На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

80 подписчиков

Свежие комментарии

Как Альфонс Муха изобрел дизайн и ар-нуво

Альфонс Муха — первый художник, занявший нишу дизайна. Как он писал обнаженных женщин для театральных афиш, жил под одной крышей с нищим Ван Гогом, придумывал стиль ар-нуво, обессмертивший его имя, и как из-за него искусство проиграло рекламе — в материале «Сноба».

Был художник — стал дизайнер

Альфонс Муха, 1906 год
Альфонс Муха, 1906 год

Альфонс Муха родился в Моравии в 1860 году.

Он был развитым ребенком: пел в хоре церкви Святого Петра и Павла, играл в местном любительском театре и занимался живописью.

После поездки в южную Моравию на юного художника обратил внимание граф Куэн-Беласси, и жизнь Мухи круто изменилась. Муха расписывал стены замка, принадлежавшего графу. Тот был в восторге от результата и предложил Альфонсу оплатить его учебу в Мюнхенской академии изящных искусств. Через пару лет случилась трагедия — граф и меценат Мухи покончил с собой, а художник остался без средств к существованию.

Не имея возможности оплачивать образование, Муха бросил занятия живописью и начал искать способы заработать на жизнь. Для него настали трудные времена: приходилось ютиться в маленьком съемном жилье и делить мастерскую с другим неизвестным художником — Винсентом Ван Гогом. Небольшие деньги приносили заказы на изготовление рекламных брошюр, визитных карточек, меню. Иногда художнику везло — так он сделал иллюстрации к многотомному труду французского историка Шарля Сеньобоса «Сцены и эпизоды из истории Германии».

Судьба Мухи снова изменилась через шесть лет, когда в 1893 году ему поступил заказ на изготовление афиши к спектаклю «Жисмонда» в театре «Ренессанс». Заглавную роль в постановке играла «величайшая из актрис» Сара Бернар. Она была настолько восхищена талантом Мухи, что сразу же пригласила его для оформления афиш в других спектаклях. Художника и актрису подозревали в любовной связи, но их переписка говорит нам об обратном. Так или иначе, но один заказ превратил неизвестного художника в основателя стиля ар-нуво — стиля, который захватил Париж в конце XIX века.

Альфонс Муха, «Жисмонда», 1894-1895 годы / Надар, портрет Сары Бернар, 1864 год
Альфонс Муха, «Жисмонда», 1894-1895 годы / Надар, портрет Сары Бернар, 1864 год

Как и о чем писал Муха

Муха изображал Сару Бернар, какой она хотела себя видеть — утонченной, драматичной и пронзительной. Его стилистика впитала в себя природность и женственность прерафаэлитских образов, графичность и дерзость линий Тулуз-Лотрека, вертикальную композицию и меланхолию японской гравюры.

Главной героиней произведений Альфонса Мухи всегда являлась женщина, мужчина появлялся изредка и был второстепенен. Женщина Мухи — воздушная муза с копной длинных пышных волос, которые разметались по пространству картины, сплелись в единый узор с растениями и причудливыми линиями. Женщины Мухи полуобнажены, но не вульгарны. Нежны и задумчивы. Но иногда они — предельное воплощение драматизма. Таков сюжет его декоративной, но устрашающей афиши, на которой изображена Медея с окровавленным ножом в руке — богиня только что расправилась с собственным ребенком. Или созданный Мухой образ Гамлета, испуганно прижавшего к груди руки с мечом. Кстати, таким его сыграла Сара Бернар — актриса бралась и за «мужские» роли.

Муха помещал своих героинь в рамки: обрамлял их изогнутыми линиями и повторяющимися деталями, создавая ощущение замкнутого мира. Он тяготел к природным формам — листьям, цветам, ветвям, насекомым. Увлечение мистикой и масонскими идеями тоже отразилось в символике: внимательный зритель найдет в его работах немало скрытых знаков.

Афиши Мухи были огромными — он всегда использовал вертикальную композицию, фигуры выходили размером с человеческий рост. В Париже началась охота «коллекционеров» за творениями графика — повешенная днем афиша исчезала наутро следующего дня.

