На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

72 подписчика

Свежие комментарии

  • Майя Majesty
    Светлая память Евгении.Первая актриса на...
  • Константин Самарин
    У кого-то после празднования, остается недопитое шампанское???           Значит плохо отметили. 😁Как сохранить отк...
  • Eduard
    Наконец и у них зима.В США обычно снег только на Аляске)В США отменили св...

Тимофей Гриднев: «Бульдозерная выставка» — это не противостояние, это акт идентификации

До 22 октября в Q-ART Gallery проходит первая часть двухсерийного выставочного проекта «Беляево — Измайлово. Коллекционер Тимофей Гриднев вспоминает свою встречу с организатором «Бульдозерной выставки» Оскаром Рабиным и о том, как выставка повлияла на советское искусство.

Как «Бульдозерная выставка» повлияла на советское искусство в целом и на андеграунд в частности?

 

Никто не мог себе и представить, какой резонанс произведет этот субботник на беляевском пустыре. Весь мир отреагировал на подобное «наведение порядка». Фотографии события и разоблачительные статьи появились в центральных зарубежных газетах и журналах. Главный эффект состоял не только в том, что был освещен акт вандализма в отношении неугодного искусства в СССР, но и в осознании того, что такое искусство, отличное от установленных стандартов, действительно существует. Одним словом, надо было срочно исправлять ситуацию — сохранить миролюбивое лицо социализма. Через 15 дней была санкционирована выставка в Измайловском парке, в которой приняли участие более 100 художников. Руководство СССР смирилось с существованием «другого искусства» и, чтобы не допускать повторений «Бульдозерной выставки», предоставило место для «назревшего самовыражения». 

Экспозиция выставки
Экспозиция выставки

Удалось ли вам пообщаться с кем-то из участников «Бульдозерной выставки», ее современниками, очевидцами? Какие истории вас поразили или вам запомнились больше всего? 

В 2017 году, в Париже, я встретился с Оскаром Рабиным. Это была очень интересная встреча, но, скорее, больше для меня. Оскару Яковлевичу было уже 89 лет. И я не посчитал возможным долго допытываться у него о событиях 1974 года. Но я был счастлив, что встретился с легендой. Перед нашей выставкой мы общались с Сергеем Бордачевым, который был одним из художников, демонстрировавших свои работы в Беляево. Он был на открытии, мы взяли интервью у непосредственного участника тех событий, когда мы его смонтируем, оно будет размещено на сайте галереи. Самым интересным в рассказе Бордачева был сюжет о спасении Оскара Рабина. Действительно, существует множество фотоматериалов, которые иллюстрируют, как Рабин бросался на ковши бульдозеров либо ложился перед ними, чтобы защитить свои работы и работы своих коллег. И в один такой момент, как рассказывает Сергей Бордачев, ситуация была крайне опасна. Бульдозер, сгребая землю, наполовину засыпал Оскара, и Бордачеву пришлось буквально оттаскивать его из-под гусениц.

Кажется, что «Бульдозерная выставка» — о противостоянии. Откликается ли вам эта мысль? 

Нет. «Бульдозерная выставка» — это не противостояние, это акт идентификации. Уверен, если бы не было бульдозеров, то через пару часов все бы мирно разошлись с беляевского пустыря, и это событие осталось бы практически незаметным. Но как социальная среда влияет на искусство, так и искусство влияет на социальную среду. И не всегда они находятся в гармонии. Произошел конфликт, который дал хоть и не широкую столбовую, но вполне сносную дорогу для неофициального искусства в СССР. До этого не было даже тропинки.

Каких авторов мы можем увидеть на первой серии проекта «Беляево — Измайлово. Нонконформизм из коллекции Q-ART»? По какому принципу вы их выбрали и в чем особенность каждого из них? 

В экспозиции три зоны. Первая — это картины художников, которые участвовали в «Бульдозерной выставке». Мы старались подобрать работы 70-х годов. Здесь представлены Комар и Меламид, Бордачев, Рабин, Мастеркова, Жарких, Рухин и другие. Вторая зона — это художники, которые не пошли по разным причинам на пустырь в Беляево, но могли бы там быть. Это Янкилевский, Целков, Свешников, Неизвестный и другие. И третья зона — это первые представители «другого искусства», так называемая Лианозовская группа: Евгений и Лев Кропивницкие, Ольга Потапова и другие.

