На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

59 подписчиков

Свежие комментарии

  • Гарий Щерба
    А  ЗАЧЕМ ТОГДА  ПОЗВОЛЯЮТ БАСУРМАНАМ   ПРОХОДИТЬ  РОССИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО , если билеты  НЕ ПРОДАЮТ....???? Может тог...Turkish Airlines ...
  • Надежда Белугина
    Думаю, многие гениальные люди бывают странными. Самое главное - Николаю надо создать условия для работы у нас в стран...Скрытный гений: ч...
  • Мусин Дамир
    Французам, заходящим в Армению, конкуренция ну ни на кой не сдалась. Шерифа не волнуют проблемы индейцев...Автор проекта «Ви...

Как привить ребенку самостоятельность

Принимать решения, брать на себя ответственность, отстаивать границы человеку помогает самостоятельность. Как развить ее у детей, рассказывает учитель словесности, автор телеграм-канала GrigoryOne Артем Григорян.

Фото: Getty Images

Показывать пример

Когда дети видят, как что-то работает в реальной жизни взрослых и что это помогает им достичь цели, они начинают доверять этому инструменту. Мой любимый пример связан с ЕГЭ в 11-м классе. Мои одиннадцатиклассники говорили, как им сложно из-за интенсивного графика подготовки и объема информации, которую нужно выучить. В ответ я рассказал им, как поступало в университеты и институты мое поколение — те, кто не сдавал ЕГЭ. Мы сами приезжали в вуз, сами узнавали условия поступления, задавали вопросы. У нас не было никаких демонстрационных вариантов, списков вопросов, примерных тем или направлений, тренажеров, способов получить дополнительные баллы. Все зависело только от нас. Поэтому мы сами находили источники, обменивались приемами и хитростями, расспрашивали студентов о программе, сами выбирали тактику подготовки и составляли план.

После этого я спросил учеников: какой посыл у этой истории? Кто-то ответил: «Теперь мы знаем, что у нас еще не все так плохо», кто-то: «Понятно, почему у вас на уроках все четко», а одна девушка сказала: «Мы тоже так можем». Это и был главный посыл моего рассказа и его воспитательный эффект. Дети увидели, что, какой бы сложной ни была задача, с ней можно справиться, если постараться.

Пробовать и обсуждать

В школе, где учится сын моих знакомых, мальчиков обязали два раза в неделю ходить на занятия по единоборству. Ребенок сказал папе, что не хочет никого бить. Он не слабее остальных, у него хорошие отношения с другими детьми, просто это не его спорт и не его цель в спорте. Папа, в прошлом профессиональный спортсмен, спокойно сказал: «Попробуй другие виды спорта, выбери, что понравится, что близко». Он был готов обсуждать варианты и делиться своим опытом, но настаивал, что выбрать нужно, потому что совсем без спорта и физических нагрузок сложно жить (с этим ребенок был согласен). Папа ждал, пока сын сам выберет секцию, попробует в ней позаниматься, и после каждого такого пробного захода обсуждал с ним впечатления. В результате мальчик пошел на греблю — погрузился в процесс, полюбил его и нашел там новых друзей, потому что это было его собственное решение.

Почему это правильно? Ребенку в семье привили культуру осмысления опыта, рефлексии. Он научился не бояться проявлять интерес и инициативу, делать выводы и обсуждать их. Увидел, чтоб проб без ошибок не бывает. Это понимание — огромный шаг на пути к самостоятельности и взрослости.

Учить принимать решения и брать на себя ответственность

Самостоятельности без ответственности не бывает — ни в шесть лет, ни в 18. Ребенок в любом возрасте должен понимать, что его желания не исполнятся сами собой, а у любого действия есть последствия. Например, вовремя не обработал порез — тот стал болеть и мешает играть.

Говорить: «Я решил, потому что я хочу…» — это еще не взрослая позиция. Самостоятельность проявляется в позиции «я понимаю последствия своего решения, принимаю на себя ответственность за них, и это мой выбор».

Как этого добиться родителям? Показать, что за каждым самостоятельным решением следуют определенные события и этого не нужно бояться. В ситуации, когда ребенок что-то решил  (даже если это очевидно неправильно), дайте ему ощутить последствия принятого решения. Он должен понять, что неудача — это результат его выбора. Сам результат при этом не имеет значения. Намного ценнее, что вы как взрослый показываете взрослую модель: «самостоятельное решение — ответственность — результат». И ребенок это запоминает.

Помогать только там, где нужно

Взрослые, которые с детства «обслуживают» ребенка: собирают его вещи, помогают одеваться, следят за расписанием, — довольно частое явление. А потом у родителей возникает вопрос: почему ребенок в 12 лет не знает, как отмыть кроссовки и накачать мяч. Важная позиция родителя для развития самостоятельности ребенка: «Попробуй сам, а я помогу, если будет трудно». И даже после небольших проявлений самостоятельности и смелости — а она нужна, чтобы перестроиться, если раньше ребенка слишком опекали и берегли, — нужно хвалить и спрашивать: «Ну как, сам доволен?» Любой ребенок ответит на этот вопрос: «Да». Потому что чувство самостоятельности — очень приятное, и дети любят его, любят чувствовать себя взрослыми.

Фото: Getty Images

Принять, что не все получается сразу

Взрослые хорошо понимают, что «Москва не сразу строилась», пока речь не заходит об их детях. В этом направлении часто появляется странный перфекционизм: только «5» — ничего больше; «Почему в тесте по английскому speaking, writing, listening на 10 баллов, а reading на 8?»; или «Почему нельзя с первого раза переписать текст на чистовик без помарок?»

Что мы фактически делаем при таком подходе? Отказываем нашему ребенку в успехе. Вместо того чтобы сказать: «Смотри, по всем, кроме одного вида речевой деятельности, у тебя максимум, а reading — тоже хорошо, но можешь лучше», мы заявляем, что все должно получаться идеально и с первого раза. Причем у нас самих в жизни вряд ли так происходит и вряд ли происходило в детстве, но наши дети — они же должны быть всегда впереди всех.

Как это связано с самостоятельностью? Даже самый волевой ребенок, который преодолевает трудности, старается и не боится сложных учебных ситуаций, — в первую очередь ребенок, и он ждет признания его достижений. Регулярно старается, сам во все вникает и имеет повод гордиться собой. И тут мы говорим, что он недостаточно хорош. Само собой, у школьника на этом фоне просто пропадает желание быть самостоятельным, быть лучше остальных. Можно ведь как все — просить помочь учительницу и не решать задание повышенной сложности, даже если осталось время. Ведь папа и мама (а иногда и учителя) не ценят этого.

Как родителям и педагогам поступить с неидеальным, но самостоятельным результатом ребенка? Похвалить за конкретный факт, потом спокойно сказать, что получилось не очень хорошо и что можно улучшить, а потом вновь обратить внимание на позитивные вещи. И отдельно сказать, что ребенок достиг этого сам, и это ценно.

В любом случае, как бы школа ни пыталась воспитывать в детях самостоятельность, этого недостаточно. Больше всего взрослеющий человек получает от семейного общения и примеров близких людей, причем часто неосознанно. Поэтому будьте внимательнее к собственной, взрослой самостоятельности. И дети, как во всех хороших семьях, последуют за вами.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх