На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

67 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Акулов
    Оказывается, по  этикету  ...Чтобы  выпить  чашечку  кофе,  надо  непременно  соблюсти  эти  требования  : пальчик  в...Культ стола
  • Лидия Санникова
    Депутатов жаба давит алименты на детей платить?В Госдуме предлож...
  • Наталья Середа
    Если власть будет для народа, а не для себя и своего клана, тогда и повода не будет ее критиковать и оскорблятьРоссиян начнут ли...

Продюсеры сериала «Тетя Марта» — о том, как он меняет жизнь людей

Продюсер сериала «Тетя Марта» Константин Маньковский, импакт-продюсер Мария Залунина и директор фонда «Измени одну жизнь» Яна Леонова рассказали «Снобу» о том, насколько в России актуальна проблема сиротства и как их проект помогает детям обрести новую семью.

Виталия Корниенко в роли тети Марты
Виталия Корниенко в роли тети Марты

Сноб: В 2022-м на фестивале Patriki Film Festival сериал «Тетя Марта» был назван главным социальным проектом года.

В чем состоит социальная миссия сериала?

Константин Маньковский: Константин Маньковский: Мне кажется, ваш вопрос более глобальный — это вопрос миссии искусства как такового. Часто говорят, что искусство должно утешать или обучать, наставлять на путь истинный, но мне кажется, что главная цель искусства — прежде всего развлекать. И если оно эту свою функцию хорошо выполнило, если оно вас вовлекло и развлекло, то дальше оно выполнит и все свои остальные функции — социальные, нравственные и так далее. У нашего сериала оказалась такая вот социальная миссия — поднять тему сиротства, рассказать о детях-сиротах. Но это, я вам клянусь, изначально в наши планы не входило.

Как-то само собой получилось привлечь внимание к проблеме детей-сирот — и не только рассказать про них, но и помочь им. Маша Залунина придумала поместить в конец самой драматичной, 15-й серии 1-го сезона QR-код, который вел на страницу фонда «Измени одну жизнь». И знаете, результаты нас поразили до слез: оказалось, что мы помогли 80 детям найти свою семью. То есть благодаря вот этому проекту удочерили или усыновили 80 человек. Мы, когда об этому узнали, переглянулись и поняли, что лучшее в своей жизни уже, наверное, сделали.

Сноб: «Тетя Марта» — не только драма, но и комедия. Почему для передачи важных социальных смыслов была выбрана именно развлекательная форма контента? Разве полноценный разговор о серьезных вещах через искусство не требует более серьезной подачи?

Константин Маньковский: Мария Залунина: Самое главное для нас — зритель. Мы базируемся на предпочтениях нашей аудитории (а их мы постоянно изучаем), следом — на партнерстве с ведущими экспертами той или иной тематики. Мы хорошо знаем зрителя телеканала СТС и понимаем, что нас смотрит семейная аудитория, которая приходит на канал, чтобы отдохнуть, получить позитивные, светлые эмоции. Именно их мы и должны дать через качественный и красивый профессиональный контент.

Тонко, нежно и грамотно сказать о существующей социальной проблему внутри такого контента — это результат совместной системной и скрупулезной работы. Важно, чтобы получилось адекватно сценарию и настолько аккуратно, насколько это возможно. В случае с сериалом «Тетя Марта» это было оправдано самой сценарной линией, изначальной задумкой. Марта и ее сестра — девочки, оказавшиеся в разных условиях после детского дома. Зритель, безусловно, начинает любить Марту задолго до того, как видит первый QR-код. А картины реальной девочки из детского дома, интегрированные в каждую серию первой части, дают зрителю понять, что хоть история Марты и вымышлена, таких девочек по всей стране — тысячи. Каждому зрителю становится понятно, о чем мы с ним поговорили. При этом он получил изумительные эмоции — посмеялся, попереживал, поплакал вместе с героями и изменил свое отношение к теме сиротства или помог детям, у которых нет родителей.

Сноб: Почему тема сериала оказалась близкой для россиян? Для какой аудитории создавался этот продукт, какая категория зрителей дала наибольший фидбэк?

Константин Маньковский: Мы немного сжульничали при создании этого сериала, рассказав веселым языком комедии о крайне печальных и порой трагических событиях в жизни главных героев, но все было в интересах зрителя. Драма зажгла зрителя интересом, а комедия облегчила восприятие.Когда мы готовим какой-то проект для СТС, проводим небольшой эксперимент: представляем своих детей, жену или мужа, своих родителей — и мысленно сажаем их перед телевизором, включаем им сериал, который мы разрабатываем. Если они все вместе смотрят, если не возникает чувства неловкости или скуки во время просмотра, значит, мы попали в точку и угадали аудиторию. Фидбэк после премьеры «Тети Марты» был именно от семей, это результат семейного просмотра — зрители всех возрастов нашли в сериале что-то интересное для себя.

Сноб: Как в целом зрители отреагировали на сериал, как вы получали обратную связь от них?

