На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

64 подписчика

Свежие комментарии

  • Александр Ляшенко
    "На месте схода девяти вагонов поезда с рельсов в Коми обнаружены тела двух человек. Их личности устанавливаются", и ...Что известно о по...
  • Валерий Мясников
    Вы хоть раз пробовали Российское вино из массмаркетов? В большинстве случаев это моча!Денис Константино...
  • Элеонора Коган
    Здоровья милому Кевину!!!!Датский дог с рос...

Интервью с главным архитектором Cosmoscow Натальей Зайченко

Главный архитектор Cosmoscow Наталья Зайченко — о том, что самое важное в работе архитектора выставок и ярмарок, легче ли работать в музее или галерее, как экология помогает сэкономить на экспозиции и зачем частным клиентам свои музеи.

Наталья Зайченко
Наталья Зайченко

Наташа, вы главный архитектор ярмарки Cosmoscow. Но такого направления в университетах нет.

Расскажите, что это такое — быть «архитектором ярмарки»? Это сравнимо с кураторской деятельностью? Или ваша функция скорее математическая, чем творческая?

Моя функция как раз больше творческая. Я работаю над визуальными эффектами. Часто это гибридная междисциплинарная история — командная работа и с куратором, и с художниками, и с партнерами. Наверное, работа над ярмаркой ближе к дизайну интерьера, хотя это все равно лишь часть большой работы множества специалистов разных областей, соединение которых в единое целое ложится на плечи архитектора. Ранее я пробовала себя в большой архитектуре — у меня есть построенное общежитие в 9 этажей, например, и проект телецентра «Останкино» выкрашен в настроечную таблицу по моему эскизу 15 лет назад. 

В большой архитектуре мне было как-то «голодно» в плане творчества, а еще было скучно тратить на один проект несколько лет. Я пошла в «Стрелку», стала заниматься театральными декорациями — и это было так драйвово, ярко, а занимало всего ничего, по несколько месяцев. И я решила, что хочу проекты, полные творчества и движухи, и драйва. Примерно так я и пришла к архитектуре выставок. Иногда я делаю и просто интерьеры — это тоже часть профессии. 

Что конкретно входит в ваш лист профессиональных обязанностей?

Как пойдет. Бывает, что ты отвечаешь и за технические, и за организационные моменты, и за дизайн, тогда это совсем другой уровень вовлеченности. Самые клевые проекты получаются, когда каждый специалист занимается своим делом: дизайнер делает графический дизайн, архитектор — архитектуру, а куратор — контент. Конечно, архитектор может сделать десять дел сразу, как и другой специалист, но качество будет другим. У каждого должна быть своя, солирующая задача, тогда командная работа превращается в комфортный диалог, дискуссию и драйв.

А вообще, у вас был страх не реализоваться в неизвестной сфере, методичек по которой, по сути, даже нет?

Нет. Я думаю, что все решила жажда креатива, она и уберегла меня от сомнений. Мне было любопытно что-то «перепридумать», да и «Стрелка» подстегнула к экспериментам. Когда я поняла, что это могут быть выставки, я попала, что называется, в поток — сегодня мы видим сумасшедший спрос на дизайн выставок. Почти все музеи хотят архитектора на проектирование выставки. Если раньше этим занимался художник или куратор в штате музея, или они вдвоем, то сейчас уже так не получается. Всем нужна история и впечатление, есть большой запрос, поэтому я уже 10 лет специализируюсь на экспозиционном дизайне — я нашла свою аудиторию, которую могу радовать и удивлять.  

Выставка Cosmoscow, 2022 год
Выставка Cosmoscow, 2022 год

Да, и в прошлом году это получилось — впервые после долгих лет в Гостином дворе Cosmoscow проходила в «Экспоцентре» в Москве-Сити. В этом году снова будет сюрприз или пока все останется там?

В этом году — снова там. Я очень хотела поменять площадку, потому что мы много лет были в Гостином дворе, и рада, что в 2023-м нам удалось найти новое пространство. Гостиный двор на многих мероприятиях выглядит уже очень подобно. Восемь лет назад мы разработали с ними концепцию модульных стен, теперь они ставят их на всех своих мероприятиях. Новая площадка — это свежо и конкурентно. 

А были сложности с новой площадкой?

В Экспоцентре во входной группе и по периметру выставочного зала довольно маленькая высота, всего 3 метра, и устаревший потолок армстронг. Всю нашу команду это смущает, и сейчас мы придумываем разные опции, как его задекорировать или какие активности там разместить, чтобы под галерейное пространство все равно элегантно функционировало.  

В одном из своих интервью вы рассказываете, как контрастно выглядят планы Cosmoscow, когда она еще не разрослась до сегодняшних масштабов. Из-за этого сложнее или, наоборот, только интереснее и азартнее работать?

Да, это правда. У нас был отток галерей-участников, когда была пандемия. В 2014 году было всего 34 стенда. Сейчас их уже более 80. Когда смотришь на тот план, создается поразительное ощущение пустоты — он практически голый (смеется). Сейчас плотность заявок увеличивается, как и количество партнеров, которым тоже нужно свое эффектное место.

