На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

91 подписчик

Свежие комментарии

  • Дмитрий Зайцев
    — …Понимаешь, женщины кричат во время родов. — Я думала, они поют песни. — Они кричат на родном языке… Так что ты буд...«Муж присутствова...
  • Людмила Лепаева
    Дешевле за границу съездить чем на Алтай цены как в Москве она его и скупилаВне сезона: почем...
  • Maxim
    Здание СЭВ можно по  прямому назначению использовать : БРИКС, весьма - символично.. Даже собираются создавать организ...Елизавета Лихачёв...

Миллион за килограмм: вещь недели — золото

На этой неделе цена на золото побила исторический рекорд. «Сноб» разбирается, почему в эпоху цифровых активов мы по-прежнему верим этому металлу.

Тройская унция — старинный стандарт веса для драгоценных металлов, равный 31,103 грамма. Название — дань традиции, архаичный след, который тянется из средневекового французского города Труа, крупного торгового центра.

В переводе на понятные деньги: если унция стоит $4100, а доллар, скажем, 78 рублей, то один грамм золота 999-й пробы обойдётся вам примерно в 10 тысяч рублей, а килограмм, соответственно, в миллион.

Можно ли купить себе такой кусочек вечности? Да. После отмены НДС на покупку золота в слитках для физлиц (2022 год) в России это стало довольно простой операцией. Банки предлагают слитки на любой кошелёк: от крошечных, размером с сим-карту, до килограммовых. Есть и куда более увесистые «кирпичи» — от 11 до 13 кг, — но физическим лицам их не продают.

После покупки слиток можно принести домой, положить в сейф или под кровать. В этом — главная прелесть золота: это физический актив, который принадлежит только владельцу и не зависит ни от стабильности банковской системы, ни от налоговой, которая может, например, заблокировать счёт.

Это идея абсолютного финансового суверенитета.

Но у неё есть, конечно, и минусы. Во-первых, безопасность — золото могут украсть. Во-вторых, ликвидность — в булочной слитком не расплатишься. Чтобы превратить его обратно в деньги, придётся нести в банк, где его тщательно проверят, поищут царапины, поизучают сертификаты — и выкупят дешевле, чем такой же слиток в ту же секунду кому-то продадут.

В разнице между ценой продажи и покупки нет, разумеется, ничего странного, но иногда она достигает 25 % — а это очень много.

Поэтому с точки зрения безопасности разумнее хранить слитки в банковской ячейке (но иметь в виду, что она не бесплатная). А с точки зрения сохранности средств — покупать золото на длительный срок. На годы, если не на десятилетия.

Ценность золота зашита в его физических свойствах и, если угодно, в самой ткани Вселенной. Всё извлекаемое золото, которое есть на Земле, родилось не в её недрах. Оно было синтезировано в чудовищном горниле сталкивающихся нейтронных звёзд или взрывов сверхновых и миллиарды лет назад занесено на нашу планету метеоритной бомбардировкой. Жёлтое кольцо на пальце — в буквальном смысле осколок мёртвой звезды, кусочек космоса.

Золото химически инертно: не ржавеет, не тускнеет, не вступает в реакции. Слиток, отлитый во времена Римской империи, сегодня выглядит так же, как и две тысячи лет назад. Оно невероятно пластично: из одной унции можно вытянуть нить длиной 80 километров. Оно плотное и тяжёлое, что создаёт ощущение весомости, подлинности. Природа будто специально создала идеальный материал для хранения ценности. И долгое время он лежал в основе мировой экономики.

Во времена «золотого стандарта» каждая купюра была, по сути, распиской на право получить определённое количество золота в государственном хранилище. Другими словами, деньги имели физический вес. В 1971 году президент США Ричард Никсон «отвязал» доллар от золота, и мировая финансовая система шагнула в эпоху «фиатных» денег, не обеспеченных ничем, кроме веры в выпустившее их государство.

Но сегодня золото — это не только сырьё для ювелиров. Частичка вечного металла есть в кармане у каждого — в смартфоне. Благодаря уникальной электропроводности и стойкости к коррозии оно незаменимо в производстве микрочипов. И в этом ирония: наша цифровая жизнь работает на устройствах, которые не могут функционировать без самого древнего и аналогового из всех активов.

Впрочем, нынешний золотой ажиотаж вызван не ростом производства микрочипов, а, как бы высокопарно это ни звучало, хрупкостью нашего мира. Торговые войны, военные конфликты, санкционные режимы и долговые ямы ведущих экономик заставили искать что-то надёжное, не зависящее от политических деклараций и обещаний глав центробанков. Причём сами главы центробанков этот ажиотаж и разогрели: крупные игроки — Китай, Индия, Россия и Турция — методично наращивают золотые резервы, сокращая долю доллара. Частные инвесторы, почуяв тренд, следуют за ними. Золото — не акция, оно не приносит дивидендов и не участвует в росте производства. Его единственная функция — быть. И его цена — точный градусник, измеряющий температуру всеобщей тревоги.

Судя по котировкам, у мира сильный жар.

Автор: Ольга Обыденская

 

Ссылка на первоисточник
наверх