Мария Залунина: Мы провели опрос среди 250 зрителей сериала, и 65% ответили, что он изменил их отношение к воспитанникам детдомов, заставил задуматься об их жизни. Зрители отмечали, что сериал впечатлил их благодаря комбинации сюжета, художественной эстетики и актуальных сообщений. «Тетя Марта» вызвала отклик у всех аудиторий независимо от формата просмотра сериала — фонового или целенаправленного. Даже социальное кино может быть массовым в хорошем смысле этого слова. Больше всего зрителям понравился юмор (70% опрошенных), сюжет (55%), актерская игра и образы героев (54% и 53%). 84% респондентов порекомендовали сериал своим знакомым, 69% — решили пересмотреть вместе со своими детьми.

На съемках сериала «Тетя Марта»
На съемках сериала «Тетя Марта»

Сноб: Как «Тетя Марта» помогает фонду «Измени одну жизнь»? Каких результатов удалось достичь совместными усилиями?

Яна Леонова: Яна Леонова: Всего за 2 сезона, за период с 25 октября 2022 года по 17 июля 2024 года, созданы видеоанкеты для 304 детей. Из них уже 98 детей нашли новую семью. Создатели сериала еще в первом сезоне решили поддержать фонд «Измени одну жизнь». Тогда во всех сериях в финальных титрах появлялись рисунки 16-летней воспитанницы Центра содействия семейному устройству. И зрители стали получать информацию о ребятах, оставшихся без родителей.

А начиная с пятнадцатой серии, когда зрители узнали правду о главной героине, на экране отображался QR-код с фразой «Марта дома, а другие дети — нет», который вел на сайт фонда «Измени одну жизнь». Любой желающий мог поддержать фонд, выбрав удобный для себя вид помощи. Сейчас в фонд регулярно приходят пожертвования из десятков городов.

В сообщениях в аккаунтах фонда в соцсетях многие подписчики признавались, что благодаря сериалу больше узнали о судьбах и жизни ребят из детских домов, поняли, что эти дети пережили большие потрясения. А главное, что никакие детские дома не заменят ребенку заботливых родителей. Только семья может подарить ребенку заботу, любовь, уверенность в собственных силах и в будущем.

Премьеру второго сезона все ждали с нетерпением! На премьерный показ были приглашены приемные семьи, друзья фонда «Измени одну жизнь». Они пообщались с создателями сериала и исполнителями главных ролей.

В начале апреля фонд готовился к тому, что на сайт через QR-коды будут приходить новые посетители. И правда, наплыв был грандиозным! Число посетителей увеличилось более чем на 50%! Спасибо «Тете Марте» и создателям сериала за продвижение сайта, за освещение темы социального сиротства и приемного родительства.

Сноб: Зачастую акцент на социальной роли искусства отвлекает от его эстетической составляющей. Как много внимания было уделено именно художественной стороне сериала? Почему это хорошее кино, а не незатейливая сентиментальная драма, каких снято уже очень много?

Константин Маньковский: Мне кажется, что если бы мы захотели создать такой сериал, который поможет детям найти собственный дом, у нас ничего не получилось бы. Я уверен, что хорошая история пишет себя сама, и в первую очередь надо стараться создать хороший контент, за который не будет стыдно, — ну, это минимальное требование, конечно. Создать такой контент, которым можно будет гордиться, лучше сказать. Если контент качественный, тогда у него и появляется миссия, о чем мы говорили в самом начале. Как у Пушкина: помните, он писал, что его Татьяна из «Евгения Онегина» совсем от рук отбилась и живет своей жизнью, независимой от авторской воли. Вот у наших авторов то же самое произошло, простите меня за такое неуместное сравнение с Пушкиным. Изначально мы даже не думали, что наша Марта должна быть именно беглянкой из детского дома. Где-то с 6-й серии нас как будто озарило. Пришлось возвращаться, переписывать уже написанное, но получилось лучше.

На съемках сериала «Тетя Марта»
На съемках сериала «Тетя Марта»

Сноб: Как ваш проект помогает взрослым лучше понять своих детей? 

Константин Маньковский: На самом деле это сериал не про то, чтобы взрослые поняли своих детей. Это сериал про то, чтобы взрослые поняли взрослых. Если взрослые живут друг с другом (и с собой) в мире и согласии, то тогда и дети не страдают.

Если внимательно к этому сериалу присмотреться, станет понятно, что единственный взрослый человек во всем сериале — это Марта, девятилетняя девочка, а вот окружают ее дети: они выглядят как взрослые, но поступки у них детские, и ответственности за свои поступки у них, как у детей, почти никакой нет.

И поэтому Тетя Марта смотрит на наш взрослый мир и недоумевает от того, что происходит. То, что нам кажется важным и серьезным, детям кажется глупым, незначительным. Наши игры, наша зацикленность на себе, наше желание казаться кем-то, вся иллюзорность этого взрослого мира под взглядом ребенка испаряется. И мы остаемся вот так стоять — голые и смешные. Комедийный же сериал.

Проект «Марта дома, а другие дети — нет» получил премию «Наш Вклад» АНО «Национальные приоритеты» в спецноминации «За поддержку семьи».

Беседовал Алексей Черников

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх