Режиссер Мария Гальперина рассказала «Снобу» о премьере спектакля «Чувственные механизмы», посвященного художницам русского авангарда, объяснила, зачем современному театру нужен продюсер и почему важны театральные фестивали.

Как появилась идея вашего проекта — перформанса и спектакля «Чувственные механизмы»?
Наш спектакль «Чувственные механизмы» — это исследование творческой энергии выдающихся художниц русского авангарда: Ольги Розановой, Варвары Степановой и Александры Экстер. Через их личные истории мы говорим о моменте, когда искусство и жизнь сливались в едином порыве.
Авангард сегодня переживает новый ренессанс — и это закономерно. Та эпоха была взрывом творческой свободы, когда художники буквально конструировали новый визуальный язык и верили, что искусство может пересоздать реальность.
Почему, на ваш взгляд, именно период авангарда сегодня вновь актуален?
В начале XX века, как и сейчас, мир стоял на пороге глобальных трансформаций. Русский авангард стал культурным феноменом мирового масштаба — наши художники задавали тон всему художественному процессу. Сегодня мы возвращаемся к этому наследию не только из ностальгии. В нем — нерастраченный потенциал: смелые эксперименты с формой, синтез искусств, вера в преобразующую силу творчества. И главное — это живая традиция, где еще столько неизученных пластов. Наш спектакль — попытка вступить в диалог с этими идеями на языке современного театра.
Это премьера сезона Контекст-клуба — что это за проект, что ждет зрителей?
Я много размышляла о том, есть ли в Москве, в таком бурном эпицентре различных событий, место для новой точки культурного притяжения. И по моим ощущениям, находясь в непрекращающемся потоке информации, крайне важно найти время, остановиться, переосмыслить, обсудить, чтобы событие могло зайти в душу, трансформировать человека. Поэтому так важно работать не только над самим впечатлением, но и над погружением людей в контекст. Объяснять детали и нюансы разных исторических эпох, без которых часто сложно полностью прочувствовать и понять первоисточник. Очень важна площадка для обсуждения и для обмена идеями. Наш Контекст-клуб «Яркие люди» — именно об этом.
Как устроен этот проект?
Клуб задуман таким образом, чтобы человек мог не только посмотреть что-то на сцене, но и получил возможность задать свои вопросы, поспорить, поучаствовать в каком-то творческом эксперименте. Будь то читка, мастер-класс или любая другая творческая активность. Этот процесс вовлечения и дискуссии с единомышленниками позволяет совсем иначе, на другом уровне переработать свои впечатления и получить эмоционально гораздо больше.
Кроме того, вы арт-директор и режиссер летнего фестиваля «Театральный бульвар» — в прошлом году он стал одним из самых масштабных и посещаемых событий Москвы. Как вам и вашей команде удалось добиться такого результата?
Нам удалось сделать невероятно живой фестиваль, собравший множество влюбленных в театр людей. Такой мощный концентрат творческой энергии, что он просто не мог не зарядить всех гостей. Особенную ценность я вижу в разнообразии форматов вовлечения: театральные лаборатории, мастер-классы и интерактивные мастерские, где каждый мог стать не просто зрителем, а полноправным участником процесса.

Получается, что идея фестиваля «Театральный бульвар» в чем-то схожа, переплетается с идеей Контекст-клуба…
На «Театральном бульваре» стираются границы между сценой и залом. Актеры общаются со зрителями до и после спектаклей, на встречах с режиссерами разворачиваются горячие дискуссии. Гости свободно перемещаются между площадками, гуляют, обсуждают постановки за чашкой чая, наслаждаются разнообразной, роскошной, не побоюсь этого слова, программой под открытым небом: от камерных спектаклей до оперных постановок. Люди, бульвары, город — все преображаются и начинают жить театром.
Уже известно, что войдет в программу «Театрального бульвара — 2025»?
В этом году мы наращиваем масштабы — увеличиваем количество театральных мастерских и экспериментальных творческих лабораторий. Под руководством талантливых режиссеров будем создавать новые спектакли. Мы расширяем географию: зрителей ждут яркие спектакли региональных театров. Фестиваль становится международным, в нем примут участие известные зарубежные коллективы. И в целом в планах много новых постановок, созданных специально для нашего события.
Фестивальная культура уже стала традиционной для российской театральной публики? Что вам нравится в принципах уличного фестиваля?
Россия в целом и Москва в частности богаты театральными фестивалями — и это прекрасно. Фестивали становятся уникальными площадками для объединения людей: здесь режиссеры и актеры обмениваются идеями, зрители открывают новые имена, а искусство выходит на улицы.
Фестивали двигают театр вперед. Они вдохновляют на создание нового — новых проектов, спектаклей, форм, как это было в прошлом году у нас на «Театральном бульваре».
Особенно ценно, когда театр становится доступным — и буквально выходит к людям. Бесплатные показы, городские пространства, живая атмосфера — все это делает фестивали не просто культурными событиями, а важной частью социальной жизни города.
Как вам помог в работе над «Театральным бульваром» опыт фестиваля «Яркие люди», который вы тоже проводили несколько лет подряд?
Опыт нашей компании «Яркие люди» гораздо шире, чем одноименный фестиваль (его мы успешно проводили восемь лет подряд до пандемии). У нас огромная практика создания самых разных городских мероприятий. В наших проектах очень большой акцент на атмосфере и на театральности. И мы часто прибегаем к формату сайт-специфик, к эмоциональному, открытому и полному импровизации уличному театральному искусству.
Чему вы научились за эти годы?
За годы работы с городским пространством мы с командой научились максимально создавать вихрь творческой свободы и радости, который буквально захватывает людей на наших событиях, вызывая море положительных эмоций, раскрывая сердца, наполняя людей ощущениями, возвращая их в детство, в то время, когда они чувствовали себя беззаботно счастливыми. Прошлым летом ко мне на бульварах подходили люди, гости, и делились тем, как когда-то в школьные годы они с большим удовольствием занимались в театральных кружках и сейчас, благодаря нашему фестивалю, снова с головой ныряют в это состояние счастья. Когда человек захвачен творческим процессом, ему просто хорошо. Он чувствует единение с окружающим миром, любовь.
Наш секрет в том, что мы идем не от выхолощенных идей. Мы слушаем людей — художников, зрителей — и, объединяя их мысли с нашими задумками, получаем синергию, в которой рождаются проекты с глубоким смыслом и настоящей магией.
Насколько трудно сегодня создавать независимые театральные проекты?
Независимые театральные проекты — это всегда искусство влюбленных в театр людей. Степень творческой свободы здесь гораздо выше: не нужно согласовывать концепции, можно реализовывать самые смелые замыслы, свои мечты. Но и приходится решать массу сложностей — от поиска площадки и финансирования до координации занятости актеров и еще уйму всего.
Театр всегда был дорогим искусством. Когда нет стабильного бюджета, репетиционной базы, поддержки, остается только страсть к делу. Без настоящей увлеченности сложно выжить.

Какой театр, на ваш взгляд, сегодня актуален?
У каждого зрителя свой театр. Кто-то ищет в нем отражение современности, чтобы понять себя и время, в котором живет. Другие приходят за вечным — за той самой классикой вне эпох. Но в основе всегда одно: потребность души в диалоге. Меняются только языки театра — тот самый код, через который зритель слышит и чувствует. Суть же остается неизменной.
Если говорить о тенденциях современного театра, я бы однозначно выделила многослойность. Когда на литературу накладываются современные взгляды, мысли, события, когда перемешиваются самые разные произведения. Если ты находишься в контексте — литературном, культурном, событийном, то за этим невероятно интересно наблюдать. Складывается пазл из множества слоев, и ты считываешь очень объемное театральное высказывание. Яркий пример из недавно просмотренного — спектакль «Мертвые души» в театре «Пространство ”Внутри”».
Вы согласны с идеей, что сейчас столица переживает настоящий театральный бум? Получается, что зрителя нужно — и все сложнее — завоевывать?
Согласна, но это не помеха для того, чтобы выводить на рынок новый продукт. Просто этот процесс будет достаточно сложным. В текущем информационном потоке человеку привычнее идти проторенной дорожкой. Он скорее купит билет в проверенный годами театр, чем решится на что-то новое, независимое, экспериментальное. Зрителя нужно завоевывать, находить путь к его сердцу. И этот путь очень личный и длинный. Поэтому сейчас все в поиске хороших продюсеров, а еще мощных продажников, ведь продавать билеты — отдельное искусство.
Какую роль вы отводите в театре продюсеру?
В современном театре роль продюсера можно сравнить с работой алхимика: он превращает творческий хаос в гармоничный проект. Идея может родиться где угодно: в голове режиссера, в актерской мастерской или во время случайного разговора за кофе. Но без продюсера, который найдет ресурсы, выстроит структуру и откроет проект миру, даже самая яркая задумка рискует остаться нереализованной.
Да, это рискованно, как и любое творчество. Но когда встречаются талант, энергия и профессиональная продюсерская работа, рождаются те самые «Русские сезоны» Дягилева, которые меняют представление о культуре.
Беседовала Елизавета Авдошина
Свежие комментарии