Сегодняшние маги — это медиахудожники, которые создают собственные вселенные с помощью технологий, считает Анна Смирнова, руководитель и куратор галереи медиаискусства Generative Gallery. Специально для «Сноба» она написала колонку о магии алгоритмов и том, как устроено современное медиаискусство.

Сегодня машины умеют делать то, что еще вчера казалось невозможным: говорить с нами, распознавать эмоции, создавать музыку и живопись. Инструменты художника тоже изменились: теперь это не только мольберт, кисти и краски, но и код, нейросети, свет и звук. Медиаискусство — это новая магия, или просто следствие развития технологий?
Чтобы понять, почему сегодня художники выбирают язык машин, давайте разберемся, что вообще скрывается за словом «медиаискусство» — и почему оно не про будущее, а про нашу реальность.
Что такое медиаискусство: от экранов до нейросетей



Когда мы говорим о современном искусстве, то часто имеем в виду работы, созданные с помощью технологий: алгоритмов, нейросетей, интерактивных инструментов. Но, несмотря на популярность термина «медиаискусство», само направление для многих остается непостижимым. Между тем, это новая форма искусства происходит из нашей современной жизни, управляемой алгоритмами, где визуальные образы создают машины.
Важно понимать, что медиаискусство — это не какой-то единый стиль или техника, а спектр практик, в которых технологии работают как выразительные средства. От цифрового искусства до иммерсивных инсталляций, от VR и многосоставных аудиовизуальных произведений до нейросетевого искусства (AI-арта), Science Art и робоарта. Если упростить, то медиаарт — это то, что создается с помощью технологий, но говорит о нас с вами.
Сейчас в пространстве Luminar проходит выставка Making Magic, где можно увидеть, как технологии создают искусство и как меняется сам процесс его восприятия. Например, как дуэт Stain (Сергей Титов и Александра Гаврилова) в работе Overlogic создает генеративное пространство, которое меняется под действием алгоритмов, и превращает данные в бесконечный аудиовизуальный поток. Или как художник Slava SAF в проекте «Доспехи цветов» предлагает зрителю взаимодействовать с цифровыми аватарами.
Отличие медиаискусства от более классических форм не только в инструменте, но и в том, какую позицию занимает зритель по отношению к произведению искусства. Это не субъект-объектные отношения, а расположение внутри произведения, взаимодействие с ним: зритель не просто наблюдает, а становится частью произведения искусства.
Какие технологии используют медиахудожники




В арсенале медиахудожников почти неограниченный набор инструментов: кинетические и LED-экраны, проекции, сенсоры движения, роботизированные системы, алгоритмы, свет и звук. Но технологии для них — это не декорация, а способ исследовать мир.
Например, платформа TouchDesigner позволяет создавать реактивную графику — визуальные системы, которые реагируют на движение зрителя, звук или данные. В проекте Semantic Failure, представленном на выставке в пространстве Luminar, художник Саша Коджо (Media.Tribe) использует генеративную графику и алгоритмы, чтобы превратить бесконечные потоки текстовых данных в пульсирующие образы. Это визуальное отражение того, как сложно бывает передать человеческие эмоции словами.
Технологии помогают художникам создавать виртуальные миры и размышлять о будущем, которое уже наступило. Например, работа Abiogenesis художника Newnome Beauton (Артем Григоров) — виртуальный «заколдованный лес», рождающийся из хаоса, создана с помощью генеративной графики. Это не просто красивая симуляция, а размышление о природе жизни и новой цифровой органике.
Медиахудожники: инженеры или волшебники


Медиахудожник — это одновременно художник, программист, инженер и исследователь. Он использует технологии как творческий инструмент, но главное для него — не техника, а идея. В медиаарт приходят из разных сфер — дизайна, архитектуры, IT и даже биологии, но для всех художников одинаково важно умение объединить технические навыки с уникальным видением.
На выставке «Making Magic» тоже представлены работы художников с разнообразным профессиональным опытом.
Артем Григоров (Newnome Beauton) по образованию молекулярный биолог, и его научный опыт лег в основу его генеративных проектов. Яр Кирсанов начинал свою карьеру, как дизайнер и иллюстратор, и имеет опыт в дизайне коммуникаций и цифровых продуктов. Сейчас он работает с границами человеческого и машинного восприятия. Сергей Титов и Александра Гаврилова (Stain), в прошлом скульптор и художник по керамике, сейчас превращают код в чувственный опыт, заставляя алгоритмы «говорить» о сложных эмоциях. Их разнообразный бэкграунд помогает использовать технологии как средство для создания нового опыта.
Медиаискусство рождается на стыке инженерной точности и художественного поиска — там, где важно не только «как это работает», но и «зачем». Поэтому медиахудожники сегодня говорят о чувствах, идеях и времени, в котором мы живем, с помощью технологий.
Почему медиаарт важен сегодня

Существует стереотип, что искусство — это что-то вечное, неподвластное времени. Но искусство всегда говорит на языке своей эпохи. Сегодня этот язык — технологии. Мы живем в мире алгоритмов, интерфейсов, экранов и голосовых помощников, и если искусство хочет оставаться живым, ему приходится синхронизироваться с этим языком.
Медиаарт — это способ исследовать человека и мир: как технологии меняют нас, наше восприятие, чувства, мысли. Это искусство, задача которого, — захватывать, заставлять реагировать. А для зрителя это редкая возможность оказаться «внутри» произведения искусства, стать не только наблюдателем, но и соавтором.
Иммерсивные выставки, такие как Making Magic в Luminar X, где можно прожить опыт столкновения искусства и технологий, они о сегодняшнем дне, о нас, о том, как мы ощущаем мир, в котором уже не найти четкой границы между реальным и цифровым. И если технологии — наш новый язык, то медиахудожники — те, кто учит нас на нем говорить.
Свежие комментарии