Слева направо афиши к постановкам театра Сары Бернар: «Гамлет, принц Датский», 1899 год; «Дама с камелиями», 1896 год; «Медея», 1898 год
Слева направо афиши к постановкам театра Сары Бернар: «Гамлет, принц Датский», 1899 год; «Дама с камелиями», 1896 год; «Медея», 1898 год

На волне популярности Муха выпускает книгу-альбом «Декоративные элементы», в которой собраны различные предметы в стиле ар-нуво. Для альбома художник изобразил посуду, интерьеры и экстерьеры, детали с плавными линиями. Все это и было новым стилем — ар-нуво. Однозначно, это издание было прорывом — настоящее пособие по дизайну. Муха хотел разложить свое творчество на простые элементы, чтобы и другие художники могли повторить его стиль — заказов было слишком много для него одного.

Однако книга возымела обратный эффект. Заказчики хотели обладать не повторенными точь-в-точь предметами из нее, а вещами, созданными авторским видением мастера. Так Муха стал заниматься оформлением интерьеров, эскизами ювелирных украшений, витражами. Рекламную графику стали воспринимать как искусство: теперь этикетки, виньетки разных товаров — от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек — создавал художник.

Почему Муха стал настолько успешен

График не был ретроградом, он использовал в своих целях достижения технического прогресса.

Появление фотографии изменило творческую практику. Художник оборудовал в своей мастерской фотоателье, а натурщицы превратились в модных моделей. Муха придумывал костюмы, декорации и позы для кадра. Девушкам больше не приходилось позировать художнику часами — он делал фотографию, и дальше создавал картину без присутствия человека. Сегодня зритель имеет возможность сравнить реальность и художественный вымысел, потому что многие фотографии Мухи сохранились.

«Любовники», 1895 год

Появление фотографии вынудило художников уйти от реализма в поиск новых выразительных форм. Когда появилась возможность одномоментно запечатлеть реальность, зрителю эта реальность быстро наскучила. Перед художниками стояла задача изобрести новый язык.

Муха оказался близок массовому зрителю, поскольку смог ответить на этот вызов времени собственным стилем, идеализмом и простотой — его сюжеты понятны, а художественный язык не требует специальной подготовки. Он подарил зрителю сказочный мир, в котором хочется присутствовать, буквально жить рядом с этими произведениями искусства — ар-нуво создавался именно для этого. К тому же, какая женщина отказалась бы от сравнения с героиней плаката Мухи?

Как дизайн победил чистое искусство

Муха буквально разработал азбуку модерна — от симметричных изогнутых линий до апроприации природных и растительных мотивов. Но, несмотря на успех и наличие своего «языка», художник продолжал визуально-смысловые поиски. Самая масштабная серия работ — «Славянская эпопея» — состояла из двадцати огромных полотен. Каждая из картин была посвящена значимому событию в истории славянских народов. Художник хотел популяризировать национальное искусство, показать его независимость от европейских влияний.

В этой серии картин Муха ушел от вертикальной композиции к горизонтали, а героями его работ стали не только женщины, но и мужчины. «Славянская эпопея» — это и торжественные полотна, и неоднозначные сюжеты. Самая драматичная работа из этой серии посвящена отмене крепостного права в России. Изначально картина задумывалась как гимн радости и справедливости, но после посещения Москвы в 1913 году Муха изменил тональность. Художник увидел бедных и безграмотных крестьян, ужаснулся их положению — и изобразил поникшую, растерянную, замерзающую толпу на фоне окутанного туманом храма Василия Блаженного. Такова, по его мнению, цена за «освобождение».

«После Грюнвальдской битвы», из серии «Славянская эпопея», 1924 год
«Святая гора Афон», из серии «Славянская эпопея», 1926 год
«Славяне на исконной Родине», из серии «Славянская эпопея», 1912 год

Серия, в которую Муха вложил больше всего сил, при его жизни не имела успеха, сравнимого с ранними работами. XX век стремительно менял сознание людей, интерес к ар-нуво угас — томное изящество не было уместным на фоне общественно-политических потрясений и краха гуманизма. «Славянская эпопея» стала доступна для публики только в 1963 году в городе Моравски-Крумлов. Из-за удаленности места и отказа властей перевезти полотна в крупные города, увидеть полотна вживую могут только самые настойчивые поклонники Мухи.

Автор: Анастасия Федотова

 

Ссылка на первоисточник
наверх