Виктор Пивоваров, «Экзистенциальные планы существования»
Виктор Пивоваров, «Экзистенциальные планы существования»
Владимир Вейсберг, портрет Оли Аболгиной
Владимир Вейсберг, портрет Оли Аболгиной
Владимир Янкилевский, «Нефертити»
Владимир Янкилевский, «Нефертити»
Дмитрий Краснопевцев, «Триптих»
Дмитрий Краснопевцев, «Триптих»
Евгений Рухин, без названия
Евгений Рухин, без названия
Иван Чуйков, «Дорожное происшествие»
Иван Чуйков, «Дорожное происшествие»

На ваш взгляд, почему Q-ART Gallery стал единственной институцией, подготовившей что-то к юбилею выставки?

Думаю, по той же причине, по которой многие художники московского андеграунда не откликнулись на участие в выставке на беляевском пустыре. 

Чего нам ожидать от второй части проекта — «Зеленый свет андеграунду»? 

Мы представим самые лучшие произведения московских нонконформистов, которые есть в моей коллекции. Познакомим наших зрителей с первыми именами московского андеграунда 70–80-х годов XX века.

Весь проект построен на вашей коллекции. Чем вас так привлекает советский нонконформизм и кого из авторов можно увидеть в ваших фондах?

Некоторое время назад я увлекся наивным искусством — искусством непрофессиональных художников. Не могу сказать, что у меня внушительная коллекция, но мне есть что показать. И совместно с галереей ГРОСАРТ мы сделали очень интересную выставку «Серьезное искусство», которая проходит в галерее «Артефакт». Признаюсь, что мы были поражены реакцией зрителей на работы наивных художников. Мы получили самые теплые отзывы, многие открыли для себя это искусство впервые. 

И я, конечно, предвижу вопрос: что общего между нонконформизмом и наивным искусством? Откуда возник такой полярный интерес? Признаюсь, я сам задумался над этим и очень быстро нашел ответ. Наивное искусство — это тоже искусство нонконформистов. Наивный художник по сути своей нонконформист. Он не подобен всем тем, кто его окружает. Он берется за кисти и краски, не имея знаний, и сначала получает одобрение от людей его круга, но чем дальше он всецело посвящает себя творчеству, тем больше он становится изгоем, странноватым и чудаковатым. Он также не подобен своим «коллегам» — профессиональным художникам. Он рисует по-другому, но он, в отличие от них, не стремится к признанию, он находит удовлетворение в самом процессе созидания. Над ним посмеиваются, как когда-то Пикассо посмеивался над Анри Руссо, но мы же теперь знаем, что картины обоих художников являются достоянием музеев мира. Пожалуй, только одно отличает российских наивных художников от художников-нонконформистов: у них не было «Бульдозерной выставки». 

Экспозиция выставки
Экспозиция выставки

Кто для вас коллекционер?

Помните слова Бреттона Джеймса в фильме «Уолл-стрит. Деньги не спят»: «Только одержимые и неуверенные в себе люди имеют желание коллекционировать». Пожалуй, добавить нечего. Коллекционер — самый ранимый и самый неуверенный в себе человек, хотя со стороны этого не скажешь. Он всегда сомневается, покупать или не покупать произведение искусства, вырастет ли оно в цене или нет, действительно ли оно достойно его коллекции, точно ли это не подделка, не слишком ли оно дорого. А после того, как он его все-таки купил, измучает себя вопросом, зачем он это сделал. Самое ужасное в том, что, не совершив покупки, он истерзает себя угрызениями совести, что пожадничал и упустил редчайший шедевр. Представляете, что пережили люди, собравшие огромные коллекции?

Экспозиция выставки
Экспозиция выставки

И одновременно коллекционер одержим приобретениями новых произведений. В этом есть некоторое ощущение исключительности от обладания тем, чего больше ни у кого нет. Это чувство порой толкает коллекционера на самые безрассудные поступки. 

Если вы спросите коллекционеров, согласны ли они с такими характеристиками, то они точно ответят: нет. И я тоже отвечаю: это не про меня. Но поверьте мне, как коллекционеру: это так и есть.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх