23 января в прокат выходит криминальная драма Франсуа Озона «Что случилось осенью», награжденная призами за лучший сценарий и за лучшую роль второго плана кинофестиваля в Сан-Себастьяне. Подробнее — в материале «Сноба».
Одним абзацем
Криминальная интрига в «Что случилось осенью» второстепенна. Хотя Франсуа Озон цепляет интерес зрителя загадкой о том, совершила ли суицид парижанка Валери, или женщину скинул с балкона друг ее матери Венсан, на протяжении всего фильма режиссера больше интересует, как люди винят себя и осуждают других, как они учатся прощать друг друга и понимать, что никто не идеален. Глубоко гуманистические идеи в творчестве Франсуа Озона — следствие многолетней эволюции мастера, в начале карьеры увлекавшегося формалистскими подражаниями.
Подробно
Из маленькой деревенской церквушки выходит старушка Мишель (Элен Венсан). Она давно живет в провинции Франции в своем доме с огородом и дружит лишь с соседкой Мари-Клод (Жозиан Баласко). С семьей у Мишель не задалось: мужа нет, дочка Валери (Людивин Санье) ненавидит мать, хотя и унаследовала ее парижскую квартиру, только внучок Лукас радует бабушку одним своим существованием. Валери приезжает к маме, чтобы оставить с ней на каникулы Лукаса, но происходит страшное: дочка получает сильное отравление после того, как поела собранные Мишель грибы. Женщина думает, что мать хотела ее убить, а потому забирает ребенка, быстро уезжает в столицу и перестает отвечать на звонки.
Тяжелые дни одиночества Мишель скрашивают счастливые новости от ее подруги Мари-Клод — ее сына Венсана (Пьер Лоттен) выпустили из тюрьмы. Чтобы совсем не зачахнуть от печали, Мишель нанимает за небольшую плату Венсана в качестве работника и просит помочь ей по огороду. Мужчина сразу замечает добрую душу бедной женщины, а потому решает дать ей хоть что-то взамен и отправляется в Париж на разговор с Валери. В этот же день Валери находят мертвой: она упала (или же ее подтолкнули?) с балкона.
Есть режиссеры, которые будто бы могут работать с любым материалом. Они играючи воплощают совершенно разные сюжеты и постоянно экспериментируют. Среди таких мастеров, не лишенных собственного стиля и индивидуальности, выделяется фигура Франсуа Озона, всегда ироничного и несерьезного. Даже в кино о сексуализованном насилии над детьми в католической церкви («По воле божьей») он умудрился вставить шутку о пенисе из облаков, который нужно нарисовать над Ватиканом.
Умение находить трогательное в печальном и раскрывать семейные проблемы Озон показал в тончайшей драме «Все прошло хорошо» (2021), где дочери прощаются с отцом, решившимся на эвтаназию. Новая картина режиссера «Что случилось осенью» может показаться очень простой: сюжет закручивается вокруг одного преступления и вины, которую всю жизнь испытывает Мишель по отношению к своей дочери. Тем не менее в фильме много любопытных деталей, которые доказывают, что даже самое простое (на первый взгляд) произведение прячется, как грибы среди леса.
Те самые грибы, которые красуются на постере фильма и которые собирает Мишель, являют собой отличный символ. Только зоркий и опытный глаз поймет, какой из них ядовитый, — так же и с людьми. «Что случилось осенью» — очень легкая драма с детективной интригой, где режиссер играет со зрителем и предлагает ему решить, кто же в фильме «злодей», а кто «добряк». То, что криминальные истории все еще не исчерпали себя и могут до конца держать интригу, почти два года назад доказала «Анатомия падения» Жюстин Трие, где женщину — писателя криминальных романов обвинили в убийстве менее успешного мужа-романиста. Франсуа Озона меньше интересует криминальный элемент кино и разворачивающиеся вокруг него страсти, хотя он и любит добавлять бунтовскую «перчинку» в образы своих героев — его сильнее завлекает сложный мир человеческих взаимоотношений, как люди, подобно насекомым и животным, без слов передают сигналы и понимают друг друга.
Этот интимный диалог душ — то, что выделяет «Что случилось осенью» из множества посредственных драм. По ходу действия становится совершенно не важно, от чьих рук погибла Валери, важнее, всепоглощающее чувство вины и осуждения. Если Валери не могла простить мать за ее работу в молодости, то Мишель даже на секунду не задумывается о том, что вышедший из тюрьмы Венсан может и вправду оказаться плохим человеком, преступником-рецидивистом. Высокий гуманизм Озона, его вера в людей — следствие большого, многолетнего развития автора, который в начале своей карьеры был зачарован формализмом и саркастически издевался над моралью современного общества. За почти тридцать лет с премьеры дебютного фильма Франсуа Озон не потерял чувство юмора, но приобрел нечто большее — умение находить среди леса (идей) те самые грибы (смыслы) и не вестись на ложных двойников.
Свежие комментарии