Выставка Cosmoscow, 2022 год
Выставка Cosmoscow, 2022 год

А какой ярмарка будет в этом году? Вы уже утвердили стилистическое направление?

Да, утвердили. Традиционно стиль завязан на художнике года — в этом году это художница из Санкт-Петербурга, немного андеграундная Александра Гарт. У нее монохромные графичные работы. Еще планируем тестировать разные материалы для декорирования общественных пространств. Хотим создать свои модульные стены. Свой свет у нас уже появился.  

Получается, вся эта история будет рифмоваться с трендом на возвращение к корням в искусстве, эдакий оммаж на славянский фольклор?

Тут нет такой прямолинейности. Это скорее многослойная тема, где каждый прочтет то, что прочтет. 

Выставка Cosmoscow, 2022 год
Выставка Cosmoscow, 2022 год

Вы нашли для себя какие-то европейские стандарты в архитектуре ярмарок?

Я бы сказала, что это не стандарты, а скорее что-то, вытекающее из насмотренности. Безусловно, в любой работе, и в моей тоже, она нужна, и она присутствует. Но даже с ней у нас остается свой, уникальный путь, потому что наша публика — другая, и уже устоявшиеся в нашем менталитете нормы или стереотипы полностью взять и переставить вот так сразу просто невозможно. Сравнение нужно, но не только в контексте материалов, кстати. Мне вот всегда очень интересны планировочные решения — навигация, как сделано направление движения, этикетки и указатели. 

А как насчет экотренда? На европейских выставках об этом много говорят — используют правило трех R, создают стены из переработанных материалов, что-то идет в повторный оборот.

Для арт-ярмарочного будущего — в том числе и для осознанного потребления — я думаю, нам нужно организовать в Москве какое-то большое экспопространство, современное, где будет спроектирована система музейных модульных стен. Тогда не придется все время их строить, а потом выбрасывать. На демонтаж реально больно смотреть. И как раз из-за финансового и экологического вопросов думаем, как сделать так, чтобы это исправить. В «Экспоцентре» давно пришли к тому, что каркасы под стены хранят. В Гостином дворе нам удалось создать многофункциональные модульные стены с системой света. Сейчас посмотрим, получится ли у нас сделать свои стены ярмарки Cosmoscow — если да, это будет большой успех десятилетия (смеется).

К каким материалам вы обращаетесь, чтобы быть экологичнее?

Перерабатываемые повторно материалы или материалы, уже сделанные из чего-то, — это здорово. Однажды получилось так, что мы взяли в аренду ящики, а потом их сдали обратно — это были овощные, складные ящики, и мы использовали их как кирпичики. Наверное, с точки зрения количества отходов это была самая удачная ярмарка за все время моей работы с Cosmoscow. В прошлом году мы брали в аренду металлические сетчатые заборы, которые тоже вернули. Быть экологичным — выгодно, так как стоимость на застройку сокращается.

Кроме Cosmoscow вы можете использовать это и в других проектах. Как вы уже сказали, периодически вы работаете с дизайном интерьера. А какие планы музейно-галерейного характера у вас есть?

Их немало! Из актуального — в конце июня мы взбодрили Музей архитектуры, здесь открылась выставка «Конструкторы науки», она приурочена к 300-летию Российской академии наук. Получилось очень ярко, а идет она до середины сентября. Но у меня есть и долгоиграющие проекты. Сейчас в NZ Group мы развиваем еще два направления. Первое — это музеи как портфолио компании во входных группах. Этот формат актуален для фабрик или крупных корпораций, которые хотят рассказать о себе — своих миссии, ценностях, истории, коллективе. И гости, и сотрудники не просто идут по лестнице, через холл и минуют охрану, когда заходят на предприятие, а сразу погружаются в атмосферу и осознают историю и уровень компании. Такой подход эффектно выглядит благодаря музейному подходу к экспонированию. 

Подобный проект, тоже про историю, мы делаем для частных клиентов — формат музея семьи как архива. Коллекция семейных фотографий, историй, все эти памятные вещи становятся экспонатами внутри одной семьи. Мы оцифровываем их наследие и интегрируем в цифровом пространстве, например, фамильной усадьбы через VR.

Как по вашим ощущениям, больше свободы у экспозиционной архитектуры в галерейном или в музейном контексте?

Думаю, что это человеческий фактор. Художники же тоже бывают разные: истерические натуры, скептики, стратеги… В музее, наверное, стабильности больше, там же хранители, которые поспокойнее и помедленнее, без сюрпризов. Зато движухи там не так много, как на выставках и ярмарках. Наверное, я все-таки больше про людей, а не про то, что это за проект. Про коллектив и команду. Я работаю с человеком и/или с командой и так и понимаю, пойду я с ними делать следующую выставку или нет. 

Беседовала Тамара Лорка

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх