На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

70 подписчиков

Свежие комментарии

  • Rustam Bashirov
    пустые контейнеры надо тщательно сопровождать, не на авось...Российский сухогр...
  • Эльфено4ек Чумазикова
    Пойти что ли, поставить холодец вариться, у меня как раз свиные хвостики завалялись😆Холодец в очередн...
  • Ингерман Ланская
    при совдепии жрали ФСЁ... потому как выбор был мизерныйБез глютена, но с...

Александр Аузан: Бизнес-образование помогает находить новые и асимметричные решения

Системе бизнес-образования в России уже больше 35 лет. Она успешно преодолевает кризисы и наращивает обороты. Так, ежегодный прирост объема реализации программ бизнес-образования на экономическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова в течение последних десяти лет составлял в среднем порядка 18%. О том, кого из экспертов и выпускников МГУ приглашают на программы и как они меняются в новых условиях, декан ЭФ МГУ, доктор экономических наук Александр Аузан поговорил с издателем «Сноба» Мариной Геворкян в рамках спецпроекта «Индустрия.

Бизнес-образование».

Александр Аузан
Александр Аузан

Сейчас в России происходят значительные изменения. Есть ли заслуга бизнес-образования в том, что экономика страны хорошо адаптируется к новым вызовам?

Российская экономика действительно прошла и проходит адаптацию к санкционным вызовам гораздо лучше, чем можно было ожидать. Думаю, что главных причин здесь несколько. Во-первых, культурный фактор — традиционно высокая адаптивность российского населения и способность к асимметричным решениям в условиях вызовов. Во-вторых, рыночный характер экономики, который, как правило, обеспечивает гораздо большую гибкость в реагировании. И наконец, высокое качество человеческого капитала в бизнесе. Я имею в виду и лиц, принимающих решения, и их команды.

Бизнес-образование — не единственный инструмент адаптации. Большую роль играет политика снижения административных барьеров, сокращения трансакционных издержек в условиях, когда санкции непрерывно и поэтапно их наращивают. Однако бизнес-образование помогает субъектам бизнеса непрерывно находить новые и асимметричные решения.

Здесь хочется сказать и о рисках, с которыми сталкивается сейчас эта сфера. В процессе осмысления новой структуры системы высшего и послевузовского образования можно встретить опрометчивые предложения перевести программы MBA и EMBA в разряд академических.

Сама сущность программ дополнительного профессионального образования (ДПО), система их администрирования предполагает возможность быстрой адаптации содержания под новые, только появившиеся запросы бизнеса и экономики в целом.

На программы MBA мы зачисляем специалистов с управленческим опытом не менее трех лет, а на EMBA — не менее пяти лет на руководящих управленческих должностях. Сможем ли мы быстро донести до практикующих менеджеров новые компетенции, если посадим их за одну парту со вчерашними бакалаврами? Сколько времени понадобится, чтобы внести изменения в учебный план академической программы? Не утратит ли бизнес-образование роль ключевого инструмента для адаптации бизнеса и управленцев к новым условиям, если его сердцевинные программы получат статус академических? Хочется предостеречь бизнес-образование от таких контрпродуктивных решений.

Сколько программ бизнес-образования сейчас у ЭФ МГУ?

Мы солидарны с теми, кто подразумевает под бизнес-образованием все программы ДПО в области менеджмента, где в качестве целевой аудитории выступают люди, обладающие определенным управленческим опытом, а не только MBA и EMBA.

Наш текущий портфель насчитывает более 40 программ и постоянно обновляется. В течение каждого учебного года мы открываем 10–12 новых программ, что говорит о высокой скорости адаптации и обновления содержания, гибком реагировании на новые запросы экономики.

К тематическим областям, которые в последнее время находят все большее отражение в наших программах, следует отнести вопросы цифровой трансформации, санкционные вызовы, стратегическое управление, финансовый менеджмент, включая финтех.

Продолжает расти спрос и отражение в наших программах так называемых «мягких» компетенций (например, навыки ведения сложных переговоров, лидерство, командообразование, другие коммуникационные компетенции), поскольку в условиях повышения изменчивости деловой среды эти компетенции в значительной степени определяют готовность к изменениям. 

Кто приходит к вам учиться?

Заказчиками наших программ бизнес-образования выступают как физические, так и юридические лица. Сотрудники различных организаций могут вливаться в общие группы слушателей, а могут обучаться по программам корпоративного заказа, адаптированным с учетом запросов компаний.

В формате корпоративного заказа в последнее время мы сотрудничали с АФК «Система», ПАО «ВТБ», ПАО «Россети», ПАО «Сургутнефтегаз», «Биннофарм Групп», ПАО «Сбербанк», АО «РЖД» и другими.

Если смотреть в процентном соотношении, подавляющее большинство наших слушателей — физические лица. Их около 75%. А всего на программы ДПО на ЭФ МГУ в последнее время приходит 1,5–2 тыс. человек в год.

Среди наиболее востребованных — программы Executive МВА «Долгосрочное экономическое лидерство и институциональная эффективность» и программы МВА по пяти направлениям подготовки: стратегический менеджмент и предпринимательство, стратегический маркетинг, финансовый менеджмент, инновации и развитие бизнеса, управление персоналом; «Профессиональный директор», «Управление персоналом современной организации», «Предпринимательство и инновационное развитие бизнеса», «Экономика и управление», «Управление семейным капиталом». 

Несмотря на академичность, МГУ показывает гибкость, сотрудничая с бизнесом и госкорпорациями. Как это влияет на программы университета?

Если под академичностью понимается умение обобщать лучшие и худшие управленческие практики, делать концептуальные выводы, которые помогут найти эффективное управленческое решение в оригинальной ситуации, с которой сталкивается организация, то это качество не исключает, а предполагает активное сотрудничество с бизнесом. Мы стараемся развивать его формы и интенсивность.

Так, значительна доля занятий, которые наши преподаватели ведут совместно с приглашенными экспертами из бизнеса. Задача преподавателя — помочь эксперту структурировать и донести до аудитории его ценный опыт. Кроме того, мы стремимся определенные занятия проводить в стенах компаний, практика которых интересна в контексте рассматриваемых проблем.

Еще более тесной формой сотрудничества с бизнесом являются наши сетевые программы, разработанные в партнерстве с бизнесом. В качестве успешного опыта можно назвать программу «Академия бизнес-лидеров: конкурентоспособность в цифровой реальности» (совместно с АФК «Система»), программу МВА со специализацией «Управление персоналом» и программу профессиональной переподготовки «Управление персоналом современной организации» (совместно с HR-SREDA).

Кто преподает в вашей бизнес-школе? Есть ли уникальные эксперты, работающие только с вами?

Пожалуй, уникальность экспертов, которых экономический факультет приглашает в наши программы ДПО, заключается не в эксклюзивности сотрудничества с нами, а в уникальности и ценности их компетенций.

Учитывая все усиливающийся междисциплинарный характер современного менеджмента, мы активно привлекаем ведущих специалистов МГУ с других факультетов.

Так, оценить возможности применения искусственного интеллекта в управленческой практике нам помогает ведущий нейрофизиолог, профессор биологического факультета МГУ Александр Яковлевич Каплан. На острые вопросы в области трудового права слушателям отвечает заведующий кафедрой юридического факультета Александр Михайлович Куренной.

Тренинги по личной эффективности руководителей ведет известный профессор психологического факультета Тахир Юсупович Базаров. Осознать особенности деловой среды в различных регионах нашей страны помогает Наталья Васильевна Зубаревич. А особенности, сложности и риски ведения бизнеса в Китае наши слушатели имеют возможность обсудить с руководителем Института стран Азии и Африки МГУ Алексеем Александровичем Масловым.

Хочется подчеркнуть, что основным активом экономического факультета МГУ являются наши выпускники, которые занимают ведущие управленческие позиции в организациях самых различных сфер и областей. Конечно, мы благодарны им за активное участие в наших программах. Согласитесь, познакомиться в рамках учебы с мнением заместителя председателя Банка России Алексея Борисовича Заботкина об особенностях кредитно-денежной политики — это уникальный образовательный опыт.

Продолжают ли учиться на ваших программах победители конкурса «Лидеры России»?

Да. С 2018 года существенную часть слушателей программы Executive МВА «Долгосрочное экономическое лидерство и институциональная эффективность» составляют суперфиналисты конкурса «Лидеры России». В октябре 2024 года победители конкурса «Лидеры энергетики» начали обучение на нашем факультете по программе профессиональной переподготовки «Стратегический менеджмент и цифровая трансформация бизнеса». Исследовательская часть этих программ проводится в проектной форме, при этом цель и задачи проектов задают различные бизнес-структуры.

Реалии нового времени — прекращение сотрудничества с западными университетами. Как ЭФ МГУ реагирует на эти вызовы?

Активное сотрудничество с западными университетами по программам бизнес-образования в настоящее время приостановлено, но это не мешает нам находить новых партнеров. В течение учебного года 2023–2024 были успешно проведены зарубежные стажировки слушателей программ ЕМВА и МВА в Сербии, ОАЭ, Азербайджане. Сейчас готовится бизнес-стажировка в Китае.

Кроме того, российские бизнес-школы теперь не учитываются в глобальных рейтингах. Появился ли внутренний рейтинг программ бизнес-образования?

Внутреннего рейтинга российских программ пока нет, но, насколько мы знаем, такая работа ведется под эгидой НАСДОБР. Поскольку рейтинг является важным инструментом конкурентной борьбы между российскими бизнес-школами, в будущем важно добиться объективности процесса оценивания, что позволит повысить качество программ в сфере бизнес-образования.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх