такой практики развивается…

Перед уроком или в его начале имеет смысл просмотреть подчеркнутое в учебнике или листочек (если он есть) совместно с карточкой. Занимает меньше минуты. Карточкой можно пользоваться и при ответе (учителя, которые ее видели, ни разу этого не запретили).

Объем возможностей: что бы ни спросил учитель на уроке по данному параграфу (пусть максимально изощренное), если ученик просто перечисляет все то, что описано выше, по вышеописанному же алгоритму — это три с плюсом или четыре с минусом (учитель видит: ученик не выучил детали, но вполне системно усвоил данную тему). Не больше, но и не меньше. Если учитель спрашивает опознаваемо конкретное — «где?» или «когда?» — ответить еще проще. Даже у будущего программиста или блогера-миллионника двойки по истории и географии профилактируются со стопроцентной надежностью.

А теперь, в конце, про три точки. Это для тех, кто хочет уверенную четверку. Три точки на нашей карточке — это интересный (но короткий!) факт по теме, которого нет в параграфе и который найден вами или самим ребенком в интернете (при наличии навыка это занимает еще около пары минут).

Рассказывается после основного блока и призван произвести впечатление на учителя, одноклассников и немного «похвастаться».

Пример будет из «вулканов».

В 1912 году на Аляске извергся вулкан, его потом назвали Новарупта. В воздух тогда взлетело столько пыли, что  еще пару лет после извержения по всей земле наблюдали удивительно красивые и даже немного зловещие закаты и восходы. Поэтесса Ахматова писала:

«Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых,

Их запомнили все мы до конца наших дней».

Ну скажите, какой учитель устоит и поставит тройку, услышав такое «про вулканы» от четвероклассника!

Вот такая вот методика от меня, берите и пользуйтесь, кому надо. По моему опыту, на обучение и закрепление средним по уму родителем об среднего же по уму ребенка уходит приблизительно месяц. Но зато потом на несколько лет вперед (да и на всю жизнь, если как следует рассудить) — сколько плюсов!

 

Ссылка на первоисточник
наверх